Реформа от Президента

22:14, 22 ноября 2014
Газета: 45 (263)
Какой проект судебной реформы готовит Совет при Главе государства?
Реформа от Президента

 Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»

Как известно, Президент Петр Порошенко объявил новый этап реформирования судебной системы. Так, Указом №826 от 27 октября он утвердил состав Совета по вопросам судебной реформы. Основная задача Совета заключается в подготовке и предоставлении Президенту предложений относительно стратегии реформирования судоустройства, других смежных правовых институтов, разработке планов по внедрению этой стратегии и т. д. Отметим, что Совет уже подготовил проект «Стратегии реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов» (ранее он назывался «Основные принципы реформирования системы правосудия и смежных институтов»). 18 ноября на заседании Совета проект Стратегии приняли за основу.

Насколько известно, такие вопросы, например, как переход к трехуровневой судебной системе и от специализации судов к специализации судей, окончательно не решены. Они обсуждались на заседании Совета, но ввиду отсутствия единства во мнениях его участники решили вернуть данные вопросы для изучения в рабочую группу.

Пока текст Стратегии не опубликован. И по словам отдельных членов Совета, в этом на данный момент нет необходимости, т. к. он может кардинально меняться от заседания к заседанию. В то же время, общие тезисы судебной реформы содержатся в проекте коалиционного соглашения, парафированного на днях. Впрочем, собственное мнение по этому поводу есть и у правительства. Так, свое видение реформы представил Премьер-министр Арсений Яценюк в ходе выездного заседания КМУ в Верховном Суде (подробнее читайте в №40 (258) от 20 октября 2014 г.).

В чем же заключаются ключевые изменения, предусмотренные проектом, который разрабатывался Советом, и что предлагают его участники от Фемиды, «Судебно-юридическая газета» узнавала у них самих.

КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Александр Нечитайло, председатель Высшего административного суда Украины

– Проект «Основных принципов реформирования системы правосудия и смежных институтов» (на момент предоставления комментария он имел такое название – прим. ред.) подготовлен для дальнейшей обработки Советом по вопросам судебной реформы при Президенте. Это некий каркас, на который должны быть нанизаны предложения членов Совета. Затем эти предложения будут совместно проработаны, согласованы и выкристаллизованы, в результате чего Основные принципы составят целостный документ, который будет определять приоритетные направления реформирования сферы правосудия, а также предусматривать создание определенных механизмов мониторинга и осуществления этих реформ. Проще говоря, Основные принципы – это демонстрация направлений и способа движения Украины в сфере реформирования правосудия.

Всего Основные принципы содержат такие направления реформирования системы правосудия и смежных институтов, как независимость и качество их профессиональной деятельности, совершенствование деятельности Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета юстиции, усовершенствование процессуального законодательства и практики, обеспечение выполнения судебных решений, реформирование смежных институтов (адвокатура и прокуратура) и пр. Сейчас этот документ содержит больше изменений по работе ВККС, ВСЮ, адвокатуры и прокуратуры. Что касается непосредственно судов, то наиболее четко изложены видение места и роли Верховного Суда Украины. Зато реформированию и развитию других судов, судебных систем и судебных юрисдикций в проекте не уделено должного внимания. Впрочем, думаю, что члены Совета по вопросам судебной реформы, среди которых, в частности, и председатели высших специализированных судов, внесут свои предложения по вопросу совершенствования работы всех судебных юрисдикций, и они также найдут свое отражение в этом важном стратегическом документе.

Для того, чтобы предоставить Совету по вопросам судебной реформы максимально взвешенные и аргументированные предложения к Основным принципам реформирования системы правосудия, при Высшем административном суде Украины создана рабочая группа по вопросам судебной реформы. В ее состав вошли судьи ВАСУ, апелляционных и окружных админсудов, а также работники аппарата ВАСУ.

Что касается сути и содержания наших предложений, то они будут отражать наше видение всех предложенных аспектов реформирования. Понятно, что особое внимание мы уделим системе административных судов, ее развитию и совершенствованию. Какими именно будут эти предложения, пока трудно сказать окончательно, ведь совместного обсуждения этого вопроса рабочей группой при ВАСУ пока не было.

Впрочем, позиция ВАСУ по многим вопросам реформирования судебной системы уже высказана и известна как представителям власти, так и общественности. Так, еще в мае с. г. Пленум ВАСУ одобрил предложения Временной спецкомиссии Верховной Рады по вопросам подготовки законопроекта о внесении изменений в Конституцию, в которых, в частности, предлагалось изложить ч. 3 ст. 124 Основного Закона в следующей редакции: «Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины, административными судами и судами общей юрисдикции». Таким образом, мы предложили законодателю выделить систему административных судов на конституционном уровне. Думаю, этой линии мы будем придерживаться и в дальнейшем, поскольку считаем, что введение автономности для системы административных судов является логическим развитием административной юстиции в Украине, а также реальным путем обеспечения достойного уровня судебного контроля за органами власти. Надеюсь, что тезис о самостоятельности системы админсудов также попадет в «Основные принципы реформирования системы правосудия и смежных институтов».

Богдан Львов, председатель Высшего хозяйственного суда Украины

Сейчас проект «Стратегии реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов» (предыдущее рабочее название «Основы...») находится на завершающей стадии разработки и еще не одобрен Советом по вопросам судебной реформы, поэтому говорить о его окончательном содержании преждевременно. Однако он направлен как на выявление проблемных зон современной системы правосудия в Украине, так и на определение наиболее эффективных механизмов их устранения. На базе мирового и многолетнего опыта Украины мы должны предложить кратчайший путь к созданию действительно независимого и справедливого суда.

Мы предлагаем, на наш взгляд, действенные меры, направленные, в первую очередь, на очищение судов от лиц, которые по личным профессиональным и морально-этическим качествам не соответствуют требованиям к профессиональному судье. Это изменение критериев и порядка кадрового отбора; аттестация работающих судей; повышение ответственности судей за результаты собственной работы; расширение перечня дисциплинарных взысканий одновременно с повышением эффективности механизма привлечения судей к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения с должности включительно) и внедрение четких критериев ответственности, прозрачных процедур, четко определенных сроков.

Одновременно мы предлагаем создание законодательных механизмов, которые должны сделать давление на судей в любой форме невозможным, а суд – действительно независимым.

Владимир Кравчук, член рабочей группы при ВАСУ, судья Львовского окружного админсуда

– Проект «Основных принципов» определяет несколько направлений судебной реформы: усиление независимости судей и качества их профессиональной деятельности, в частности путем введения периодической аттестации, совершенствование института дисциплинарной ответственности, деятельности ВСЮ и ВККС, процессуального законодательства и практики, статуса ВСУ, обеспечение выполнения судебных решений.

Несмотря на название проекта документа («Основные принципы ...»), он не касается важных и наиболее принципиальных вопросов судоустройства, в частности принципа специализации и инстанционности. При этом общая стратегия авторов «Основных принципов» заключается в реформировании суда на основе действующей Конституции. Поэтому все предложения должны основываться на том, что судебная система Украины сохраняет специализированные суды во главе с высшими, которые прямо предусмотрены в ч. 2 ст. 125 Конституции.

Нужно учитывать, что в Украине уже были акты, аналогичные по целям и задачам предложенным Основам. Это Концепция судебно-правовой реформы в Украине, утвержденная постановлением ВР от 28.04.1992, Концепция совершенствования судопроизводства для утверждения справедливого суда в Украине согласно европейским стандартам, утвержденная Указом Президента №361/2006 от 10.05.2006, заявление Совета судей Украины от 26.05.2006 «О концептуальных подходах Совета судей Украины к дальнейшему осуществлению судебно-правовой реформы в Украине», заявление VIII (внеочередного) съезда судей Украины от 07.12.2007 «О концептуальных основах дальнейшего осуществления судебной реформы в Украине», стратегический план развития судебной системы на 2014–2018 гг., отдельные актуальные проблемы судебной реформы отражены в решениях ХII (внеочередного) съезда судей Украины от 20.06–26.09.2014. В этих документах были наработаны пути преодоления кризисных явлений в судебной системе, большинство из которых являются актуальными и в настоящее время. Поэтому предлагается использовать предыдущие наработки, которые получили одобрение экспертов, в т. ч. и международных.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как судьям будут компенсировать сверхурочные
Сегодня день рождения празднуют
  • Нелли Ластовка
    Нелли Ластовка
    председатель Днепровского районного суда Киева
  • Вера Великохацкая
    Вера Великохацкая
    судья Оболонского районного суда Киева
Новости онлайн