Кто будет работать в финансовой полиции?

13:00, 26 мая 2016
Самым фундаментальным нововведением, которое сопутствует практически полной ликвидации налоговой милиции (кроме специализированного подразделения «Фантом»), является фактическое переподчинение новой правоохранительной структуры Министерству финансов, а не Министерству внутренних дел. Деятельность нового правоохранительного органа должна направляться и координироваться КМУ через министра финансов Украины (п. 3 ст. 1 проекта)
Кто будет работать в финансовой полиции?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

 

Как известно, 15 марта 2016 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект №4228 «О финансовой полиции», которым предусмотрено создание новой правоохранительной структуры, неподчиненной фискальным органам.

Инициаторами проекта стали народные депутаты Украины. Он предусматривает ряд нововведений, которые, возможно, действительно создадут нечто отличное от действующего карательного органа, пользующегося у простых граждан и предпринимателей недоброй славой.

Самым фундаментальным нововведением, которое сопутствует практически полной ликвидации налоговой милиции (кроме специализированного подразделения «Фантом»), является фактическое переподчинение новой правоохранительной структуры Министерству финансов, а не Министерству внутренних дел. Деятельность нового правоохранительного органа должна направляться и координироваться КМУ через министра финансов Украины (п. 3 ст. 1 проекта).

Фактически на основании закона создается отдельный от ГФС правоохранительный орган с отдельной вертикалью подчинения, который обладает собственными информационными полномочиями и ресурсами для расследования экономических преступлений.

Особое внимание уделяется в проекте вопросу подбора кадров нового правоохранительного органа — нормы документа четко устанавливают его численность и структуру. В п. 5 ст. 13, в частности, предусмотрено, что предельное количество центрального аппарата и территориальных управлений финансовой полиции составляет 3 тыс. человек. Изменить это число можно лишь в случае изменения количества преступлений, отнесенных к подследственности финполиции. Для этого потребуется внесение изменений в закон (на основании отчета руководителя финансовой полиции). Соответствующее ходатайство вносится министром финансов на рассмотрение Кабмина, который соответствующим решением инициирует внесение изменений. Подобная норма делает процесс увеличения личного состава достаточно сложным, фактически оставляя ВР возможность оказывать влияние на эту процедуру.

На законодательном уровне урегулирован и вопрос отсутствия в составе финансовой полиции большого количества кадров из ликвидированной налоговой милиции и других органов, занимавшихся экономическими преступлениями. Если такая норма останется в законе, который вступит в силу, то, кроме фактического уменьшения численности, контролирующая структура получит 70% абсолютно новых специалистов.

В «Заключительных и переходных положениях» законопроекта №4228 в п. 3 устанавливается фиксированная квота для лиц, которые в течение последнего года занимали должности следователей или оперативных работников Государственной фискальной службы, подразделений по борьбе с преступностью в сфере экономики, действующих в системе Министерства внутренних дел, подразделений контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности Службы безопасности Украины, не более 25% при прохождении конкурса на должность. Для следователей или оперативных работников, которые занимали должности в других органах государственной власти, — не более 5%. Можно предположить, что подобное соотношение личного состава, с одной стороной, обеспечит эффективность и передачу опыта, а с другой — позволит максимально обновить и обезопасить правоохранителей от «старых схем».

Вместе с тем законопроектом предусмотрена персональная материальная ответственность должностного лица финансовой полиции за принятые им решения и действия. В проекте этот вопрос урегулирован в ст. 37, где указано, что работники финансовой полиции несут ответственность за противоправные действия или бездеятельность в соответствии с законом. При этом условия именно материальной ответственности отображаются в трудовых договорах работников финансовой полиции (п. 3 ст. 37 проекта). Деяние или ненадлежащее выполнение трудовых (служебных) обязанностей, которое влечет за собой материальную ответственность, должно быть противоправным, а результатом его должно стать причинение материальных убытков третьим лицам или самой финансовой полиции.

Подобная формулировка позволяет привлечь к ответственности именно то должностное лицо, чьи непрофессиональные действия стали причиной материальных убытков. С другой стороны, такая норма может стать фактором, делающим ответственную должность на порядок менее привлекательной, а также ограничением в действиях должностных лиц финансовой полиции (даже когда такие действия могут быть необходимы).

Кроме этого, законопроект предполагает большое количество изменений в другие действующие законодательные акты, включая законодательство о труде и о пенсионном обеспечении. Не избежали корректировок и специализированные нормативные акты, такие как Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Кодекс об административных правонарушениях.

Подробнее о положениях нового законопроекта читайте в статье «Новая финансовая полиция: будет ли результативной ещё одна попытка?».

 

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олег Ярмолюк
    Олег Ярмолюк
    суддя Хмельницького апеляційного суду
  • Юрій Градовський
    Юрій Градовський
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду