Основные барьеры развития и существования бизнеса

17:04, 16 мая 2013
Все наши граждане, как и высшее руководство государства, желают, чтобы экономика страны развивалась...
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Все наши граждане, как и высшее руководство государства, желают, чтобы экономика страны развивалась стремительными темпами. Огромное значение в этом играет развитие бизнеса в стране, привлечение инвестиций, создание рабочих мест, увеличение доходов граждан и, соответственно, пополнение бюджета и т.п. Для реализации всех вышеуказанных замыслов органы законодательной и исполнительной власти приняли и принимают ряд нормативных актов, которые, казалось бы, должны улучшить бизнес-климат в стране. Насколько улучшилась ситуация в стране, как реагируют представители бизнеса на действия контролирующих органов, к чему это может привести, пойдет речь в данной статье.

Для начала о налогах и сборах. В целом, с принятием нового Налогового кодекса Украины, наметилась позитивная тенденция снижения налоговой нагрузки. Однако, постепенным снижением налога на прибыль органы государственной власти ограничились. В противовес этому органы власти вводят дополнительные сборы, которые в сумме не позволяют говорить о снижении налоговой нагрузки на бизнес. Это легко увидеть даже не специалисту, сравнив уровень инфляции и уровень цен в стране. Так, государство декларирует, что в стране инфляция практически равна нулю, уровень налоговой нагрузки снижается, проверки сокращены до минимума, но кто заметил снижение цен? Почему государство снизило налог на прибыль, ввела иные «льготы», а бизнес не реагирует на это путем снижения цен на свою продукцию и услуги? Вероятно, этому есть свои объяснения, которые не безосновательны.

Во-первых, пополнение бюджета никто не отменял. При этом, размер доходной части бюджета, если анализировать последние несколько лет, только увеличивался (как минимум на бумаге). С одной стороны некоторые предприятия закрываются или сокращают свой штат, оптимизируют свою деятельность, сокращают обороты, что неминуемо приводит к снижению уровня уплаты налогов. С другой стороны мы слышим от фискальных органов, что государственная налоговая служба (ныне Министерство доходов и сборов) обеспечило выполнение плана поступлений в бюджет более чем на 100% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это говорит о том, что бюджет пополняется, но за счет чего? Смею предположить, что одной из «палочек-выручалочек» фискальных органов, которой они умело пользуются, являются проверки.

Ни для кого не секрет, что в последние годы на предприятия очень часто «звонили» представители налогового органа и «просили» проавансировать, например, налог на прибыль и т.п. Для чего? Для того, чтобы задекларировать выполнение плана поступлений в бюджет. Если предприятие могло это сделать – оно делало, а если не могло, вот тогда был шантаж – проведение проверки. Опасаясь проверок, а вернее их негативных последствий, бизнес соглашался с условиями «дружеского» взаимодействия с представителями фискальных органов.

Понимая, что слово «проверка» ассоциируется у бизнеса с негативом, это слово, а вернее действие начали применять все, кто хотя бы косвенно имеет отношение к контролю за ведением хозяйственной деятельности.

В Украине действует около 70 контролирующих органов, половина из которых имеют полномочия приостанавливать и ограничивать деятельность субъектов хозяйствования. В 2012 году, по данным Федерации работодателей Украины, таких случаев было более 150 тыс. Последствия таких действий не сложно представить: отсутствие поступлений в бюджет, в том числе местный, рост безработицы и полное разочарование в тенденциях развития бизнеса.

Мы можем говорить о проверках ПФУ, органов социальной защиты, инспекции по охране труда, управления по защите прав потребителя и многих других, которые имеют специальные функции и призваны помочь субъектам хозяйствования привести свою деятельность в соответствии с законодательными требованиями. Именно помочь, а не закрыть или создать условия, в которых невозможно работать.

Однако, отдельным пунктом среди проверяющих нужно указать представителей правоохранительной системы. К слову скажу, что фактически к экономическим видам преступлений можно отнести максимум десяток составов уголовного правонарушения, среди которых основные – уклонения от уплаты налогов, сборов, фиктивное предпринимательство, служебная подделка, мошенничество с финансовыми ресурсами, превышение служебных полномочий. Так вот, поиском этих злонарушителей-представителей бизнеса занимается: отдел по борьбе с экономической преступностью, отдел по экономическому направлению управления по борьбе с организованной преступностью, их структурные подразделения на городском (областном) уровне – это представители МВД Украины. Кроме них этими же «делами» занимается управление по экономическим преступлениям СБУ Украины и его представители на местах. Кроме них одним из основных «контролеров» является налоговая милиция районного, регионального и государственного уровней. При этом территориальная принадлежность контролирующих органов не имеет никакого значения, т.е., например, УБОП или налоговая  Одесской области с удовольствием проверяет предприятие Тернопольского региона и так далее. Однако и это не все, Генеральная прокуратура и ее органы на местах также создали свое подразделение по контролю за соблюдением законов в экономической сфере. И если к этим органам добавить еще Антимонопольный комитет Украины и его широчайшие полномочия и нереальные штрафы, то становится грустно от того, как государственные органы «любят» представителей бизнеса.

Если обратиться к статистике, то по данным Федерации работодателей Украины ежегодно на содержание органов, которые осуществляют контрольно-наблюдательные функции, государственная казна тратит более двух десятков миллиардов гривен, которые принадлежат налогоплательщикам. В 2012 году субъекты хозяйствования «выдержали» 2 миллиона 70 тысяч проверок, среди которых практически 40% - внеплановые. Сумма наложенных финансовых санкций составила – 3,3 миллиарда гривен, однако в бюджет поступило – 990 миллионов гривен. Таким образом, средний доход от проведенной проверки составил – 480 грн., а сама проверка (ее обеспечение) обошлось государству практически в 12000 гривен, т.е. экономический эффект отсутствует полностью.

Кроме того, некоторые предприятия вынуждены «выдерживать» по несколько десятков проверок различных контролирующих органов ежегодно. Важно отметить, что некоторые органы кроме проверок, осуществляют еще многочисленные запросы, которые сотнями приходят на предприятия различных масштабов, в которых речь идет о необходимости предоставления тех или иных финансовых документов. Выполняя обязательную «просьбу» проверяющих, бухгалтера (как правило, они отвечают за первичные финансово-хозяйственные документы) тратят огромное количество времени и бумаги, чтобы приготовить все документы, заверить и предоставить их контролирующему органу. Какой экономический эффект от этого? Бухгалтер не занимается своей деятельностью, предприятие использует свои активы для выполнения «непонятных» требований контролирующих органов. Неужели это можно назвать – содействие развитию бизнеса?

Анализируя действующее законодательство, мнения представителей бизнеса и практику европейских стран, можно прийти к выводу, что основными барьерами для развития бизнеса в нашей стране являются: количество и размер налогов и сборов, количество и «качество» проверок, дублирование функций несколькими контролирующими органами, не адекватные последствия проведенных проверок, высокий уровень коррупции. Вот с этими явлениями необходимо бороться, а не принимать декларативные нормативные акты без намерения достигнуть поставленной цели.

Для начала стабилизации бизнеса необходимо:

- установить реальный механизм уменьшения налоговой нагрузки на бизнес, а именно, создать такие условия, чтобы бизнесу было выгоднее платить все налоги, нежели пользоваться сомнительными схемами оптимизации;

- уменьшить количество проверок, хотя бы путем ликвидации дублирующих функций контролирующих органов;

- уменьшить размер ответственности за нарушения, связанные с ведением бизнеса. За первичное нарушение ограничиваться предупреждением и немедленной ликвидацией нарушения. При вторичном повторном нарушении привлекать к материальной ответственности;

- усилить контроль за необоснованными проверками с последующим привлечением инициаторов к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности;

- обеспечить реальное право на защиту интересов субъектов хозяйствования, при котором на каждую жалобу будет реальный и обоснованный ответ уполномоченного органа с обязательной оценкой действий подчиненных, а не пересылка жалобы от одного к другому контролирующему органу; сроки реагирования на жалобы будут составлять не более 10 дней, а в исключительных случаях – 1-2 дня;

- обеспечить на законодательном уровне справедливое и профессиональное рассмотрение жалоб субъектов хозяйствования на действия контролирующих органов в административных судах. При этом сроки рассмотрения таких дел до момента вступления в законную силу судебных решений не могут составлять несколько лет, а должны быть адекватные ситуации, в отдельных случаях должны рассматриваться немедленно. (например, налоговый орган на основании неправомерного приказа, осуществляет проверку без оснований и с нарушением налогового законодательства. По истечении 10-15 дней составляется Акт, выносятся уведомления-решения и т.п. Не соглашаясь с самим приказом, предприятие обращается в суд, который в последующем примет решение, которое и возможно будет в пользу налогоплательщика, однако вступит в силу не раньше, чем через год после такой проверки, т.е. после того, как уже возникнет налоговый долг, руководство привлекут к административной, а в отдельных случаях и к уголовной ответственности);

- необходимо обеспечить действенный механизм административного обжалования действий/бездеятельности контролирующих органов, ликвидировав принцип формализма и корпоративной этики. Вышестоящий орган должен не только контролировать действия своих подчиненных, но и привлекать к ответственности за их неправомерные действия, а не покрывать злоупотребления. Создав условия, при которых невозможно будет злоупотреблять полномочиями, субъекты хозяйствования, как и представители контролирующих органов, будут в равных условиях.

Конечно, это далеко не полный перечень действий, необходимых для создания положительного бизнес-климата в стране, но начинать нужно с важного – из того, что сегодня беспокоит и не дает развиваться.

Создав такие условия, субъектам хозяйствования не нужно будет резервировать ежегодно суммы, которые будут предназначены для благосклонности контролирующих органов, не нужно будет тратить время на бесконечные обжалования действий фискалов, тратить деньги на государственные пошлины и т.п.

Резюмируя вышесказанное, хотел бы сказать, что предложенные нововведения не являются сложными и не выполнимыми, сложным будет исправить менталитет наших чиновников, которые вряд ли смогут «жить» без бизнеса, без проверок, без «давления», без «власти», поскольку размер заработной платы для них уже давно не имеет никакого экономического значения…

Для реального создания эффективного бизнес-климата необходима политическая воля, изменения законодательства и люстрация контролирующих органов, с обязательным введением для них реальной дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за злоупотребления властью.

 

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Ст. партнер, адвокат Кулаков Виталий

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Ірина Гирила
    Ірина Гирила
    суддя Господарського суду Тернопільської області
  • Леонід Лобойко
    Леонід Лобойко
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді
  • Марія Мартинишин
    Марія Мартинишин
    суддя Франківського районного суду м. Львова
  • Людмила Граб
    Людмила Граб
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду
  • Ольга Дегтярьова
    Ольга Дегтярьова
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва