Туризм по закону

17:03, 27 июня 2014
Газета: 25 (243)
Интервью с первым заместителем председателя Государственного агентства Украины по туризму и курортам Валентиной Гордиенко...
Туризм по закону
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

 

Лето – горячая пора отпусков, когда граждане Украины стремятся совершить, в соответствии с определением, данным в Законе Украины №324/95-ВР «О туризме», временный выезд в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или иных целях без осуществления оплачиваемой деятельности в месте выезда. Однако особенность национального туризма заключается в том, что потребитель туристических услуг зачастую остается неудовлетворенным их качеством, в чем, как правило, обвиняет субъекта хозяйствования, предоставляющего эти услуги. При этом неудовлетворенному туристу, как правило, не удается получить возмещение или компенсацию за неудачный вояж, поскольку, даже если дело доходит до судебного разбирательства, выявляется ряд нюансов, на которые невнимательный путешественник своевременно не обратил внимания. Что это за нюансы и как их избежать, «Судебно-юридической газете» рассказала первый заместитель председателя Государственного агентства Украины по туризму и курортам Валентина Гордиенко.

– Валентина Романовна, в СМИ неоднократно поднималась тема о неудачных туристических поездках, а также о невозможности получить компенсацию от субъекта хозяйствования в сфере туризма в случае ненадлежащего предоставления им услуг. На что следует обратить внимание гражданину Украины, желающему провести отпуск за границей?

– Как и любая другая деятельность, осуществляемая на территории Украины, деятельность по предоставлению туристических услуг регламентируется действующим национальным законодательством. Среди прочего, это законы Украины №324/95-ВР «О туризме» и №1023-XII «О защите прав потребителей».

Субъектами хозяйствования, предоставляющими туристические услуги, согласно Закону №324/95-ВР, являются туристические операторы и туристические агенты. При этом следует учитывать то, что лицензированными субъектами хозяйствования в этой сфере являются только туроператоры, тогда как турагенты сотрудничают с туроператорами на основании соглашений. Решение об отмене законодательной нормы о лицензировании турагентов было принято законодателем в связи с необходимостью упрощения ведения бизнеса лицами, предоставляющими туристические услуги в качестве турагентов. Поэтому информации о количестве турагентов у Гостуризмкурорта нет. Зато вся информация о лицензированных субъектах хозяйствования в сфере предоставления туристических услуг (туроператорах) обнародована на официальном сайте нашего ведомства. На данный момент на территории Украины деятельность по предоставлению туристических услуг осуществляют более 2 тыс. лицензированных субъектов.

– Так к кому же потребителю лучше обращаться – к туроператору или турагенту?

– Разницы нет при соблюдении ряда условий. Прежде всего, потребителю, находящемуся в офисе субъекта хозяйствования, необходимо обратить внимание на наличие: фотокопии лицензии туроператора на осуществление туристической деятельности; копии справки из банка или другого финансового учреждения о подтверждении финансового обеспечения гражданской ответственности лицензиата (для туроператора минимальный размер такого обеспечения составляет 20 тыс. евро, а для турагента – 2 тыс. евро); контактных данных руководителей субъекта хозяйствования; информации о месте нахождения туроператора (если потребитель обращается к турагенту); контактной информации центрального органа исполнительной власти, который реализует политику в сфере туризма; контактной информации ответственного территориального органа центрального органа исполнительной власти, который проводит проверки по вопросам защиты прав потребителей.

Также в свободном доступе должна находиться книга отзывов и предложений граждан. Этот список можно уточнить в телефонном режиме или на нашем сайте. Если потребитель не увидит указанную информацию самостоятельно или не получит ее по первому требованию, он должен усомниться в добросовестности субъекта хозяйствования.

– После того, как потребитель получил и проверил необходимую информацию, какие его дальнейшие действия?

– Связующим звеном между потребителем и субъектом хозяйствования, предоставляющим услуги по туризму, является договор. Он составляется в соответствии с прим. ст. 19 и ст. 20 Закона №324/95-ВР. В нем должны содержаться сведения о: месте предоставления туристических услуг, программе туристического обслуживания; характеристике транспортных средств, осуществляющих перевозки, в частности, их виде и категории; характеристике отелей и других объектов, предназначенных для предоставления услуг по временному размещению, в т. ч. месте их расположении, категории, сведениях о подтверждении соответствия услуг гостиницы установленным требованиям, сроках и порядке оплаты гостиничного обслуживания; видах и способах обеспечения питания во время туристического путешествия; минимальном количестве туристов в группе, а также информировании туриста о том, что туристическая поездка не состоится по причине недобора группы, не позднее, чем за 3 дня до начала туристической поездки; цене туристических услуг.

До заключения договора на туристическое обслуживание потребителю предоставляется информация об: основных требованиях к оформлению въездных/выездных документов; медицинских предостережениях относительно осуществления туристической поездки; туроператоре, его местонахождении, почтовых реквизитах, контактных телефонах, наличии лицензии на осуществление туристической деятельности, сертификатов соответствия; руководителе группы и средствах связи с ним; состоянии окружающей природной среды, санитарного и эпидемиологического благополучия; названии, адресе и контактных телефонах представительств туроператора или организации, уполномоченной туроператором на принятие жалоб и претензий туристов, а также адресах и телефонах дипломатических учреждений Украины в стране временного пребывания, к которым можно обратиться в случае возникновения трудностей во время туристической поездки; порядке обеспечения туроператором обязательного и/или добровольного страхования туристов, размере, порядке и условиях выплаты страхового возмещения, а также возможности и условиях добровольного страхования расходов, связанных с расторжением договора на туристическое обслуживание по инициативе туриста, страхования имущества; размере финансового обеспечения туроператора на случай его неплатежеспособности (банкротства) и кредитном учреждении, которое предоставило такое обеспечение.

Если услуги, предоставляемые туроператором, не соответствуют договору, это может стать основанием для штрафных санкций или для обращения в суд.

– А если турист все-таки ненадлежащим образом ознакомился с текстом договора, что привело к нежелательным последствиям во время пребывания его за границей?

В этом случае следует обращаться, прежде всего, в дипломатические представительства Министерства иностранных дел Украины. Также гражданин Украины по телефону или электронной почте может связаться с нашим ведомством, и ему будут предоставлены все необходимые консультации. По возвращению на территорию страны потребитель может обратиться в инспекцию по защите прав потребителей, которая проверяет качество предоставления туристических услуг, или же в Гостуризмкурорт с требованием о проведении проверки туроператора на предмет соблюдения лицензионных условий. Возместить ущерб, причиненный по вине субъекта хозяйствования, предоставляющего туристические услуги, потребитель сможет в судебном порядке.

Беседовала Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Сидор
    Наталія Сидор
    суддя Львівського окружного адміністративного суду