В Раду внесли второй законопроект о военных прокуратурах

09:58, 9 августа 2022
Депутаты от «Слуги народа» предлагают «восстановить» систему военных прокуратур.
В Раду внесли второй законопроект о военных прокуратурах

В парламенте зарегистрирован альтернативный законопроект 7576-1 о создании военных прокуратур (автор – народный депутат от «Слуги народа» Владлен Неклюдов).

Как отмечает автор, «19.09.2019 принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры», которым ликвидирована система военных прокуратур. В то же время, учитывая нынешние вызовы, восстановление системы военных прокуратур является не столько взвешенным, сколько необходимым шагом для утверждения законности и осуществления эффективной защиты прав и свобод людей. Поэтому этот Закон дает право Генеральному прокурору в случае необходимости создавать специализированные прокуратуры на правах структурного подразделения Офиса Генерального прокурора, областных или окружных прокуратур.

Предлагается внести изменения в Закон «О прокуратуре» и нормативно урегулировать возможность замещения отдельных должностей в органах прокуратуры военнослужащими. Это позволит оперативно решать все вопросы, связанные с мобилизационной подготовкой и мобилизацией.

По сравнению с основным законопроектом (7576), законопроект авторства Неклюдова содержит и определенные отличия.

Так, основным законопроектом предлагается, среди прочего, возложить на специализированные военные прокуратуры полномочия по выполнению функции по надзору за соблюдением в воинских частях, комнатах (камерах) для временно задержанных Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, специальных палатах заведений здравоохранения Вооруженных Сил Украины для задержанных военнослужащих, а также на гауптвахтах законов при исполнении судебных решений по уголовным делам (производствам), применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, в местах постоянного или временного содержания военнопленных, интернированных лиц во время особого периода, а также по вопросам организации конвоирования задержанных, заключенных под стражу, приговоренных к лишению свободы военнослужащих или военнопленных, интернированных лиц.

Однако альтернативный законопроект не наделяет специализированные военные прокуратуры такой функцией.

Кроме того, основным законопроектом предусмотрено обеспечение специализированных военных прокуратур служебными помещениями, охраной и средствами связи (в том числе специальными) при необходимости, а также транспортными средствами для перемещения в районе военных (боевых) действий, что осуществляется за счет Министерства обороны Украины в соответствии с Порядком, определенным совместным приказом Офиса Генерального прокурора и Министерства обороны Украины.

Альтернативный законопроект предлагает осуществлять такое обеспечение за счет Офиса Генерального прокурора.

В то же время предусмотрено, что за военнослужащими, которые назначены на должности прокуроров в специализированной военной прокуратуре, и членами их семей сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные законодательством для военнослужащих, которые обеспечиваются за счет Офиса Генерального прокурора», - пояснил автор.

Основной законопроект

Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», в Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре» по обеспечению деятельности специализированных военных прокуратур 7576.

Среди его авторов – председатель Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Сергей Ионушас.

Как отмечают авторы, большое влияние на состояние правопорядка в военной и оборонной сфере, обеспечение защиты прав и законных интересов военнослужащих оказывали военные прокуратуры.

19.09.2019 принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры», которым, среди прочего, предусмотрена ликвидация военных прокуратур.

Этот Закон предоставляет право Генеральному прокурору в случае необходимости создавать специализированные прокуратуры на правах структурного подразделения Офиса Генерального прокурора, областных или окружных прокуратур. Реализуя эту возможность, Генеральным прокурором в 2020 году создана Специализированная прокуратура в военной и оборонной сфере Офиса Генерального прокурора (на правах департамента), специализированные прокуратуры в военной и оборонной сфере регионов и Объединенных сил (на правах областных), а также специализированные прокуратуры в военной и оборонной сфере (на правах окружных).

Данный законопроект призван обеспечить выполнение задач уголовного производства и эффективную организацию и процессуальное руководство по расследованию и раскрытию военных преступлений, других преступлений, совершенных в районе проведения операции Объединенных сил или ведения боевых действий, и интересов государства с целью поддержания военной дисциплины, боевой и мобилизационной готовности Вооруженных сил Украины и других военных формирований.

«В силу изложенного предлагается внести изменения в Закон Украины «О прокуратуре» и нормативно урегулировать возможность замещения отдельных должностей в органах прокуратуры военнослужащими Вооруженных Сил Украины. Это позволит оперативно решать все вопросы, связанные с мобилизационной подготовкой и мобилизацией», – отмечают авторы.

Также они добавляют, что в проекте «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре» по обеспечению деятельности специализированных военных прокуратур» учтены все замечания, высказанные Президентом Украины относительно Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по усовершенствованию деятельности органов прокуратуры в условиях вооруженной агрессии против Украины».

Напомним, Верховной Радой Украины 1 апреля 2022 года был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по усовершенствованию деятельности органов прокуратуры в условиях вооруженной агрессии против Украины», коим, среди прочего, в частности, предлагалось определить особенности правового статуса прокуроров, которые являются военнослужащими.

Президент Украины не подписал указанный Закон, предоставив определенные замечания, обратив внимание на то, что в принятом Законе не учтены задачи, возложенные Конституцией Украины на Вооруженные Силы Украины, природу и сущность военной службы.

Итак, проект Закона 7576 предусматривает внесение изменений в Закон Украины «О прокуратуре», в частности:

- предлагается дополнить статьей 82, которая будет определять особенности организации деятельности специализированных военных прокуратур, систему которых составят Специализированная военная прокуратура (на правах самостоятельного структурного подразделения) Офиса Генерального прокурора, специализированные военные прокуратуры (на правах областных прокуратур), специализированные военные прокуратуры).

К полномочиям специализированных военных прокуратур будут относиться:

1) организация и процессуальное руководство досудебным расследованием, надзор за негласными и другими следственными действиями органов правопорядка в уголовных производствах об уголовных правонарушениях, досудебное расследование в которых проводится следователями, детективами и дознавателями органов досудебного расследования (кроме детективов Национального антикоррупционного бюро Украины):

- против порядка несения военной службы (военные уголовные правонарушения);

- совершенные во время исполнения обязанностей военной службы военнослужащими, военнообязанными (в том числе резервистами, добровольцами Сил территориальной обороны Вооруженных Сил Украины и добровольческих формирований территориальной общины) во время прохождения военной службы и сборов, а также во время выполнения служебных обязанностей работниками воинских частей, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Министерства обороны Украины, Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований и органов государственной власти, которые комплектуются военнослужащими;

- совершенные при исполнении служебных обязанностей работниками оборонно-промышленного комплекса Украины, а также совершенные на территории расположения воинских частей, учреждений, организаций, других объектов постоянной или временной дислокации сил обороны, оборонно-промышленного комплекса Украины и Государственного космического агентства Украины;

- в сфере служебной деятельности и против собственности, объектом посягательства которых является военное имущество и/или средства - расходы Государственного бюджета Украины на обеспечение потребностей сектора обороны, повышение обороноспособности и безопасности государства; бюджетные обязательства по программам, связанным с повышением обороноспособности и безопасности государства и т.п.;

2) поддержание публичного обвинения в суде;

3) надзор за соблюдением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

4) представительство интересов государства в суде. Специализированные военные прокуратуры будут комплектоваться военнослужащими - офицерами Вооруженных Сил Украины, которые будут проходить военную службу по контракту или призванными на военную службу во время мобилизации или на особый период путем их командировки в Офис Генерального прокурора для выполнения полномочий, определенных этим Законом с оставлением на военной службе.

Изменениями в статьи 11 и 13 Закона «О прокуратуре» определяются полномочия руководителей специализированной прокуратуры на правах областной и на правах окружной прокуратуры.

На должности прокуроров, которые будут замещаться военнослужащими, будут назначаться граждане из числа лиц, проходящих военную службу по контракту лиц офицерского состава или призванных на военную службу во время мобилизации или на особый период и соответствующих определенным требованиям при условии вступления на военную службу в Вооруженные Силы Украины до назначения на должность прокурора.

Изменениями в статью 81 предусмотрено, что заработная плата (денежное содержание) прокуроров, являющихся военнослужащими, командированными для прохождения военной службы на должностях прокуроров, будет состоять из заработной платы прокурора, а также из оклада за воинское звание, надбавки за выслугу лет, других соответствующих надбавок и доплат, предусмотренных законодательством для военнослужащих Вооруженных сил Украины, из средств Государственного бюджета Украины, предназначенных для финансирования органов прокуратуры.

В переходных положениях законопроекта установлен порядок замещения должностей.

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Youtube Право ТВ, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Богдан Львов прокомментировал решение собрания судей, которые отклонили инициативу по его увольнению
Богдан Львов прокомментировал решение собрания судей, которые отклонили инициативу по его увольнению
Главное за день
Сегодня день рождения празднуют
  • Дмитро Татаринов
    Дмитро Татаринов
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Ірина Соломко
    Ірина Соломко
    суддя Чернігівського окружного адміністративного суду
загрузка...