Главное научно-экспертное управление парламента выразило ряд критических замечаний к законопроекту 10225-д, которым вводится новый механизм налогообложения прибыли от операций с виртуальными активами налогом на доходы физических лиц с использованием механизма, аналогичного применяемому для налогообложения инвестиционной прибыли.
Напомним, этим законопроектом вводятся налоговые обязательства для операций с виртуальными активами, в частности налогообложение прибыли от их продажи с учетом расходов на приобретение или создание. Законодатели рассчитывают на увеличение налоговых поступлений благодаря налогообложению операций с виртуальными активами (прибыль от продажи, деятельность поставщиков услуг).
«Отметим, что для налогообложения виртуальных активов (в отличие от инвестиционной прибыли) не предусмотрено возложение обязанности по начислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц на налогового агента, что, по нашему мнению, делает такой подход неэффективным и создает риск неуплаты налогов физическими лицами.
Кроме того, в целом по предлагаемому подходу к налогообложению виртуальных активов налогами на прибыль предприятий, на доходы физических лиц и на добавленную стоимость следует отметить, что такое налогообложение, по нашему мнению, должно осуществляться исходя из экономической сущности операций с такими активами, а не их юридической формы», – подчеркнули в ГНЭУ.
Однако как в изменениях к Налоговому кодексу, так и в Законе «О рынках виртуальных активов» в редакции проекта не определяются существенные признаки виртуальных активов (примером чего является определение базового понятия: «виртуальный актив — это разновидность цифровой вещи, которая создается, передается и хранится в электронном виде с использованием технологии распределенного реестра или другой аналогичной технологии»).
Виртуальный актив, в зависимости от условий эмиссии, может удостоверять имущественные права, в частности право требования на другие объекты гражданских прав, а также обязательства эмитента виртуального актива.
Таким образом, проектом устанавливается фактически унифицированный подход к налогообложению виртуальных активов, что выглядит довольно спорным и, кроме того, содержит риски минимизации налоговых обязательств, указали в ГНЭУ.
Также согласно новому пункту 36 подраздела 1 раздела XX Налогового кодекса предлагается установить, что «в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика за 2026 налоговый (отчетный) год может включаться доход в сумме денежных средств, полученных от операций продажи (отчуждения) в обмен на валютные ценности виртуальных активов, приобретенных плательщиком до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины по регулированию оборота виртуальных активов в Украине».
Такие доходы должны отражаться в налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах за 2026 год отдельно от других доходов и расходов и облагаться налогом по ставке, определенной пунктом 167.2 статьи 167 Налогового кодекса. При этом такие доходы не учитываются при определении объекта налогообложения по правилам пункта 170.21 статьи 170 Налогового кодекса.
«Следует отметить, что предлагаемая норма может привести к необходимости возврата сумм налогов от доходов от продажи (отчуждения) в обмен на валютные ценности виртуальных активов, которые были приобретены плательщиком до вступления в силу указанного Закона и которые были уплачены физическим лицом в предыдущих налоговых периодах по ставке выше, чем 5%, как это предусмотрено в норме», – подчеркнули в ГНЭУ.
Также в ГНЭУ назвали дискуссионной в правовом отношении норму законопроекта, согласно которой «поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, предоставляющие услуги в пользу резидентов Украины (физических и юридических лиц), обязаны подать заявление о постановке на учет в контролирующем органе в течение 60 календарных дней после начала предоставления таких услуг». Ведь, согласно содержанию статьи 63 Налогового кодекса, постановке на учет или регистрации в контролирующих органах подлежат именно налогоплательщики, тогда как в данном случае речь идет не о выполнении субъектами обязанности по уплате налогов и сборов, а исключительно о предоставлении контролирующим органам информации об операциях резидентов Украины с виртуальными активами.
Напомним, изменениями в Налоговый кодекс Украины предлагаются следующие нововведения относительно виртуальных активов (ВА) с 1 января 2026 года:
Не облагаются налогом:
Переходный период:
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.