Как комитет Гетманцева предлагает решить проблему заемщиков валютных кредитов

11:05, 17 марта 2021
Финансовый комитет Верховной Рады разработал механизмы защиты прав заемщиков валютных кредитов: о чем речь.
Как комитет Гетманцева предлагает решить проблему заемщиков валютных кредитов
Источник фото: Верховная Рада
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

На рассмотрении Верховной Рады Украины находятся два законопроекта, задачей которых является законодательное закрепление механизмов защиты прав и законных интересов заёмщиков кредитов в иностранной валюте.

Это проект Закона «О внесении изменений в раздел IV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О потребительском кредитовании» (относительно кредитов, предоставленных в иностранной валюте) № 4475 от 09.12.2020 года и Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте и адаптации процедур неплатежеспособности физических лиц» № 4398 от 18.11.2020 года.

Авторами вышеуказанных законопроектов являются народные депутаты, входящие в состав Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

История вопроса

Проблема заёмщиков кредитов в иностранной валюте возникла «не вчера». Некоторые кредитные истории граждан, которые заключили с банками договора о кредитовании в иностранной валюте, берут своё начало ещё в 2008 году. Общеизвестными фактами являются несколько «волн» Мирового финансового кризиса, Оккупация территории АР Крым и части Донецкой и Луганской областей, и соответственно, экономическая и финансовая нестабильность, резкие колебания национальной валюты Украины гривны, что привело к неспособности выплат гражданами кредитов, взятых ими в иностранной валюте.

Цели и задачи разработки законопроектов

Вышеупомянутые законопроекты объединены общей целью – защита прав и законных интересов граждан-заёмщиков по кредитам в иностранной валюте от недобросовестных действий кредиторов. Согласно пояснительным запискам к законопроектам, банки, осуществлявшие выдачу кредитов, как де-юре, так и де-факто, переложили риски наступления и последствий форс-мажорных обстоятельств на заёмщиков. При этом, не для кого не секрет, что граждане имеют в разы меньшую финансовую устойчивость, чем кредиторы (банки). Именно поэтому, народные депутаты хотят оказать такой категории граждан максимально возможную, в данной ситуации поддержку. Особенно, по словам авторов законопроекта, в такой поддержке нуждаются граждане, которые брали кредитные средства на покупку жилья и на данный момент такое жильё является их единственным.

Суть предложений, изложенных в законопроектах № 4475 и № 4398

Прежде всего, законодатели считают, чтобы сдвинуть процессы с «мёртвой точки», необходимо навести порядок самой реструктуризацией долговых обязательств. Предлагается, что реструктуризация непогашенных кредитных обязательств будет происходить согласно закону, а не договору. В процессе реструктуризации все кредиты в иностранной валюте будут пересчитаны в гривне по курсу НБУ на день реструктуризации.

Во-вторых, будет проведено полное списание неустойки (виде пени и штрафов), а уже уплаченные сумы неустойки будут зачисляться в счёт погашения тела кредита.

В-третьих, процентную ставку за пользование кредитом, которая применялась до реструктуризации, планируется пересмотреть следующим образом: половина размера украинского индекса ставок по двенадцатимесячным депозитам физических лиц в соответствующей иностранной валюте, а для периодов, когда такого индекса еще не было (в 2011 году впервые было рассчитано значение украинского индекса ставок по депозитам физических лиц) - половина учетной ставки Национального банка Украины; суммы процентов, уплаченных к моменту реструктуризации сверх того, в ходе реструктуризации зачислить на погашение «тела» кредита и не уплаченных процентов за пользование кредитом. После реструктуризации установить ставку за пользование кредитом в размере украинского индекса ставок по двенадцатимесячным депозитам физических лиц в гривне (применяется последнее значение индекса, установленное на момент начала календарного дня, в который проводится реструктуризация), увеличенного на один процент.

Кроме того, депутаты считают необходимым предусмотреть возможность досрочного погашения кредита. Также, предусмотрено уменьшение суммы кредита, если кредит был продан по договору переуступки долга за меньшую сумму, чем общий долг по нему.

Прямые запреты для кредитора

Законопроектом предусмотрено установление прямых запретов кредитору действовать определённым образом, а именно:

  • обращение принудительного взыскания на жилую недвижимость должника;
  • запрет кредитодателю оформлять ипотечное жилье в свою собственность, продавать ипотечное жилье третьим лицам на основании договора об удовлетворении требований ипотекодержателя или соответствующей оговорки в ипотечном договоре.

Такие запреты авторы законопроектов разработали в связи с тем, что лишение кредитором должника жилья (особенно единственного), может создать реальную угрозу жизни и здоровью гражданина, а также членов его семьи.

 Законопроектом № 4398 предусматриваются особые нормы, которые начнут действовать после открытия процедуры неплатёжеспособности физического лица.

Так, например, предлагается законодательное закрепление возможности должника, если ипотечное жильё у него является единственным, подать заявление об открытии процедуры неплатёжеспособности без определения лица арбитражного управляющего, отметив, что проект плана реструктуризации должен быть согласован единственным обеспеченным кредитором в порядке предусмотренным настоящим пунктом Заключительных и переходных положений Кодекса Украины по вопросам банкротства и в таком случае Хозяйственный суд утверждает план реструктуризации без применения ст. 126 этого Кодекса, при условии соответствия плана реструктуризации требованиям этого пункта.

Кроме того, в случае недостаточности доходов должника для выполнения условий реструктуризации и жительства должника в квартире, площадь которой не превышает 60 квадратных метров или жилая площадь такой квартиры не превышает 13,65 квадратных метров на каждого члена семьи должника, или проживания должника в жилом доме, площадь которого не превышает 120 квадратных метров, по решению хозяйственного суда может быть установлена ​​минимальная сумма ежемесячного выполнения плана реструктуризации. Обязательства по доказыванию недостаточности доходов возлагается на должника. Рыночная стоимость имущества, находящегося в собственности или в общей совместной собственности должника, не являющегося обеспечением по кредиту, подлежащему реструктуризации, и на которое может быть обращение взыскание, считается доходом должника.

В завершении хотелось бы отметить, что, также, в законопроекте № 4398 предусмотрено ещё одно принципиально новое полномочие хозяйственного суда. В случае если должник не имеет финансовых возможностей погашать требования обеспеченного кредитора на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, суд по ходатайству должника устанавливает минимальную сумму ежемесячного выполнения плана реструктуризации до момента полного погашения реструктурированного обязательства, или переходит к следующей процедуре, установленной Кодексом.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олена Смірнова
    Олена Смірнова
    суддя Господарського суду Харківської області
  • Олеся Алтухова
    Олеся Алтухова
    суддя Лубенського міськрайонного суду Полтавської області