Осужденных за эксплуатацию детей, домашнее насилие, заражение ВИЧ, насильственное донорство и неоказание помощи больному врачом позволят исправлять без изоляции от общества

12:19, 8 мая 2023
Народные депутаты считают, что предложенные изменения позволят оптимизировать деятельность СИЗО, что будет способствовать уменьшению количества лиц в местах несвободы.
Осужденных за эксплуатацию детей, домашнее насилие, заражение ВИЧ, насильственное донорство и неоказание помощи больному врачом позволят исправлять без изоляции от общества
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

За угрозу убийством, заведомое заражение ВИЧ или другой неизлечимой инфекционной болезнью, домашнее насилие, незаконное проведение стерилизации, насильственное донорство, неоказание помощи больному медицинским работником, принуждение к вступлению в половую связь, незаконная порубка и сбыт леса, незаконное завладение землями водного фонда в особо крупных размерах и другие правонарушения предлагают разрешить наказывать без изоляции от общества.

Так, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности Сергей Ионушас 4 мая зарегистрировал в парламенте проект постановления о принятии за основу законопроекта 9185, которым предлагается изменить существующий перечень видов наказаний и заменить наказание в виде ареста на наказание в виде пробационного надзора в санкциях отдельных кодекса (полный перечень в прилагаемой таблице).

Проект называется «О внесении изменений в Уголовный, Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты Украины по усовершенствованию видов уголовных наказаний в условиях военного положения»

Целью законопроекта, как отмечается в пояснительной записке, является внедрение наказания в виде пробационного надзора, что «будет способствовать гуманизации пенитенциарной системы и расширению возможностей для исправления лица без изоляции от общества».

Положения законопроекта направлены:

  • изменения существующего перечня видов наказаний (введение нового вида наказания в виде пробационного надзора; применение наказания в виде ареста исключительно к военнослужащим);
  • установление правила зачисления срока домашнего ареста в срок наказания;
  • предоставление возможности назначения наказания в виде пробационного надзора как основного наказания несовершеннолетним;
  • замены наказания в виде ареста на наказание в виде пробационного надзора в санкциях отдельных статей (частей статей) Особой части Уголовного кодекса.

Мнение экспертов

Законопроект предлагает предугадать новый вид наказания в виде пробационного надзора, под которым понимается «ограничение прав и свобод осужденного, определенных законом и установленных приговором суда, с применением надзорных и социально-воспитательных мер без изоляции от общества».

Впрочем, по мнению Главного научно-экспертного управления ВР, эти положения проекта несколько сомнительны, поскольку приведенное в проекте определение пробационного надзора не отражает специфики указанного меры принуждения.

«Так, одним из обязательных признаков любого уголовного наказания является то, что оно состоит в предусмотренном законом ограничении прав и свобод осужденного.

Из содержания ч. 2 ст. 59-1 УК (в редакции проекта) следует, что на осужденного к пробационному надзору судом в обязательном порядке возлагаются такие обязанности, как:

1) периодически появляться для регистрации в уполномоченный орган по вопросам пробации;

2) сообщать уполномоченный орган по вопросам пробации об изменении своего места жительства, работы или учебы;

3) не выезжать за пределы Украины без согласования с уполномоченным органом по пробации.

Однако указанный объем ограничения прав и свобод осужденного вряд ли можно признать достаточным для отнесения пробационного надзора к уголовным наказаниям.

Пока почти аналогичный объем обязанностей (за исключением невозможности выезда за пределы Украины без согласования с уполномоченным органом по пробации) суд возлагает на осужденного в случае освобождения его от отбывания наказания с испытанием (действующая ч. 1 ст. 76 УК), т.е. в случае, когда суд пришел к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания.

Обязанность периодически являться для регистрации в уполномоченный орган по вопросам пробации не является ограничением прав осужденного на свободу передвижения или любых других предусмотренных действующим законодательством неимущественных прав лица. Такая обязанность, как уведомление уполномоченного органа по пробации об изменении своего места жительства, работы или обучения, также не является таким ограничением. Исполнение обязанности в виде запрета выезда за пределы Украины без согласования с уполномоченным органом по пробации связано с необходимостью нахождения осужденного в течение срока исполнения наказания в пределах Украины для обеспечения осуществления надлежащего надзора за ним.

То есть, по характеру обязанностей, которые суд в обязательном порядке возлагает на осужденного к пробационному надзору, можно утверждать, что такие обязанности в основном носят некарательный характер и направлены на предотвращение противоправного поведения соответствующего осужденного», - считают эксперты Управления.

На их взгляд, пробационный надзор, который в предложенном проектом виде фактически можно приравнять к освобождению от отбывания наказания с испытанием, вряд ли можно признать эффективным видом наказания.

В связи с чрезвычайной мягкостью пробационный надзор не в состоянии не только достичь цели наказания как такового, но и должным образом учесть уровень общественной опасности таких уголовных правонарушений, как умышленное легкое телесное повреждение, повлекшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную утрату трудоспособности, угроза убийством, принуждение к вступлению в половую связь с лицом, от которого пострадало лицо материально или служебно зависимо, кража, мошенничество, принуждение работника транспорта к неисполнению своих служебных обязанностей путем угрозы убийством, причинением тяжких телесных повреждений этого работника или близких ему лиц, призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку и других уголовных правонарушений, за совершение которых согласно проекту должно предусматриваться наказание в виде пробационного надзора.

Среди обязанностей, которые суд может возложить на осужденного к пробационному надзору, предлагается выделить прохождение курса лечения от наркотической, алкогольной зависимости, расстройств психики и поведения вследствие употребления психоактивных веществ или заболевания, представляющего опасность для здоровья других лиц.

Однако принудительное лечение может быть применено судом независимо от назначенного наказания к лицам, совершившим уголовные правонарушения и имеющим болезнь, представляющую опасность для здоровья других лиц (ч. 1 ст. 96 УК).

Применение такого лечения независимо от назначенного наказания означает, что эта мера принуждения может быть применена при осуждении лица к любому виду наказания (в том числе к наказанию в виде пробационного надзора).

При этом в данном случае речь идет о социально опасных заболеваниях, к которым Основы законодательства о здравоохранении (ст. 53) относят, в частности, туберкулез, психические, венерические заболевания, СПИД, лепру, хронический алкоголизм, наркоманию», - отмечает ГНЭУ.

Также, по их мнению, не хватает юридической определенности формулировке такой обязанности (который суд может возложить на осужденного к пробационному надзору), как участие в мероприятиях, направленных на утверждение украинской национальной и гражданской идентичности (п. 6 ч. 3 ст. 59- 1 УК в редакции проекта), ведь любые ограничения по поведению осужденного, установленные судом, должны быть конкретно сформулированы в приговоре и реально исполнены.

Автор: Наталя Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Ігор Фріс
    Ігор Фріс
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Ян Бескровний
    Ян Бескровний
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Любов Токмілова
    Любов Токмілова
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Наталія Савицька
    Наталія Савицька
    суддя Сумського окружного адміністративного суду