Вежливый отказ Минфина

10:29, 19 августа 2013
Газета: 31-32 (199-200)
Уровень финансирования админсудов, несмотря на номинальный рост, ухудшается
Вежливый отказ Минфина
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

Приближается осень, а с ней и начало формирования бюджета судебной системы на 2014 г. Отметим, что данный процесс для Фемиды почти всегда оказывается болезненным и сопровождается противостоянием между нею и исполнительной ветвью власти.

На последнем перед летним отпускным периодом заседании Совета судей административных судов его члены определили состав конференции судей административных судов, которая состоится 20 сентября 2013 г. Согласно ч. 3 ст. 119 Закона «О судоустройстве и статусе судей», в состав конференции входят по одному судье от каждого местного, апелляционного суда соответствующей юрисдикции, 6 судей соответствующего высшего специализированного суда и судья Верховного Суда Украины. Также в ходе заседания ССАС был утвержден ориентировочный план работы ССАС на второе полугодие 2013 г.

Кроме того, на заседании были рассмотрены результаты обращения ССАС к премьер-министру Украины Николаю Азарову относительно финансирования окружных и апелляционных административных судов (решение ССАС №50 от 26.04.2013). В частности, председатель Совета судей административных судов Николай Кобылянский информировал присутствующих об ответе Министерства финансов Украины на обращение ССАС по упомянутому вопросу.

ССАС посылает сигнал SOS

Напомним, что суть обращения сводилась к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 140 Закона «О судоустройстве и статусе судей», обеспечение функционирования судебной власти предполагает определение в Государственном бюджете Украины расходов на финансирование судов не ниже уровня, обеспечивающего возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом, а также законодательное гарантирование полного и своевременного финансирования судов.

Уровень финансирования административных судов, несмотря на номинальный ежегодный рост его объемов, тенденционно ухудшается. Предусмотренные государственным бюджетом расходы на каждый следующий бюджетный период растут за счет роста размера минимальной заработной платы и стоимости расходных материалов, тарифов на почтовые услуги, а также инфляционных процессов, но по факту остаются значительно меньше требуемых сумм. Расходы на содержание окружных и апелляционных административных судов, предусмотренные государственным бюджетом на 2013 г., удовлетворяют потребность этих судов от 0 до 70% в зависимости от направлений их использования.

Особое беспокойство вызывает недопустимо низкий уровень оплаты труда работников аппарата административных судов. Причиной является то, что при расчете фонда оплаты труда не учитывается фактическая численность этих работников, которая, в отличие от той, что была в начале создания системы административных судов, ныне почти достигла штатной численности.

Сметные назначения административных судов на оплату труда в 2013 г. по сравнению с 2012 г. уменьшились на 12,1 млн грн. В случае заполнения всех вакантных должностей судей заработная плата работника аппарата составит 500 грн, т. е. будет почти вдвое меньше, чем его должностной оклад. На сегодня должностной оклад помощника судьи составляет 1147 грн.

По расчетам ССАС, фонд оплаты труда окружных и апелляционных административных судов необходимо увеличить, соответственно, на 50,3 и 31 млн грн. Это даст возможность довести среднемесячную заработную плату работников аппарата до 3–3,2 тыс. грн (по Украине средняя заработная плата составляет около 2,9 тыс. грн).

Недофинансирование по закону?

На упомянутое обращение ССАС Минфин ответил, что в Законе Украины №5515-VI «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» Государственной судебной администрации как главному распорядителю бюджетных средств по бюджетным программам по осуществлению правосудия местными и апелляционными судами расходы на оплату труда с начислениями предусмотрены в объеме 3298,6 млн грн, что на 178 млн грн больше по сравнению с расходами, которые использованы на эту цель в 2012 г.

Согласно положениям ст. 51 Бюджетного кодекса, а также ст. 19 и 149 Закона «О судоустройстве и статусе судей», руководители бюджетных учреждений содержат численность работников и осуществляют фактические расходы по заработной плате, включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, а также материальную помощь, только в пределах фонда зарплаты, утвержденного для бюджетных учреждений в сметах. Таким образом, исходя из позиции Минфина, предложения ССАС являются необоснованными, а решение ГСА по увеличению численности работников аппарата судов без соответствующего финансового обеспечения противоречит требованиям законодательства и приводит к искусственному дефициту ассигнований на оплату труда.

Вопрос увеличения расходов Государственной судебной администрации на оплату труда работников аппарата местных и апелляционных судов будет рассматриваться исключительно в случае внесения изменений в Закон №5515-VI в установленном Бюджетным кодексом порядке с учетом состояния выполнения бюджета и решения первоочередных задач по повышению социальных стандартов.

О чем подумать Минфину?

Данный ответ Минфина был принят членами ССАС к сведению, о чем было вынесено соответствующее решение. На осуществление каких-либо иных действий ни ССАС, ни ГСА не уполномочены. Однако, учитывая роль судебной власти в жизнедеятельности государства, чиновникам и финансистам не мешало бы задуматься.

Для сравнения назовем несколько цифр. Так, бюджет федеральной судебной системы США составляет $5,98 млрд. 96% этих средств распределяется на нужды апелляционных, районных судов и иных судебных служб, а 4% получают Верховный, Федеральный окружной, Внешнеторговый суды, Административное управление, Федеральный судебный центр, Комиссия по приговорам. Заработная плата судьи Верховного суда составляет $203 тыс. в год, апелляционного – $175, 1 тыс., районного – $165,2 тыс., судьи по банкротствам – $152 тыс.

Судебной системой Великобритании управляет государственное агентство под названием Судебная служба ее Величества (Her Majesty's Courts Service), входящее в состав Министерства юстиции страны. В общем объеме государственных затрат судебная система занимает 0,25%.

В России судебный бюджет составляет 120 млрд руб. (около $4 млрд), или же 1,35% всех расходов федерального бюджета. Эта сумма складывается из затрат на судебный департамент при Верховном суде (99,1 млрд руб.), Высший арбитражный суд (18,3 млрд руб.), Верховный суд (2,3 млрд руб.) и Конституционный суд (527 млн руб.).

Финансирование судебной системы Польши установлено на уровне 5,7 млрд злотых ($1,9 млрд), что составляет 1,9% всех государственных расходов. При этом на величину этой доли не повлиял даже рекордный дефицит бюджета, составляющий 52,2 млрд злотых (около $18 млрд). Если рассматривать суды общей юрисдикции, то наибольшее количество денежных средств направляется, разумеется, в Варшаву – 706 млн злотых. Затем следуют Катовице (695 млн) и Гданьск (686 млн).

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Богатих
    Інна Богатих
    заступник Міністра юстиції України
  • Ганна Самойлюк
    Ганна Самойлюк
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Ольга Шевчук
    Ольга Шевчук
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду