Уменьшить расходы государства и граждан на суды возможно?

15:46, 15 сентября 2016
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который призван, в т.ч. уменьшить затратность судебного процесса — как в экономическом, так и временном плане.
Уменьшить расходы государства и граждан на суды возможно?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

 

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который призван, в т.ч. уменьшить затратность судебного процесса — как в экономическом, так и временном плане.

Идея уменьшить нагрузку на судебную систему за счет приказного производства (самостоятельный и упрощенный вид судебного рассмотрения т.н. «бесспорных дел в гражданском судопроизводстве», не предусматривающий судебного заседания и вызова взыскателя и должника) для Украины не нова.

Ранее уже озвучивались предложения о необходимости передачи данного института в компетенцию нотариата. Но законодатели решили пойти по другому пути: перевести этот упрощенный вид судебного рассмотрения в электронную форму, распространив сферу его применения не только на гражданский процесс, но и на хозяйственный.

Очередная законодательная инициатива на эту тему была зарегистрирована в ВР 6 сентября 2016 года в рамках законопроекта №5073 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения и ускорения процесса судебной защиты нарушенных прав и законных интересов лиц».

Его автор — народный депутат Украины Игорь Алексеев — предлагает создать систему электронного приказного производства, что позволит снизить нагрузку на судебную систему путем установления нового порядка рассмотрения определенных законом категорий дел в короткие сроки с использованием информационных технологий и без вызова сторон в суд.

Нардеп уверен, что введение такой процедуры поможет существенно уменьшить расходы сторон и государства, связанные с рассмотрением некоторых категорий дел, облегчить физическим и юридическим лицам доступ к правосудию, однако делает акцент на том, что использование такой процедуры не является обязательным, и заявитель вправе требовать решить его дело в порядке искового производства.

Отметим, что данный проект разработан с учетом опыта по внедрению института электронного приказного производства в Республике Польша. Эксперты утверждают, что за пять последних лет функционирования данного института в правовой системе Польши в установленном им порядке рассмотрены 1,8 млн дел на общую сумму 40 млрд польских злотых.

«Алгоритмы рассмотрения дел в порядке электронного приказного производства для гражданского и хозяйственного судопроизводств практически идентичны: как и приказное производство, его электронный аналог не предусматривает проведения судебного заседания и вызова заявителя и должника для заслушивания их пояснений», — сказано в пояснительной записке к законопроекту. При этом оговаривается, напомним, что заявитель вправе требовать решить его дело в порядке искового производства.

Электронный приказ

В соответствии с положениями проекта, рассмотрение дел в порядке электронного приказного производства будет предусматривать обязательную регистрацию взыскателя в автоматизированной системе электронного приказного производства и обращение заявителя через автоматизированную систему с заявлением в суд о выдаче электронного судебного приказа. Далее следует рассмотрение судом полученного заявления и выдача электронного приказа с установлением срока для подачи должником возражений. Законом также предусмотрены: отмена электронного приказа с разъяснением взыскателю его права обратиться с этими же требованиями в суд в общем порядке (в случае поступления возражений от должника в течение установленного срока); внесение в Единый государственный реестр судебных решений сведений о вступлении электронного приказа в законную силу и направление его взыскателю (в случае неполучения от должника возражений).

Обязательным условием для рассмотрения дел в порядке электронного приказного производства является наличие между сторонами заключенного договора в письменной форме, и требование должно ограничиваться исключительно суммой денежной задолженности, вытекающей из такого договора. Кроме этого, нормами проекта установлены ограничения максимальной суммы денежной задолженности по требованию: для физических лиц — не более 100 размеров минимальной заработной платы (МЗП — прим. ред.), для юридических — не более 1000 МЗП.

Проектом предусматривается, что рассмотрение хозяйственных дел в порядке электронного приказного производства будет отнесено к подсудности местных хозяйственных и общих судов, определенных Государственной судебной администрацией Украины.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Ірина Гирила
    Ірина Гирила
    суддя Господарського суду Тернопільської області
  • Леонід Лобойко
    Леонід Лобойко
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді
  • Марія Мартинишин
    Марія Мартинишин
    суддя Франківського районного суду м. Львова
  • Людмила Граб
    Людмила Граб
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду
  • Ольга Дегтярьова
    Ольга Дегтярьова
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва