Европейский Союз может поменять правила принятия решений: вице-президент Еврокомиссии Боррель описал новый механизм

13:21, 27 июня 2022
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Евросоюз собирается реформировать процесс принятия решений, чтобы одна или несколько стран ЕС не могли заблокировать его по своему желанию.
Европейский Союз может поменять правила принятия решений: вице-президент Еврокомиссии Боррель описал новый механизм
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, Вице-президент Европейской комиссии Жозеп Боррель 27 июня выпустил статью под названием «Геополитический императив ЕС состоит в одновременном расширении и углублении».

В ней идет речь о том, что ЕС, безусловно, будет расширятся, однако необходимо поменять подходы к принятию решений. В частности, использовать при принятии решений не принцип единогласия, а квалифицированное большинство голосов.

«Расширение ЕС снова стоит на повестке дня, и это правильно. На прошлой неделе Европейский совет решил, что будущее Украины, Молдовы и Грузии за ЕС. Страны Западных Балкан уже находятся на этом пути, и ЕС также подтвердил свою приверженность им.

По мере того, как мы оживляем расширение ЕС, мы должны приложить аналогичные усилия для реформирования ЕС и нашего процесса принятия решений. Потому что расширенный ЕС тоже должен быть в состоянии действовать. Это также означает сокращение сферы действия правила единогласия во внешней политике и других областях, чтобы принимать больше решений квалифицированным большинством голосов», - отмечает он.

«Расширение остается одним из самых успешных инструментов внешней политики ЕС.

Факты показывают, что расширение было основным способом организации европейского континента, при этом ЕС неуклонно рос с 6 государств-членов в 1950-х годах до 12, 15 и 27 государств-членов сегодня. Трудно представить политику ЕС, которая была бы более трансформационной. Исторически сложилось так, что институциональные реформы и новые области интеграции сопровождали каждую волну присоединения, поэтому мы добивались наибольшего успеха, когда вместе стремились к расширению и углублению.

Война России против Украины ускорила ход истории во многих отношениях. Это также обострило дебаты о европейском порядке и принципах, лежащих в его основе. Для многих стран, начиная с Украины, это стратегический момент, чтобы заявить о своем стремлении присоединиться к ЕС и всему, что он представляет, и получить признание своих амбиций. Украинские лидеры совершенно ясно заявили, что, наряду с военной поддержкой для защиты от российской агрессии, получение статуса кандидата в члены ЕС было их главным приоритетом. Аналогичные рассуждения вы видите у правительства Молдовы. И, наконец, вы видите это в просьбе правительства Грузии и десятках тысяч грузинских демонстрантов, вышедших на этой неделе на улицы Тбилиси с флагами ЕС.

В то же время страны Западных Балкан совершенно справедливо потребовали, чтобы процесс их присоединения оценивался по их собственным достоинствам. Почти 20 лет назад ЕС заявил в Салониках, что «будущее Западных Балкан находится в ЕС», поэтому определенная степень нетерпения с их стороны, мягко говоря, понятна.

Со стороны ЕС мы должны четко понимать, что расширение ЕС за счет тех стран, которые хотят и могут выполнить условия, не является «одолжением» или уступкой. Это в наших стратегических интересах. Это способ структурирования континента вокруг ценностей и стандартов ЕС. Надежная политика расширения — это геостратегическая инвестиция в мир, стабильность, безопасность и экономический рост во всей Европе», - пишет Боррель.

«Возрождая расширение ЕС, мы должны в то же время поддерживать дееспособность ЕС. Это тоже геополитический императив. Понятно, что в разное время мы расплачивались за принцип единогласия во внешней политике ЕС, ослабляя и затягивая свои действия.

В первые недели после вторжения России в Украину мы действовали быстро и масштабно, попутно нарушая несколько табу. Некоторые были удивлены, а многие приветствовали то, что ЕС действовал с реальной стратегической целеустремленностью. Но вскоре после этого ситуация стала более смешанной.

В конце мая мы достигли договоренности по 6-му пакету санкций против России. Но нам потребовался месяц, чтобы достичь договоренностей.

И я сожалею, что некоторые заключительные положения были смягчены, и в последние часы Патриарх Кирилл был исключен из списка подсанкционных лиц, несмотря на то, что его присутствие в списке не оспаривалось в ходе обсуждений на Совете ЕС и несмотря на его хорошо задокументированный послужной список убежденного сторонника путинской войны», - подчеркивает вице-президент ЕК.

«Мы наблюдали аналогичную динамику в начале переговоров о вступлении с Северной Македонией и Албанией, когда одна страна блокировала то, с чем могут согласиться все остальные, — опять же с негативными последствиями для авторитета и влияния ЕС», - добавил он.

Жозеп Боррель считает, что ЕС должен изменить механизм принятия решений.

«После двух с половиной лет опыта работы с такими ситуациями я думаю, что мы должны пересмотреть наш процесс принятия решений. За прошедшие годы мы видели много случаев, когда государства-члены разделялись по вопросам внешней политики.

Начнем с того, что у нас разные взгляды, учитывая наши различия в истории, географии и стратегической политической культуре. Но в политической жизни важно не то, как дискуссия начинается, а то, чем она заканчивается. Сила системы ЕС всегда заключалась в том, чтобы каким-то образом превращать разногласия в соглашения. И здесь большое значение имеет, принимается ли решение единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Если страны заранее знают, что окончательное решение может быть принято квалифицированным большинством голосов, у них появляется сильный стимул вести переговоры, создавать альянсы и формировать консенсус. Если они знают, что могут заблокировать все, а иногда даже получают за это компенсацию, у них нет стимула вкладывать средства в здоровый компромисс. Они могут сидеть на своих позициях, заставляя других меняться. И чем более аутсайдеры считаются успешными в своей тактике, тем больше распространяется эта динамика, и теперь вето происходят чаще, чем в прошлом.

Иногда приходится слышать, что мы должны сохранять единодушие во внешней политике и политике безопасности, потому что решения в этой области очень деликатны: кто может рискнуть остаться без голосов по вопросу, представляющему жизненно важный национальный интерес? Здесь можно привести два контраргумента:

Во-первых, многие области политики, по которым ЕС принимает решения квалифицированным большинством голосов, не менее деликатны и важны. Во-вторых, на практике ЕС редко принимает решения голосованием. Идея клуба, как показывают исторические записи, заключается в том, чтобы продолжать разговор до тех пор, пока не будет достигнут консенсус.

Это, конечно, давние дебаты, как я утверждал уже в октябре 2020 года. Но контекст новый: война против Украины высветила необходимость того, чтобы ЕС мог принимать стратегические решения в режиме реального времени. Многие лидеры и граждане ЕС призвали отказаться от единодушия во внешней политике.

И теперь, когда расширение снова твердо стоит на повестке дня, мы больше не можем уклоняться от вопроса о том, как будет функционировать ЕС, скажем, из 35 стран. Есть веские причины для привлечения стран Западных Балкан, предоставления статуса кандидата Украине и Молдове, а в скором времени, надеюсь, и Грузии. Но в равной степени глупо делать то, что не работает при условии 27-ми, совершенно неработоспособным в 30 и более членов. Нам нужно разрубить гордиев узел.

Лучший ответ — убрать мертвый груз правила единогласия.

Здесь мы могли бы продвигаться с «супер квалифицированным большинством голосов», например, 27 минус 2 или 3, чтобы не быть заблокированными одной или двумя отдельными странами. Мы также можем определить области внешней политики, в которых мы экспериментируем с квалифицированным большинством голосов, например, заявления, санкции и выполнение решений. Это могло бы помочь укрепить доверие между государствами-членами с идеей ослабления требования единогласия.

Во внешней политике ЕС есть много других проблем, и избавление от единодушия — не панацея. Но за 2,5 года работы я не могу придумать ни одного изменения, которое имело бы более мощный эффект для улучшения нашей способности действовать во враждебном мире. И именно этого требуют от нас наши граждане», - считает Боррель.

Строительство «расширенной Европы».

«В дополнение к возобновившимся дебатам о расширении ЕС и принятии решений существует также идея построения более широкого Европейского политического сообщества, как, например, предложил президент Макрон и поддержал глава Европейского совета Шарль Мишель.

Этот более широкий клуб мог бы объединить все европейские страны, разделяющие демократические принципы и стремящиеся к конкретным и гибким формам сотрудничества. Речь идет о будущей организации нашего континента и о том, как мы, как ЕС, должны позиционировать себя после войны России против Украины.

Я участвовал в обсуждении Лидерами на Саммите различных вариантов такого Сообщества с точки зрения цели, членства и практических условий. Все согласны с тем, что любой такой клуб должен дополнять, а не заменять существующую политику ЕС, особенно политику расширения. И он также должен дополнять, а не заменять работу существующих организаций, таких как ОБСЕ и Совет Европы.

Открытое политическое сообщество могло бы позволить странам-кандидатам сразу же принять участие в различных политиках ЕС. В него также могут быть вовлечены некоторые страны, которым не обязательно суждено присоединиться к Союзу, такие как Норвегия, Швейцария или Соединенное Королевство, если они того пожелают.

Как я уже сказал, война действует как ускоритель истории. А по своим сложностям и требованиям расширение ЕС — сложный процесс, который занимает много лет. Его скорость не совсем соответствует скорости изменений геополитического контекста. Поэтому необходим дополнительный каркас.

Тема сложная и требует тщательного рассмотрения, но идея заслуживает внимания, и дискуссия, безусловно, будет продолжена. Мы должны предпринимать осторожные и постепенные шаги в разработке структуры инициативы, уважая при этом автономию ЕС в принятии решений», - отмечает Жозеп Боррель в статье.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый