Вмешательства в работу судей в прежних объемах уже нет, — глава РСУ

11:32, 11 сентября 2018
Газета: 34-35 (453-454)
Как идет работа над проектом порядка контроля организации работы судов и о введении новых стандартов работы рассказал глава РСУ Олег Ткачук
Вмешательства в работу судей в прежних объемах уже нет, — глава РСУ
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Беседовала
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»

Долгое время Рада судей Украины работала в режиме экстренного реагирования на кризисные ситуации. По мнению нового руководителя органа, судьи Большой Палаты Верховного Суда Олега Ткачука, пора менять стратегию: реагировать не пост-фактум, когда кризис в суде уже случился, а прикладывать все усилия, чтобы он даже не зародился. О том, как идет работа над проектом порядка контроля организации работы судов, о введении новых стандартов работы Рады судей и других вопросах Олег Ткачук рассказал в эксклюзивном интервью «Судебно-юридической газете».

 «Вмешательства в работу судей в тех объемах, как это было раньше, уже нет»

— Олег Степанович, верите ли Вы в то, что попытки давления на судей путем открытия уголовных производств прекратятся? В решении РСУ №22 от 18.05.2018 «О мерах по разработке и организации мероприятий по обеспечению независимости судов и судей» идет речь о необходимости провести специальное заседание с участием Генерального прокурора о состоянии досудебных расследований уголовных производств по ст. 375–379 УК Украины. Запланировано ли уже такое заседание?

— Органы, которые отвечают за деятельность судов и судей: Рада судей, Высший совет правосудия, Государственная судебная администрация, Высшая квалификационная комиссия судей совместно с Верховным Судом сформировали Коммуникационный комитет системы правосудия. Решение по поводу обеспечения независимости судей принимаются в т. ч. на его заседаниях. Мы посчитали целесообразным провести соответствующее заседание совместно с правоохранительными органами, чтобы согласовать вопросы, связанные, в частности, с необоснованным открытием в отношении судей уголовных производств по ст. 375 УК. Такое заседание готовится, и я думаю, в ближайшее время оно будет проведено.

Закон определяет порядок, согласно которому РСУ принимает меры по обеспечению независимости судей. Рада судей постоянно обсуждает на заседаниях разработку таких мер, которые эффективно и должным образом отвечали бы на запросы судей.

Вмешательства в работу судей в тех объемах, как это было раньше, уже нет, ведь политическое влияние на судей полностью устранено. С другой стороны, есть попытки отдельных сторон повлиять на то или иное решение суда. И судьи неоднократно обращались и обращаются сегодня в Раду судей по поводу попыток воздействия. По результатам рассмотрения нескольких обращений мы подготовили открытое письмо к руководству Верховной Рады для того, чтобы в будущем не допускать высказываний, угроз, действий отдельных народных избранников, которые посягали бы на судебную независимость.

Мы также постоянно обращаемся в правоохранительные органы в пределах, которые необходимы ли для защиты судьи как потерпевшего от преступления или для предупреждения возможного преступления, а также вследствие безосновательного привлечения судьи к уголовной ответственности. У нас налажена постоянная работа в этом направлении. Мы контактируем с Генеральной прокуратурой, Национальной полицией, другими правоохранительными органами для того, чтобы обеспечить судейскую независимость.

Однако РСУ находится на пути поиска более эффективных мер для того, чтобы сделать невозможным давление на суд. Ведь независимость нужна, прежде всего, не судьям, а сторонам, которые обращаются в суд, потерпевшим, обвиняемым. Только ощущая свою независимость, судья может принимать решения справедливо, добросовестно, не опасаясь давления.

С этой же целью Рада судей Украины запланировала и проведет 21 сентября совместно с Радой прокуроров Украины и Национальной ассоциацией адвокатов заседание, на котором будут обсуждаться общие для участников важные вопросы этических правил участников судебного процесса. Целью проведения такого заседания является и обсуждение актуальных вопросов процессуального взаимодействия органов, осуществляющих представительство интересов государства или частных лиц в суде и принимающих решения относительно защиты прав и свобод участников судебных процессов, выработки совместных этических правил тех участников, деятельность которых регламентируется разделом VIII «Правосудие» Конституции Украины.

— Долгое время обращения судейского сообщества в Генеральную прокуратуру, правоохранительные органы не имели какого-либо результата. Изменилась ли эта ситуация и обсуждался вопрос включения в Коммуникационный комитет представителя ГПУ?

— Ситуация на самом деле изменилась. С началом работы Рады судей Украины в новом составе, т. е. в последние полгода высший орган судейского самоуправления ориентирует свою деятельность на то, чтобы адекватно реагировать на каждый случай, когда на судью пытаются повлиять с целью принятия решения, либо когда совершаются действия, направленные на подрыв доверия и авторитета правосудия. Достичь эффективности в этой работе возможно лишь при активной поддержке гражданского общества, каждого человека, общественных организаций, средств массовой информации. Именно они больше всех должны быть заинтересованы в честном и беспристрастном суде.

Мы пытаемся наладить сотрудничество со всеми, кто хочет создать условия для функционирования такого суда, и видим успехи в этой работе. С этим связываем и то, что количество открытых производств по ст. 375 УК в последнее время существенно уменьшилось. Меньше стало и случаев, когда судьи жаловались на необоснованное открытие уголовных производств, внесение сведений в ЕРДР о совершении судьей правонарушения, якобы связанного с принятием неправосудного решения. Думаю, это заслуга также и органов, входящих в систему обеспечения деятельности судебной власти: и ВСП, и РСУ, и Верховного Суда.

Конечно, этих мер недостаточно, ведь есть новые проявления и новые попытки повлиять на суд, в т. ч. со стороны правоохранительных органов. Этот вопрос мы собираемся обсудить с руководителями правоохранительных органов на заседании Коммуникационного комитета. Вопрос о включении их представителей в Комитет также обсуждается, ведь и их деятельность регламентируется разделом «Правосудие» Конституции Украины.

— Сейчас обращениями о давлении занимается ВСП. Судьи дублируют свои обращения и на РСУ?

— Да, это происходит, поскольку действует соответствующее решение РСУ прошлых лет. В данном случае дублирования полномочий не происходит.

По моему мнению, в таком шаге есть позитив, ведь ВСП реагирует на эти обращения своими способами: размещает соответствующие сообщения на своем сайте, обращается к Генеральному прокурору и пр. РСУ же обращается от имени всех и каждого из судей в т. ч. к тем лицам, к которым ВРП не взывает. Мы стараемся привлечь внимание всего общества к проблеме. Суд должен защищать каждого. Каждый в государстве должен защищать возможность честного правосудия. Правосудие — основа государства (Justitia regnorum fundamentum). Это древнее изречение не утратило актуальность ни для одного государства.

— Некоторые политики продолжают писать запросы в суды по поводу конкретных дел…

— Это, скорее, не политическое влияние, а непонимание конкретными людьми своего предназначения и возможности, способов коммуницировать с судом. Я не думаю, что народные депутаты, которые обращаются в суд, оказывают политическое влияние от имени политического органа. Это уровень осознания конкретным лицом своих прав и обязанностей. В своей профессиональной деятельности я с таким не сталкивался. Но если такие случаи есть, это означает, что Рада судей должна на них реагировать.

Еще раз повторю: по моему убеждению, наиболее действенным рычагом защиты честного суда является поддержка гражданского общества. Когда люди понимают, что независимость судов нужна для общества, и будут поддерживать их в этом направлении, такие единичные случаи исчезнут. Но для того, чтобы люди поддерживали суд, он должен рассказывать о своей деятельности, объяснять почему, зачем и как принимаются решения. Суд должен быть активным участником дискуссий, которыми «живет» общество. Соблюдая при этом беспристрастность и не обсуждая те вопросы, по которым должен высказать позицию по итогам рассмотрения конкретных судебных дел.

К сожалению, по этому поводу в судах не сложилась устойчивая практика, они недостаточно освещают свою деятельность в СМИ, на своих сайтах. Но за них это делает РСУ, и мы обращаемся к обществу для того, чтобы была открытая дискуссия. Когда в эту дискуссию включаются адвокаты, прокуроры, представители гражданского общества, я думаю, что мы на правильном пути, и ситуация изменяется.

— Предоставил ли ВСП ответ относительно внесения изменений в Закон «О судоустройстве и статусе судей» в части устранения дискриминации с судейским вознаграждением?

— Вопрос с квалификационным оцениванием и неравенством в оплате труда судей довольно непростой. Для Рады он является одним из определяющих, ведь от его решения зависит эффективность работы суда. Не секрет, что судья, рассматривая дела в составе коллегии судей, может получать заработную плату в несколько раз меньше, чем другие члены коллегии. Это очевидно несправедливо и определенным образом влияет на его поведение.

Мы неоднократно обращались к Высшей квалификационной комиссии судей для того, чтобы ускорить проведение квалификационного оценивания в отношении судей всех уровней. Вместе с тем, мы понимаем, что эта процедура достаточно сложная, а нагрузка на членов ВККС огромная — они работают почти круглосуточно.

Относительно ВСП, мы обсуждали вопрос в контексте законодательных инициатив, внесения изменений в части, касающейся оплаты труда судей. К сожалению, на сегодня этот вопрос не решен. Фактически он полностью зависит от законодателя, а парламент, видимо, не готов пока принять изменения к закону.

На очередное заседание Рады судей мы готовим новые предложения по поводу устранения неравенства в оплате труда судей. Проблема нуждается в неотложном разрешении.

Сокращение численности судей в процессе оптимизации

— Сейчас идет процесс оптимизации судов. Будет сокращено количество должностей судей?

— Оплата труда судей и организация работы судов — это те вопросы, которыми РСУ занимается в первую очередь. Ведь вопросы относительно независимости, о которых мы говорили, более стратегические, и часть из них, относительно политического влияния, уже решены.

Вопрос о штатной численности болезненный, и мы начали свою работу с того, что предложили Государственной судебной администрации пересмотреть нормативы, по которым определялась потребность в судьях. И прежде всего, это касалось хозяйственных судов. Наша позиция была четкая, понятная и конкретная. Мы выступили против сокращения судей хозяйственных судов, ведь расчеты, проведенные для определения нормативной численности, базировались на требованиях старых процессуальных кодексов. Сейчас кодексы изменились, и хозяйственные суды имеют больше нагрузки.

Учитывая это, в ходе совместных с ГСА встреч РСУ неоднократно заявляла, что не будет согласна с решениями о сокращении численности хозяйственных или иных судов. Сначала нужно определить потребность в кадрах, а она значительно увеличилась и в общих судах, ведь нормы, например, УПК во многих случаях требуют коллегиального рассмотрения, чего не было раньше. Значительно увеличилась и нагрузка на следственных судей. В такой ситуации сокращать высококвалифицированных судей с большим опытом работы, прошедших квалификационное оценивание, на наш взгляд, нецелесообразно.

Вместе с тем, хочу сказать, что ГСА в некоторых случаях допускает определенную необоснованную поспешность. Раньше подобные вопросы не позволительно было решать, не проконсультировавшись с судейским сообществом, а сейчас такие ситуации изредка происходят. И они воспринимаются судьями как игнорирование их мнения в ущерб правосудию.

— Какие организационные вопросы могут возникнуть в связи с оптимизацией судов?

— Мы надеемся, что проблемы будут минимизированы. За последнее время Рада судей по поводу оптимизации судов провела несколько обсуждений. Мы договорились о том, что будет разработана модель, по которой будет проводиться оптимизация. Совместно с Верховным Судом, Высшим советом правосудия, ГСА, ВККС Рада судей хочет предусмотреть все возможные риски, которые могут возникнуть в этой ситуации, и обеспечить непрерывность осуществления правосудия. Такой механизм явно непростой, потому что подобной ситуации у нас никогда не было. Однако мы надеемся, что эти преобразования будут во благо. Для этого при участии местных и апелляционных судов проходит разработка оптимальных вариантов.

Суды на Донбассе

— РСУ посетила суды в зоне, прилегающей к району боевых действий в Луганской и Донецкой областях. Что Вы увидели? Как судьи организовали свою работу?

— Да, мы были на Донбассе в мае этого года. Идея РСУ была такова, чтобы в своей деятельности опираться и чувствовать настроение в судейских коллективах. Мы должны видеть, в каких условиях судьи работают, надлежащие ли это условия. Мы и дальше будем проводить выездные заседания РСУ, встречаться с коллегами, поскольку считаем, что это положительная практика.

На Донбассе члены РСУ посетили несколько судов первой и апелляционной инстанций разных юрисдикций. Общим впечатлением был неимоверно высокий уровень самосознания, патриотизма судей и работников аппарата судов этих регионов. Мы встретились и беседовали с людьми, которые чрезвычайно мотивированы, имеют огромную силу воли и силу духа, которые с оккупированных территорий перевезли не только оборудование судов, но и частичку Украины. Это передний край нашей Родины. Там происходят боевые действия, гибнут люди. Но правосудие там не остановилось. В чрезвычайно сложных условиях работают не только сами судьи, но и стороны, ведь они находятся в постоянном напряжении из-за угрозы их жизни, здоровью, их близкие находятся в плену или в местах, где происходят активные боевые действия.

Мы разговаривали с судьей, который долгое время находился в плену, а сейчас продолжает работать. И для Рады судей это был, скорее, урок, пример того, как даже в условиях, приближенных к боевым, судьи могут выполнять и выполняют свой профессиональный долг.

С началом активных боевых действий на территории, например, Донецкой области остановили работу многие государственные учреждения. Суды не стали исключением. В сентябре 2014 г. помещения судов как в Донецке, так и ряда местных в области были захвачены представителями незаконных вооруженных формирований. В Донецкой области в то время остановили работу 34 местных общих суда, специализированные суды и апелляционный. Тогда апелляционный суд Донецкой области, история которого началась еще в далеком 1932 г. прошлого века, впервые за всю историю был вынужден остановить свою деятельность, а 86 его судей оставили свои жилища и переехали из временно неподконтрольной украинской власти территории и в дальнейшем получили статус внутренне перемещенных лиц.

Работу апелляционный суд Донецкой области возобновил в Бахмуте. На тот момент штатная численность судейского корпуса составляла 136 судей, а работников аппарата — 331. Фактически работали 115 судей и 100 работников аппарата суда. Вследствие изменения местоположения перед судом встала проблема недостаточности кадров. В связи с этим повысился уровень нагрузки как на судей, так и на аппарат. Не хватало кабинетов, залов судебных заседаний, совещательных комнат для судей, а рассмотрение уголовных дел вообще происходило в помещении Артемовского горрайонного суда Донецкой области, поскольку не было технической возможности обустройства места для размещения конвоя.

При этом для судей и работников аппарата сложными остаются бытовые, прежде всего, жилищные проблемы, поскольку не разработаны действенные механизмы компенсации (полной или частичной) стоимости аренды жилья, отсутствует возможность пользования социальным и временным жильем. В настоящее время вопрос обеспечения жильем каждый решает самостоятельно.

Руководство апелляционного суда Донецкой области неоднократно обращалось в органы самоуправления местного и областного уровней с просьбой о предоставлении служебного жилья судьям, однако по состоянию на август 2018 г. вопрос не решен. Следует отметить, что в декабре 2017 г. Государственной судебной администрацией Украины были выделены средства на приобретение служебного жилья. Судом было приобретено 9 квартир, из них 6 — в Бахмуте и 3 — в Мариуполе, которые были предоставлены в пользование работникам аппарата суда.

После посещения Донбасса мы поехали на Западную Украину, были во Львовской области. Это два полярных региона, но у меня лично было ощущение, будто мы объединили их между собой. В составе Рады судей Украины 31 судья из разных регионов, разных областей и районов, разных юрисдикций, и каждый из этих судей привнес в свой коллектив частичку этого объединяющего духа.

— Что Вас лично впечатлило во время посещения судов на Донбассе?

— Поразило все. Когда мы приехали в Краматорск, в Донецкий апелляционный административный суд, на входе возле этого суда заметили розовую клумбу. Донецк неофициально называется городом роз, и как выяснилось, часть этих роз судьи и работники аппарата суда перевезли. Они обустроили суд так, что в каждом уголке чувствуется уют: в местах для посетителей, для общения граждан с адвокатами, в схемах по размещению вблизи суда объектов социального назначения и т. п. В других судах редко такое встретишь.

В Краматорском городском суде очень сложные условия работы. Кабинеты судей чрезвычайно маленькие и не оборудованы для того, чтобы можно было в них работать длительное время, залов судебных заседаний не хватает, как и совещательных комнат. Но желание судей вершить правосудие и помочь людям, страдающим от агрессии, является колоссальным. Они работают на пределе своих возможностей. Желание и открытость людей, работающих там, поразили нас.

Мы были в судах на Донбассе на День вышиванки. У заместителя председателя Апелляционного суда Луганской области была настолько красивая вышиванка, что я не мог не поинтересоваться, откуда она. Он ответил, что эту вышиванку привезла его мать с оккупированной территории. А председатель суда рассказал нам, как перевозил трудовые книжки работников суда в машине под обивкой. И знаете, мы видели эти трудовые книжки, и к ним у работников суда совсем другое отношение, нежели просто к официальным документам.

— Эти суды обращались к РСУ с просьбами? В каком состоянии находятся помещения судов?

— Суды обратились, в первую очередь, с вопросами относительно наполнения кадрами, потому что их катастрофически не хватает. Они просили, чтобы по возможности не переводили судей в другие регионы без замены. Их просьба состояла в том, чтобы Высшая квалификационная комиссия судей быстрее провела оценивание судей Донбасса и, во-вторых, максимально заполняла вакансии, которые там есть. По этому поводу РСУ обратилась в ВККС, и Комиссия быстро отреагировала, многое было сделано. Мы от имени судей очень благодарны ВККС за ту колоссальную работу, которую осуществляет этот орган.

Многие суды на Донбассе находятся в очень плохих помещениях. В частности, это Северодонецкий городской суд, помещение которого непригодно для работы. С этими вопросами мы обращались и к органам местной власти, и к ГСА. Нам обещали, что будет решен вопрос с земельными участками, на которых можно построить суд. Но нужно учитывать и то, что долгое время там ничего не делалось. Рада судей за 27 лет независимости еще ни разу не была в этих регионах. Фактически судьи первой и апелляционной инстанций впервые увидели представителей РСУ.

Порядок контроля организации работы судов

— Какие есть дискуссионные моменты в проекте порядка проведения контроля за организацией работы судов? Когда планируется его принять?

— Деятельность РСУ определяется законом «О судоустройстве и статусе судей», решениями съезда судей, положением о Раде судей. Нормативное урегулирование деятельности РСУ достаточно объемное. Вместе с тем, свои решения мы стараемся согласовывать с потребностями судейских коллективов. РСУ было принято новое положение о помощниках судей, мы приняли решение о деятельности следственных судей, немало решений относительно конфликта интересов. В РСУ поступило более 2 тыс. обращений, и эти обращения имеют разноплановый характер. Часть их касаются и организации работы судов, условий, в которых работают судьи.

Организацией работы судов занимается Государственная судебная администрация. РСУ, в соответствии с Законом «О судоустройстве и статусе судей», обязана контролировать организацию работы в судах, и на этот аспект нашей деятельности обращают внимание и те судьи, граждане, прокуроры, которые обращаются в Раду судей. Таких обращений, по моим подсчетам, было около 300. Учитывая это, отдельные члены РСУ предложили разработать порядок, который регламентировал бы это направление нашей деятельности, а именно контроль организации работы судов.

Соответствующим комитетом РСУ был разработан проект положения о порядке проведения контроля организации работы судов. Этот проект мы направили в Высший совет правосудия, во все апелляционные суды и суды первой инстанции. После того, как пришли замечания, мы этот проект несколько раз переделывали, консультировались с учеными, международными экспертами.

Часть судей критикуют нас за то, что мы хотим принять такой порядок, часть говорят о том, что он необходим. Со временем мы выйдем на согласованный проект. Мое личное мнение — что вся деятельность РСУ должна быть четко прописана или в нормативных актах, или в актах Рады судей. Возможно, эти акты необходимо одобрять съездом судей, как это было с Кодексом судейской этики, возможно, будет достаточно обсуждения в судейских коллективах. Это непростой вопрос, но мы должны его изучить, поскольку и сейчас, и в будущем Рада судей будет проводить проверки организации работы судов в случаях, когда в РСУ обращаются граждане, общественные организации или судьи, Высший совет правосудия, Верховный Суд с запросами по выполнению нами соответствующих норм закона.

Например, во многих судах отсутствуют председатели судов. Судьи обращаются с вопросом, каким образом в таком случае урегулировать вопросы оплаты труда, отпусков, проведения собраний судей. Иногда вопросы касаются определения специализации судей; включения или невключения в штат судей, которые были направлены в суды; выдачи судебных документов или проведения судебных заседаний; этического поведения судей — это также одна из сторон, которой занимается РСУ, ведь мы решаем вопрос наличия или отсутствия конфликта интересов. Для этого также нужно проводить изучение работы судов.

Эти проверки в судах планируются не для того, чтобы кого-то наказать, а для того, чтобы изучить ситуацию и наладить работу в каждом судейском коллективе. Во многих судах есть положительный опыт, который нужно распространить на другие суды. Но каким образом это сделать, если РСУ не будет видеть, что происходит? В связи с этим мы планируем разработать также стандарты организации работы судов, полагаясь на позитивный передовой опыт судов.

— Возможно, судей пугает само название «проверка» и риск быть привлеченными к ответственности?

— Вопрос, каким образом Рада судей будет изучать работу в судах и реагировать на положительные или отрицательные примеры, находится в стадии обсуждения. Мы подготовили уже 4 проекта, но идеала я не вижу. Они даже меня не удовлетворяют в той редакции, которая есть. Но в том, что такая работа должна проводиться, сомнений ни у кого нет. Например, члены Рады судей ознакомились с организацией роботы трех столичных судов (об этом, кстати, писала и «Судебно-юридическая газета»). Условия работы судей, работников аппарата в этих судах неприемлемы ни с какой точки зрения. В то же время, ТУ ГСА к этим проблемам относится спустя рукава. Судьям этими проблемами тоже заниматься некогда — у них сотни дел. Очевидно, что задача РСУ (и она определена законом) — инициировать вопрос обеспечения судов надлежащими помещениями. Тем более, если этот вопрос десятилетиями игнорируется теми, кто несет прямую ответственность за него.

С другой стороны, судьи переживают, чтобы Рада судей или отдельные ее члены не имели влияния на самих судей в принятии решений, и это нормальные опасения. Не может иметь места ситуация, когда судью кто-то контролировал бы иначе, чем в результате процедуры, предусмотренной процессуальным законом. Для этого есть апелляционная и кассационная инстанции. Однако задача РСУ — проследить за тем и добиться того, чтобы каждому судье обеспечить такие условия, чтобы он мог спокойно, честно, добросовестно работать, и ему никто не мешал. И кто этим должен заниматься? В рамках процессуальной деятельности судьи эти вопросы решить невозможно, ведь ни апелляционный, ни кассационный суд не вправе их исследовать и времени на это не имеют. Думаю, РСУ как раз и должна ими заниматься.

Например, в ходе посещений нескольких судов мы увидели, что судьи работают в кабинетах, в которых работать невозможно ни с точки зрения санитарно-технических условий, ни с точки зрения обдумывания решений. Или приведу другой пример. К нам пришло обращение одного из переведенных с Востока судей о том, что он не получает заработную плату. Таких обращений от него было несколько. Мы, конечно, отреагировали, написали несколько писем в соответствующие органы, которые переводили его на работу, приглашали этого судью к нам на заседание, чтобы обсудить с ним вопрос организации работы. Но он не явился к нам в течение 6 месяцев. Этот судья вообще отсутствует в судебной системе: его нет ни в старом суде, ни в новом, ни по адресу, который он указывал, обращаясь к РСУ. Мы обязаны выяснить, выполняет ли судья свои обязанности, существует ли он в этом мире. Это тоже сфера деятельности, которой мы должны заниматься.

Вся деятельность Рады судей направлена, прежде всего, на то, чтобы честные и добросовестные судьи могли осуществлять справедливое правосудие. Вместе с тем, когда члены Рады сталкиваются с тем, что кто-то из коллег не соответствует высокому званию судьи, имея конфликт с законом или Кодексом судейской этики, реакция следует незамедлительно. Нам люди доверили непростую миссию, и ее нужно выполнять с честью.

— Сколько еще планируется подобных проверок до конца года?

— Проверки не планируются. Мы проводим их в том случае, если в судейском коллективе возникает кризисная ситуация, которая связана с внутренним или внешним конфликтом. Это не проверка путем отбора пояснений и т. д., а проверка, чтобы выяснить истоки проблемы.

В ближайшее время мы не планируем проверки, но планируем выездные заседания в Одессе, Херсоне и Николаеве. Конечно, когда мы будем в этих регионах находиться, мы посетим суды и ознакомимся с их работой.

Также проводятся документальные проверки по обращениям, которые поступают в РСУ, а таких бывает по 30–40 в день.

Положение о помощнике судьи

— Судьи уходят в отставку или прекращают полномочия по иным основаниям, например, из-за непрохождения квалификационного оценивания. Будут ли уволены их помощники? Как этот вопрос регулируется в новом положении о помощнике судьи?

— Каждое свое решение мы стараемся максимально обсудить в судейском сообществе. Положение о помощнике судьи мы обсуждали с профильной Ассоциацией помощников судей. Хочу подчеркнуть, что помощники судей оценили этот документ на 95% положительно. Было бы хорошо, если бы такие результаты деятельности демонстрировали все органы власти.

Основная цель этого положения в том, чтобы обеспечить работу судей путем подбора высококвалифицированных помощников, которые имеют достаточные гарантии в своей работе. Ведь закона «О патронатной службе» пока нет, а помощники судей как раз являются работниками патронатной службы.

Мы постарались максимально урегулировать насущные вопросы, в т. ч. при увольнении или переводе помощников судей. И мы надеемся, что наиболее опытные и квалифицированные помощники будут сохранены даже в том случае, когда судья увольняется, ведь когда на его место приходит новый судья, ему также нужен помощник. Конечно, судья имеет право выбрать себе помощника, как он считает нужным, но на опыте, например, формирования Верховного Суда видно, что много помощников из ликвидированных судов перешли на работу в Верховный Суд и работают достаточно эффективно.

— Бывает, что на судью пытаются давить через помощника, в частности, путем непредоставления помощнику отпуска и т. п.

— РСУ сегодня проводит изучение выполнения норм нового положения о помощнике судьи во всех судах. Мы обобщаем обращения, поступающие от судей и помощников судей, и в сентябре подведем итоги выполнения решения Рады судей относительно помощников и других решений РСУ.

Добавлю, что количество помощников и секретарей судебных заседаний в некоторых судах распределено неравномерно. Существуют суды, в которых на коллегию только один секретарь судебного заседания, и поскольку коллегия заседает целую неделю, получается, что этот человек работает если не круглосуточно, то гораздо больше нормы рабочего времени. РСУ считает, что нужно привести количество помощников, секретарей судебных заседаний, консультантов в судах к какому-то единому знаменателю, ведь в зависимости от нагрузки у судьи должно быть и количество персонала, который помогает ему.

— Какие дальнейшие шаги РСУ считает самыми важными? В частности, будет ли Рада участвовать в обсуждении коэффициентов сложности дела?

— Безусловно, РСУ вовлечена в этот процесс, в частности, задействована в рабочей группе по созданию Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы. Мы будем проводить подсчет коэффициентов сложности дел и нагрузки с учетом изменений, внесенных в процессуальные кодексы. РСУ является одним из инициаторов этого процесса и активным участником этой деятельности.

В целом у РСУ появилось много новых направлений деятельности. Начали мы с того, что обратили внимание на необходимость разработки стратегических задач и стратегического плана деятельности Рады судей. Такого раньше не было, были более сложные времена, которые требовали экстренных мероприятий. Но помимо оперативных задач с учетом кризисных ситуаций, есть еще и плановая работа, которая должна проводиться. Это работа, направленная на налаживание коммуникации со СМИ, общественными организациями, работа, связанная с новой редакцией Кодекса судейской этики, правилами поведения работников аппарата суда, стандартами организации работы судов, стандартами помещений судов и рабочего места судьи. Это также мероприятия, связанные с предотвращением конфликта интересов и т. д. Полагаю, постепенно мы со всеми этими задачами справимся.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки