Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
И.о. Генерального прокурора Украины Юрий Севрук отметил, что реформа органов прокуратуры продолжается и, согласно Закону «О прокуратуре», будет продолжаться не менее, чем до января 2018 года, а возможно, и дольше. Эта реформа предусматривала не замену всех работников прокуратуры, а проведение отбора руководителей местных прокуратур и прокуроров именно на конкурсной основе. Должны были состояться изменения структуры и штатной численности, а также уменьшение кадрового состава работников органов прокуратуры и повышение эффективности их работы.
На данный момент имеет место определенная проблематика, связанная с отменой общего надзора. Так, продолжается практика поступления в органы прокуратуры сотен обращений от граждан и народных депутатов, которые касаются вопросов общего надзора. «К сожалению, после ликвидации общего надзора в органах прокуратуры реальной системы контролирующих органов, которые должны были заменить прокуроров, не создано», — пояснил Юрий Севрук, добавив, что предоставление гражданам разъяснений о том, что это не относится к компетенции прокуратуры, не способствует повышению ее авторитета.
Напомним, согласно Закону «О прокуратуре» от 14 октября 2014 года, были отменены функции прокуратуры по надзору за соблюдением и применением законов (так называемый «общий надзор»). Основная роль в выполнении таких задач теперь отводится профильным органам государственной власти. «У нас отменен общий надзор, подразделения ликвидированы, а работники, которые этим занимались, переведены в другие структуры или сокращены. Но до сих пор от 40% до 60% обращений, поступающих в местные прокуратуры и Генпрокуратуру, касаются вопросов общего надзора, т.е. проверок, которые должны проводить контролирующие органы», — сказал и.о. Генпрокурора.
Некоторые эксперты считают, что отмена функции общего прокурорского надзора — это смена правовой природы института прокуратуры как некоего универсального органа государственного контроля и преобразование ее в специализированный орган, который будет выходить за пределы уголовной сферы, только осуществляя представительство в суде интересов граждан или государства. С одной стороны, это можно расценивать как либерализацию надзорной политики государства, законодательную волю на предоставление бизнесу большей свободы (хотя нельзя исключить попытки вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий с помощью уголовно-процессуального инструментария). С другой стороны, изъятие привычного элемента из системы государственного контроля может создать правоохранительный вакуум. Юристы отмечают, что отмена общего надзора представляется довольно радикальной мерой, тогда как умеренной альтернативой могли бы стать детальная регламентация порядка и создание правовых барьеров для злоупотребления служебными полномочиями.
Более подробно о том, как проходит процесс реформы правоохранительных органов и какие проблемы при этом возникают, читайте в статье «Реформа прокуратуры и МВД».