Министр юстиции Украины Денис Малюська заявил, что в сегодняшних условиях уравнивание в полномочиях частных и государственных исполнителей «приведет к разворовыванию государственного и коммунального имущества», а расширение полномочий частных исполнителей может повлечь «срыв отопительного сезона». Такое мнение он высказал в ходе обсуждения на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики 10 июня законопроекта о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения полномочий частных исполнителей №4330.
Этот законопроект был подан еще в ноябре 2020 года, а принят в первом чтении только 20 мая 2021-го. Документом предлагается распространить полномочия частных исполнителей по выполнению решений до 100 000 грн против любого должника, включая государственных юридических лиц и юридических лиц с участием государства, и по принудительному исполнению ими постановлений по административным правонарушениям.
Напомним, что предоставление частным исполнителям возможности взыскивать долги с государственных предприятий долгое время остается камнем преткновения.
Однако уравнивать полномочия частных и государственных исполнителей Минюст предлагает «постепенно», к 1 января 2024 года, когда Единый реестр частных исполнителей Украины заполнится на 1000 человек.
При обсуждении в Раде народный депутат Олег Макаров отметил, что Минюст на самом деле не планирует ни расширять права частных исполнителей, ни комплексно работать над усовершенствованием сферы исполнения судебных решений. Об этом свидетельствует то, что частным исполнителям разрешается выполнять решения против государственных предприятий на сумму всего в 100 тыс. грн, а вступления в силу закона предлагается отложить на 2024 год.
В ходе заседания Комитета его глава Андрей Костин напомнил, что расширение полномочий частных исполнителей предусмотрено Меморандумом в рамках Соглашения между Украиной и Европейским союзом как кредитором (относительно получения Украиной макрофинансовой помощи ЕС в сумме до 1,2 миллиарда евро, т. н. «макрофин»), ратификация которого состоялась еще летом 2020 года.
«Сейчас продолжаются консультации с представителями Еврокомиссии. Они ждут внесения в парламент законопроекта и того, что он будет принят в первом чтении до конца работы текущей сессии. Также они просят – если мы не успеваем принять в первом чтении большой проект, чтобы был принят во втором чтении данный небольшой законопроект», - отметил Андрей Костин. Также он акцентировал внимание на том, что 2024 год – это слишком далекий срок.
В свою очередь, Денис Малюська заявил, что «законопроект носит технический характер, чтобы выполнить условия «макрофина» и показать европейцам, что мы на пути к задекларированной цели – уравниванию в будущем полномочий частных и государственных исполнителей».
«Этот законопроект – это требование европейцев дать частным исполнителям право взыскивать 100 тысяч и административные штрафы. Все понимают, что этот законопроект не устраивает ни Минюст, ни Комитет, ни частных исполнителей. Соответственно, его роль лишь техническая. Мы не просим его голосовать во втором чтении. Это просто сигнал готовности выполнить условия «макрофина», - отметил Денис Малюська.
«Мы слышали критику, что реализация закона откладывается на слишком долгий срок, мы согласны приблизить дедлайн для предоставления частным исполнителям возможности взыскивать 100 тысяч грн или административные штрафы до начала 2023 года. Но опять-таки это не имеет большого значения, поскольку мы рассчитываем на комплексную реформу, и какой бы срок мы ни ставили, он не сможет заработать «с колес» завтра или послезавтра, потому что нужно усовершенствовать систему контроля за действиями частных исполнителей, и с этим, на мой взгляд, согласны абсолютно все.
Простое уравнивание полномочий приведет к значительным негативным последствиям, неконтролируемости и разворовыванию государственного и коммунального имущества.
Также обращу ваше внимание, почему государство сразу не предоставило равные полномочия частным исполнителям. В том числе, с учетом соображений по поводу последствий такой деятельности.
Сейчас, если частные исполнители через месяц-три получат полномочия, аналогичные государственным исполнителям, хотя и по лимитированным суммам, обращаю ваше внимание, что можно продавать миллиардное имущество, взыскивая сто тысяч.
Учитывая проблематику в сводных исполнительных производствах, когда у нас сейчас государственные исполнители, по сути, конкурируют с частными – кто первый продаст имущество без соблюдения очередности требований взыскателей, у нас возникнет анархия, которая может привести к полному блокированию отопительного сезона. Поскольку, напомню, у нас большое количество теплоэлектроцентралей, которые обеспечивают зимнее отопление, имеют огромные долги, и там нужно, чтобы взыскание средств происходило контролируемо. Иначе риски злоупотреблений со стороны исполнителей могут привести к тому, что мы не начнем отопительного сезона. Осень это всегда пора мэров, которые обрывают телефон, жалуясь на незаконные действия исполнителей, связанные с арестами или блокированием деятельности. Учитывая отсутствие надлежащих механизмов контроля, мы не делаем акцента на маленьком законопроекте, а идем далее, чтобы у нас соблюдение принципа верховенства права не привело к другим нарушениям», - заявил Денис Малюська.
В свою очередь, Андрей Костин задал вопрос, можно ли как-то приблизить срок вступления в силу новых положений, а не откладывать их на 1 января 2024 года.
«1 января 2023 года. Я думаю, это реальный срок, когда мы выведем систему относительно контроля и платежеспособности государственных предприятий на надлежащий уровень», - отметил Малюська.
Поскольку министр юстиции заявил, что данный проект не является актуальным, Андрей Костин предложил перенести вопрос и сконцентрироваться на комплексном законопроекте.
В свою очередь, народный депутат Олег Макаров отметил, что из выступления Дениса Малюськи следует нежелание Минюста обеспечивать выполнение судебных решений.
«Я в докладе министра юстиции услышал три опасных тезиса. Что «мы хотели бы работать с Европейским союзом, но мы не собираемся выполнять его требования», а «для того, чтобы показать, что мы как будто хотим выполнять его требования, давайте сымитируем, что мы что-то делаем».
Второй тезис министра заключается в том, что государственные исполнители, оказывается, будучи на службе у Министерства юстиции, целью своей работы видят наводить правосудие в Украине путем невыполнения решений украинских судов. Потому что если они выполнят решение украинского суда, то тогда произойдет что-то несправедливое или опасное. И Министерство юстиции занимается тем, что организовывает невыполнение решений судов. А если эти функции по выполнению решений передать частным исполнителям, то случится какой-то ужас и судебные решения будут выполняться.
И третье, я услышал, что члены Комитета должны потратить время, чтобы поработать над законопроектом, но целью этой работы является непринятие закона.
Мне очень удивительно слышать это от министра, учитывая, что прошло 2 года, и за эти два года мы в направлении реформы исполнительного производства не сдвинулись с места», - подытожил Олег Макаров.
Отметим, что в понедельник, 14 июня, в Верховной Раде планируют зарегистрировать комплексный законопроект относительно реформы исполнительного производства.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.