14 апреля Верховная Рада приняла как закон законопроект №7201 о выплате компенсаций переселенцам по уходу за родными при отсутствии средств в местных бюджетах.
Как отмечают в «Слуге народа», этим законом установлено, что лицам из числа внутренне перемещенных лиц компенсация за уход по их новому месту жительства/нахождения не выплачивается, если в бюджетах сельских, поселковых, городских советов не предусмотрены средства. Однако определяется такое право.
«Так, компенсация за уход за физлицами будет назначаться и выплачиваться внутренне перемещенным украинцам, если в бюджетах сельских, поселковых, городских советов предусмотрены средства на выплату компенсации с учетом численности внутренне перемещенных лиц.
Если такие средства не предусмотрены, то будет определяться право и подтверждаться факт ухода без выплаты компенсации», - отмечают в партии «Слуга народа».
Также документ предусматривает экстренное предоставление социальных услуг при введении на территории Украины чрезвычайного или военного положения.
6 апреля, рассмотрев указанный проект Закона о внесении изменений в законы о предоставлении социальных услуг при введении на территории Украины чрезвычайного или военного положения №7201, Комитет Верховной Рады по вопросам социальной политики отметил следующие основные изменения:
1) определять среднемесячный совокупный доход граждан с учетом предыдущих двух кварталов, предшествующих месяцу обращения (действующим законодательством предусмотрено 6 последних месяцев), с целью введения электронного обмена данными о доходах граждан (в итоге решением Комитета была внесена правка считать доход за один квартал, а не два - прим. ред.);
2) расширить полномочия военных администраций в части управления предоставлятелями социальных услуг, организации предоставления ими социальных услуг;
3) дать полномочия областным, Киевской городской государственным администрациям, исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов определять особенности принятия решения о предоставлении социальных услуг;
4) установить, что лицам из числа внутренне перемещенных лиц компенсация за уход по их новому месту жительства/нахождения:
5) установить, что порядок ведения не применяется для принятия решения о предоставлении социальных услуг экстренно (кризисно) лицам/семьям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах из-за вреда, причиненного пожаром, стихийным бедствием, катастрофой, боевыми действиями, террористическим актом, вооруженным конфликтом, временной оккупацией.
Вместе с тем, Уполномоченный ВР по правам человека и Ассоциация городов Украины в своих выводах отмечают, что отдельные его положения имеют дискриминационные признаки и требуют доработки с целью обеспечение одинаковых условий предоставления социальных услуг и компенсации за осуществление ухода лицам из числа внутренне перемещенных лиц.
С этой целью предлагается урегулировать финансирование предоставления социальных услуг и компенсации за осуществление ухода за указанной категорией граждан в условиях войны путем введения соответствующей субвенции из государственного бюджета местным бюджетам в случае неспособности территориальной общины обеспечить выполнение таких функций, с одновременным внесением законопроекта об изменениях в Бюджетный кодекс.
Главное научно-экспертное управление ВР тоже отмечает, что правовое содержание подтверждения факта ухода за лицами из числа ВПЛ ухода без выплаты компенсации остается непонятным.
Министерство развития общин и территорий считает, что проект Закона требует дополнительной нормативной и финансовой проработки, в частности, в части компенсации соответствующих расходов за счет средств госбюджета.
Министерство по реинтеграции временно оккупированных территорий сообщило, что в соответствии с Законом «О социальных услугах» предоставление базовых социальных услуг обеспечивается КГГА, районными государственными администрациями, исполнительными органами горсоветов и пр.
Учитывая указанное, Министерство предлагает подпункт 3 пункта 1 раздела I законопроекта дополнить абзацем следующего содержания: «Органы местного самоуправления обеспечивают осуществление исчерпывающих мер по предусмотрению в бюджетах сельских, поселковых, городских советов средств для выплаты перемещенных лиц компенсации за уход по их новому месту жительства/нахождения.».
Отметим, что в результате обсуждения правок было предложено, что для установления права на получение социальных услуг за счет бюджетных средств или с установлением дифференцированной платы среднемесячный совокупный доход получателя социальных услуг нужно определять путем автоматизированного обмена имеющимися данными между информационно-телекоммуникационными системами органов власти, предприятий, учреждений, организаций за один квартал, предшествующий месяцу, который предшествует месяцу обращения.
Ниже приводим решение Комитета от 6 апреля, где изложены правки к законопроекту. Окончательный текст закона станет известен только после его публикации (пока таковой отсутствует).
Підписуйтесь на наш telegram-канал t.me/sudua та на Youtube Право ТВ, а також на нашу сторінку у Facebook та в Instagram, щоб бути в курсі найважливіших подій.