Количество органов санэпидемконтроля сократят

13:00, 14 ноября 2016
Верховная Рада Украины создаст надлежащее функционирование ряда центральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения.
Количество органов санэпидемконтроля сократят
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Верховная Рада Украины создаст надлежащее функционирование ряда центральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения.

Так, 16 сентября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект 5134 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части оптимизации системы центральных органов исполнительной власти в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения».

Инициатором законопроекта выступил народный депутат Алексей Кириченко.

 

Хаотичное количество органов госконтроля

После ликвидации Кабинетом Министров Украины Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины в сфере контроля за обеспечением санитарного и эпидемического благополучия возник вакуум, который хаотично заполняют различные органы государственного контроля, что создает дополнительное административное давление на субъектов хозяйствования.

«За несогласование с положениями законодательства (законов), которыми определены полномочия органов исполнительной власти, выполнение правительственного постановления об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти оказалось невозможным, в т.ч. в части надлежащей ликвидации Государственной санитарно-эпидемиологической службы и передачи закрепленных за ней полномочий органам-правопреемникам», — отмечает народный депутат Алексей Кириченко.

 

Анализ существующих проблем в законодательстве

Проведенный анализ выявил значительные пробелы законодательного регулирования в части государственного контроля в сферах хозяйственной деятельности, которые могут представлять риск для санитарного и эпидемического благополучия населения, в частности:

  • отсутствие приоритета норм базового Закона Украины «О основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» относительно положений других нормативно-правовых актов, что приводит на практике к правовой неопределенности и применению различных нормативно-правовых актов для урегулирования аналогичных отношений;
  • отсутствие четкого исключительного перечня надзорных (контрольных) функций и полномочий органов государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, которые могут представлять риск для санитарного и эпидемического благополучия населения;
  • наличие двойного контроля с одного и того же вопроса;
  • необходимость получения документов разрешительного характера, процедуры получения которых не приведены в соответствие с требованиями Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности»;
  • наличие процедур контроля, которые противоречат требованиям Законов Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и «Об общей безопасности непищевой продукции».

Решение указанных проблем возможно только в результате внесения изменений в 29 законов Украины и изложение в новой редакции Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения».

 

Оптимизация роботы за счет государственного контроля

Как говорится в пояснительной записке, основной целью законопроекта является приведение законодательства, прежде всего в части государственного контроля в сферах хозяйственной деятельности, которые могут представлять риск для санитарного и эпидемического благополучия населения, в соответствие с определенной в 2014 году концепцией реформирования системы центральных органов исполнительной власти и создания надлежащих условий для эффективной деятельности вновь созданных органов исполнительной власти, или таких, которым переданы функции и полномочия ликвидированных центральных органов исполнительной власти.

 

Внесение изменений и дополнений в законодательные акты

Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты:

      1. Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» (новая редакция):

  • определяется четкий перечень надзорных (контрольных) функций и полномочий органов государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, которые могут представлять риск для санитарного и эпидемического благополучия населения;
  • устраняется дублирование функций контроля за соблюдением санитарного законодательства в сферах хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию;
  • устанавливается понятие «эпидемиологический надзор»;
  • отменяется процедура проведения Государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы как такая, которая является дублирующей и противоречит требованиям Законов «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и «Об общей безопасности непищевой продукции»;
  • адаптирован вопрос проведения гигиенической регламентации к Регламенту (ЕС) №1907/2006 о регистрации, оценке, авторизации и ограничении химических веществ и препаратов REACH (Регламент Европейского Союза);
  • отменена процедура получения разрешения Государственной санитарно-эпидемиологической службы на источники ионизирующих излучений, как дублирует разрешение центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере безопасности использования ядерной энергии;
  • изъяты статьи, которые дублировали соответствующие положения Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней»;
  • установлены требования к проведению расследования случаев инфекционных болезней, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационных поражений людей;
  • ликвидирован статус «главного государственного санитарного врача», а соответствующие полномочия предоставлены должностным лицам;
  • ответственность за обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения возложены на органы местного самоуправления, как это предусматривает Концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине;
  • ликвидируются ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.

      2. Водный кодекс Украины:

  • функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы, которые касались охраны окружающей среды, переданы в центральный орган исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды;
  • функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы, которые касались питьевой воды как пищевого продукта, переданы в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов;
  • исключены девять разрешительных процедур (согласование), которые предоставляла Государственная санитарно-эпидемиологическая служба для получения определенного разрешения органов местного самоуправления.

    3. Земельный кодекс Украины: функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы об установлении нормативов предельно допустимых концентраций переданы в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

   4. Кодекс Украины об административных правонарушениях: полномочия органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы переданы должностным лицам органов государственного надзора (контроля), отнесенной к их ведению сфере хозяйственной деятельности.

      5. Основы законодательства Украины об охране здоровья:

  • вводятся понятия «общественное здоровье» и «система общественного здоровья», что урегулирует дальнейшую деятельность в реализации главы 22 Соглашения об Ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами - членами, с другой стороны;
  • регулируется выполнение функций, которые принадлежали к полномочиям Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

    6. Закон Украины «О донорстве крови и ее компонентов»: функции ликвидированного центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере противодействия ВИЧ-инфекции / Спида и других социально опасных заболеваний, переданы к полномочиям центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

      7. Закон Украины «О защите населения от инфекционным болезням»:

  • регулируется выполнение функций, которые принадлежали к полномочиям государственной санитарно-эпидемиологической службы;
  • проведено четкое разграничение функций по санитарной охране территории Украины между центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов;
  • приведены в соответствие с Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» процедуру регистрации дезинфекционного средства.

   8. Закон Украины «О противодействии заболеванию туберкулезом»: регулируется выполнение функций, которые принадлежали к полномочиям Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

    9. Закон Украины «О противодействии распространению болезней, обусловленных вирусом иммунодефицита человека (далее — ВИЧ), правовой и социальной защите людей, живущих с ВИЧ»: функции ликвидированного центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере противодействия ВИЧ-инфекции / Спида и других социально опасных заболеваний передано к полномочиям центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

      10. Закон Украины «О выполнении программ Глобального фонда для борьбы со Спидом, туберкулезом и малярией в Украине»: функции ликвидированного центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере противодействия ВИЧ-инфекции / Спида и других социально опасных заболеваний передано к полномочиям центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

      11. Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха»:

  • регулируется выполнение функций, которые принадлежали к полномочиям Государственной санитарно-эпидемиологической службы;
  • ликвидируется процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов как такая, что противоречит требованиям Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

      12. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды»:

  • регулируется выполнение функций, которые принадлежали к полномочиям Государственной санитарно-эпидемиологической службы;
  • ликвидируется процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов строительства как такая, что противоречит требованиям Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

      13. Закон Украины «О курортах»:

  • ликвидируется процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов строительства как такая, что противоречит требованиям Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

      14. Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности»: устраняется дублирование разрешений Государственной санитарно-эпидемиологической службы и центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере безопасности использования ядерной энергии.

    15. Закон Украины «О нефти и газе»: функции ликвидированной Государственной санитарно-эпидемиологической службы относительно определения пригодности минерализованных подземных вод для хозяйственного использования передаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов.

    16. Закон Украины «О мерах относительно предупреждения и уменьшения употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения»: регулируется выполнение функций, которые принадлежали к полномочиям Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

      17. Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий»: функции ликвидированной Государственной санитарно-эпидемиологической службы передаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов.

    18. Закон Украины «О погребении и похоронном деле»: устраняется разрешительная процедура, проведение которой относилось к полномочиям Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

    19. Закон Украины «Про питьевую воду и питьевое водоснабжение»: регулируется выполнение функций, которые принадлежали к полномочиям Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

     20. Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности»: регулируется выполнение функций, которые принадлежали к полномочиям Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

     21. Закон Украины «Об общем среднем образовании»: регулируется выполнение функций, которые принадлежали к полномочиям Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

     22. Закон Украины «Об охране труда»: функции ликвидированной Государственной санитарно-эпидемиологической службы переданы к полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

   23. Закон Украины «Об отходах»: регулируется выполнение функций, которые принадлежали к полномочиям Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

        24. Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качестве пищевых продуктов»: функции ликвидированной Государственной санитарно-эпидемиологической службы передаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов.

        25. Закон Украины «О молоке и молочных продуктах»: функции ликвидированной Государственной санитарно-эпидемиологической службы передаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов.

     26. Закон Украины «Об изъятии из обращения, переработки, утилизации, уничтожение или дальнейшее использование некачественной и опасной продукции»: функции ликвидированной Государственной санитарно-эпидемиологической службы передаются в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

     27. Закон Украины «О пестицидах и агрохимикатах»: регулируется выполнение функций, которые принадлежали к полномочиям Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

       28. Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» предоставляется право органу лицензирования для проведения контроля в сфере лицензирования привлекать к проверкам центральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль в сферах хозяйственной деятельности, которые также могут представлять риск для санитарного и эпидемического благополучия населения в соответствии с их компетенцией.

      29. Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, утвержденном Законом Украины «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности»: изымаются выводы Государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и разрешение на проведение любых диагностических, экспериментальных, испытательных, измерительных работ на предприятиях, в учреждениях, организациях, деятельность которых связана с использованием биологических агентов, химического сырья, продукции и веществ с источниками ионизирующего и неионизирующего излучения, и радиоактивных веществ.

 

Санитарное и эпидемическое благополучие населения

В результате принятия законопроекта станет возможным надлежащее функционирование ряда центральных органов исполнительной власти, на которые, в результате оптимизации системы центральных органов исполнительной власти, возложены функции по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Сидор
    Наталія Сидор
    суддя Львівського окружного адміністративного суду