Рецепт упрощенной регистрации

21:05, 30 августа 2013
Газета: 34 (202)
Поможет ли создание Единого государственного реестра субъектов хозяйствования обеспечить информационную прозрачность и упрощение процедуры регистрации?
Рецепт упрощенной регистрации
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

В рамках Национального плана действий по внедрению программы экономических реформ на 2010–2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденного Указом Президента Украины №128/2013, Министерством юстиции был разработан законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».

К основным новеллам законопроекта следует отнести создание Единого реестра на базе Единого государственного реестра, Единого лицензионного реестра и Реестра документов разрешительного характера; внедрение упрощенного механизма выдачи выписок по запросам заинтересованных лиц; предоставление нотариусам полномочий по регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей; обеспечение свободного доступа граждан к информации, размещенной в Реестре; предоставление всем желающим возможности получать копии учредительных документов юридических лиц; введение механизма предоставления юридическими лицами ежегодного отчета о годовых финансовых результатах в электронной форме; установление административной ответственности для юридических лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление ежегодного подтверждения учредительных сведений; урегулирование процедуры выдачи дубликатов учредительных документов юридических лиц.

В рамках Национального плана действий по внедрению программы экономических реформ на 2010–2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденного Указом Президента Украины №128/2013, Министерством юстиции был разработан законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Им, в частности, предусмотрено: создание Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (далее – Реестр); упрощение процедуры регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей путем предоставления соответствующих полномочий нотариусам; упрощение порядка предоставления юридическими лицами ежегодного подтверждения сведений о юридическом лице и финансовой отчетности о хозяйственной деятельности путем внедрения электронной отчетности; предоставление всем желающим возможности получения сведений из Единого государственного реестра путем обращения к государственному регистратору или через Регистрационный портал.

Для этого предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский и Хозяйственный кодексы, а также в Законы «О нотариате», «О телевидении и радиовещании», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии», «О радиочастотном ресурсе Украины», «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», «О телекоммуникациях», «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», «Об охранной деятельности».

Напомним, что с 1 июля с. г. функции по регистрации субъектов хозяйствования переданы Государственной регистрационной службе Украины, что, по словам ее председателя Дмитрия Вороны, позволило ввести единые стандарты регистрации бизнеса и изменить подход к качеству работы регистраторов и срокам регистрации.

Электронное трио

Действующий на данный момент реестр субъектов хозяйствования, эксплуатируемый Госрегистрацией, т. е. Единый государственный реестр представляет собой автоматизированную систему сбора, накопления, защиты, учета и предоставления информации о юридических лицах и физических лицах-предпринимателях. Он состоит из системы центрального уровня и автоматизированных рабочих мест государственных регистраторов (АРМ), установленных в 679 органах государственной регистрации, и предназначен для формирования информационного фонда с максимально полными, достоверными, защищенными, оперативно обновляемыми данными о зарегистрированных субъектах хозяйствования; передачи данных соответствующим органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины для постановки на учет и снятия с учета юридических лиц и физических лиц-предпринимателей; получения данных в порядке обмена информацией ведомственных реестров органов статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины; оперативной выдачи справок и выписок.

По замыслу Минюста, данный реестр будет объединен с Единым лицензионным реестром – списком субъектов хозяйствования-лицензиатов, который формируется и ведется органом лицензирования как автоматизированная система сбора, накопления, защиты и учета сведений о субъектах, получивших лицензии, а также с Реестром документов разрешительного характера – единой общегосударственной автоматизированной системой сбора, накопления, защиты, учета и предоставления сведений о выдаче документов разрешительного характера, отказе в их выдаче, переоформлении, выдаче дубликатов и аннулировании.

Таким образом, в Реестре, создать который предлагается законопроектом Минюста, можно будет получить такую информацию о субъекте хозяйствования, как, например: сведения о наименовании, местонахождении и идентификационный код органа лицензирования, выдавшего лицензию; срок действия лицензии; серия и номер лицензии; основания, дата и номер распоряжения органа лицензирования о необходимости устранения нарушений лицензионных условий; дата поступления заявления о выдаче документа разрешительного характера; объект, на который выдан документ разрешительного характера; разрешительный орган, который выдал документ разрешительного характера (наименование, местонахождение и идентификационный код); дата и номер решения об аннулировании документа разрешительного характера (с указанием основания для аннулирования); дата и номер судебного решения о признании аннулирования документа разрешительного характера безосновательным.

Выход в портал

Реестр будет размещен на едином государственном регистрационном веб-портале юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (далее – Портал). Он обеспечит свободный и беспрепятственный доступ органов государственной власти и местного самоуправления, а также участников гражданского оборота к открытым сведениям Реестра, а также сделает возможным проведение электронной государственной регистрации; подачу запросов о предоставлении информации и получение запрашивающим электронных документов; поиск сведений, содержащихся в Реестре и налоговых регистрах; обнародование таких сведений. По мнению министра юстиции Украины Елены Лукаш, Портал не только упростит процедуру регистрации субъектов хозяйствования, но и максимально обеспечит реализацию права граждан на доступ к информации.

Держателем Реестра будет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (т. е. Государственная служба регистрации Украины), а его администратором – технический администратор, определенный этим органом. Полномочия технического администратора будут заключаться в осуществлении мероприятий по созданию и сопровождению программного обеспечения Реестра и Портала, а также технического и технологического обеспечения сохранения и защиты данных.

В день совершения регистрационных действий и внесения государственным регистратором записи о государственной регистрации юридического лица в Реестр технический администратор должен обеспечить передачу соответствующей информации в ведомственные реестры органов статистики, доходов и сборов, Пенсионного фонда Украины.

Новые полномочия нотариата

Еще одна новелла законопроекта заключается в том, что наряду с государственными регистраторами в качестве специальных субъектов, выполняющих их функции, выступят государственные и частные нотариусы, в полномочия которых будут входить:

  • государственная регистрация вновь созданных юридических лиц и ФОП;
  • оформление и выдача выписок из Единого государственного реестра;
  • осуществление учета полученных от заявителей электронных документов для государственной регистрации вновь созданных субъектов хозяйствования;
  • направление заявителю подтверждения факта получения электронных документов;
  • проведение необходимых регистрационных действий и направление заявителям выписок из Реестра на бумажных носителях;
  • передача государственному регистратору по месту нахождения юридического лица или месту проживания физлица-предпринимателя принятых от заявителя документов.

После вступления Закона в силу государственная регистрация вновь созданных субъектов хозяйствования будет осуществляться в любом нотариальном округе (территориальной единице, в пределах которой нотариус осуществляет нотариальную деятельность, т. е. находится государственная нотариальная контора, где работает государственный нотариус либо расположено рабочее место частного нотариуса), независимо от места нахождения юридического лица или места жительства физического лица-предпринимателя. По заверению заместителя директора – начальника управления нотариата и финмониторинга департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа Министерства юстиции Украины Дмитрия Журавлева, такой механизм значительно сократит сроки регистрации субъектов хозяйствования.

Исходя из анализа заключительных положений законопроекта, можно сделать вывод, что регистрацию субъектов хозяйствования нотариусы начнут осуществлять не ранее 2014 г.


 

Комментарии

Сергей Лютый,вице-президент Нотариальной палаты Украины (фото в газете №22)

– Министерство юстиции разработало законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». На данный момент он размещен на сайте Минюста для обсуждения. Также проект обсуждался совместно с нотариусами, которые уверены в необходимости принятия подобного закона.

Не стоит думать, что создание Единого реестра подразумевает дополнительную нагрузку на государственных и частных нотариусов, поскольку, наряду с нотариусами, регистрацию субъектов хозяйствования будут осуществлять государственные регистраторы. Нотариус же будет работать исключительно в рамках своей компетенции. При этом, осуществляя нотариальную деятельность, он будет иметь доступ к Единому государственному реестру, благодаря чему сможет не только оказывать услуги по регистрации субъектов хозяйствования, но и предоставлять информацию об их учредительной документации, выдавать соответствующие выписки и документы, чем значительно сократит время, которое тратят заявители на осуществление подобных действий сегодня.

Дмитрий Ворона, председатель Государственной регистрационной службы Украины

– Подобный реестр уже находится в эксплуатации Государственной регистрационной службы Украины, поэтому мы не говорим о создании принципиально нового ресурса. Уже имеющиеся и действующие реестры (а это Единый государственный реестр, Единый лицензионный реестр, Реестр документов разрешительного характера) будут объединены в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Сама процедура объединения не будет представлять особой сложности – это скорее технические и законодательные аспекты. Благодаря созданию Единого реестра улучшится качество работы регистраторов, а также сократятся сроки выполнения ими процедур регистрации и предоставления информации.

Дмитрий Журавлев, замдиректора – начальник управления нотариата и финмониторинга департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа Министерства юстиции Украины

– Нотариусы будут наделены полномочиями по регистрации субъектов хозяйствования наряду с государственными регистраторами. Держателем реестра, с которым будут работать нотариусы, будет Государственная регистрационная служба Украины. Регистрацию юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, прекращение юридического лица, а также предоставление информационных выписок и дубликатов учредительных документов юридических лиц и физических лиц-предпринимателей смогут осуществлять как государственные, так и частные нотариусы любого территориального округа независимо от места расположения субъекта хозяйствования. Основной новеллой предложенного законопроекта является то, что он предусматривает открытость и доступность информации о субъектах хозяйствования, а также их деятельности.

Елена Лукаш, министр юстиции Украины

– Создание Единого реестра – это еще и свободный и беспрепятственный доступ всех желающих через регистрационный портал к информации, содержащейся в Едином государственном реестре, преобразование этой информации в общедоступную. Сведения, начиная с выдачи лицензий и документов разрешительного характера субъектам хозяйствования и заканчивая копиями учредительных документов юридических лиц и изменений к ним, а также информацией, полученной из налоговых регистров в порядке взаимообмена, больше не будут информацией исключительно для чиновников. Мы вводим прозрачную европейскую практику доступа населения к информации.

Анатолий Кинах,президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, народный депутат Украины

– Вопрос создания единого реестра субъектов предпринимательской деятельности в Украине обсуждается уже не первый год. Во-первых, такой реестр значительно поспособствует повышению уровня «прозрачности» национальной экономики в части обеспечения беспрепятственного доступа потенциальных партнеров, в т. ч. и иностранных, к учредительной информации о субъекте хозяйствования с тем, чтобы они могли удостовериться в его юридической и этической «чистоплотности». Во-вторых, принципиальное значение имеет аспект сокращения количества контактов предпринимателей-налогоплательщиков с госчиновниками, так как мы видим, что каждый контакт в наших еще не совершенных условиях взаимодействия государственных органов и граждан влечет за собой коррупционные риски. Мы, безусловно, поддерживаем создание подобного реестра при условии, что это не повлечет дополнительное фискальное давление на субъектов хозяйствования.


Международный опыт

США. Регистрацией компаний в США занимается администрация штата. Зарегистрировать фирму можно в отделении корпорации департамента при секретаре штата лично, по факсу или почтовой связи, а также в режиме онлайн.

Россия.Чтобы зарегистрировать юридическое лицо в РФ, необходим комплект документов, самые важные из которых – устав фирмы, протокол собрания учредителей, открытый банковский счет. В среднем на регистрацию бизнеса уходит до месяца, и это достаточно долгий срок.

Германия. На подготовку документов для регистрации субъекта хозяйствования в Германии уходит 2–3 дня. Подписание документов у нотариуса происходит на 2–3-й день после сбора всех документов, открытие счета – в тот же или на следующий день. С этого момента фирма может работать, но до внесения ее в Торговый регистр учредители несут неограниченную ответственность. Срок регистрации в Торговом регистре – до 6 недель.

Швеция.Принципиальным моментом в процессе основания бизнеса в Швеции является получение свидетельства о налоговой регистрации хозяйствующего субъекта – т. н. F-skat’а. Регистрацию можно провести через сайт Службы регистрации предприятий Bolagsverket.

Франция. Регистрация компании во Франции может занять до 3 недель. Для начала понадобятся заполненная анкета, нотариально или юридически заверенные копии паспортов каждого директора и акционера и два счета за бытовые услуги не более чем 3-месячной давности. Оформление номера НДС может занять до 4 недель.


ТОП-7 новелл проекта:

  • создание Единого реестра субъектов хозяйствования на базе Единого государственного реестра, Единого лицензионного реестра и Реестра документов разрешительного характера;
  • публикация на едином веб-портале информации о государственной регистрации субъектов хозяйствования;
  • предоставление свободного доступа через интернет к основным сведениям Единого реестра, в частности, в отношении лицензий и документов разрешительного характера;
  • предоставление всем желающим возможности получить какие-либо сведения из Единого реестра по состоянию как на момент подачи соответствующего запроса, так и за любое время путем обращения к государственному регистратору;
  • предоставление всем желающим возможности получить копии учредительных документов юридических лиц;
  • обеспечение доступа к учредительным документам юридических лиц через веб-сайт Единого реестра;
  • установление платы за получение сведений из Единого реестра и копий учредительных документов юридических лиц.

Сколько стоит?

Плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра:

17 грн – за получение выписки в бумажной форме (в случаях, установленных настоящим Законом);

17 грн – за получение выписки в электронной форме;

51 грн – за получение выписки в бумажной форме;

51 грн – за получение выписки в электронной форме;

17 грн – за получения копии учредительного документа юрлица или изменений к нему в бумажной форме;

17 грн – за получения копии учредительного документа юрлица или изменений к нему в электронной форме.

За каждый лист информации на бланке установленного образца взимается плата в размере 3,40 грн. Плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра и получение копий учредительных документов юридических лиц зачисляется в Государственный бюджет Украины.

 

 

 

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Воловик
    Сергій Воловик
    голова Сумського окружного адміністративного суду
  • Едуард Смілянець
    Едуард Смілянець
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду