Верховная Рада одобрила законопроект по выводу неплатежеспособных банков с рынка

13:23, 19 августа 2025
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Целью является эффективное реагирование на случаи неплатежеспособности банков для минимизации рисков возможных панических настроений в обществе.
Верховная Рада одобрила законопроект по выводу неплатежеспособных банков с рынка
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект 13007-д относительно урегулирования отдельных вопросов деятельности Фонда гарантирования вкладов физических лиц, Национального банка и институтов совместного инвестирования, инициаторами которого выступила группа депутатов во главе с Даниилом Гетманцевым.

Законопроект разработан с целью минимизации рисков от возможных потрясений, вызванных особыми условиями функционирования экономики Украины в период действия военного положения в Украине, обеспечения устойчивости и надежности банковской системы Украины путем усовершенствования нормативно-правовых рамок для эффективного реагирования на случаи неплатежеспособности банков, минимизируя риски возможных панических настроений в обществе.

Как отметил профильный комитет, предлагаются изменения в законы «О системе гарантирования вкладов физических лиц», «О банках и банковской деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований», «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений».

Так, предлагается среди прочего в процессе применения способов вывода неплатежеспособных банков с рынка внедрение механизмов дальнейшего сотрудничества между неплатежеспособным банком, принимающим или переходным банками в направлении управления переданным имуществом (активами) после заключения сделок о передаче имущества (активов) и обязательств неплатежеспособного банка, расчета суммы денежных средств, которые потенциально могут быть получены Фондом в случае осуществления ликвидации банка, усовершенствование механизма увеличения/уменьшения капитала неплатежеспособного банка, усовершенствование механизмов проведения открытых конкурсов по выводу неплатежеспособного банка с рынка.

Вводятся процедуры для обмена информацией между Национальным банком и Фондом для раскрытия информации, которая составляет банковскую тайну.

Кроме того, законопроектом предлагается:

  • минимизировать судебные риски возложения на Фонд ответственности по обязательствам неплатежеспособных банков (пенсионные активы, ФФБ, заработная плата работников банка и т.д.) и риски возложения имущественной ответственности на Фонд (открытие и увеличение количества имеющихся открытых исполнительных производств, наложение арестов на счета Фонда);
  • закрепление права определять для банков, процедура временной администрации или ликвидации которых осуществляется Фондом, в случае наступления особого периода, осуществлять мобилизационную подготовку Фонда и банков, которыми он управляет;
  • усовершенствовать механизм выплаты гарантированного возмещения средств вкладчикам банков, которые ликвидируются Фондом;
  • предоставить Фонду возможность осуществлять управление средствами, не полученными кредиторами (в том числе после завершения ликвидационной процедуры банка) и урегулировать механизм передачи в Фонд средств, не полученных кредиторами, для обеспечения выполнения части первой статьи 526 Гражданского кодекса (обязательство должно выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требований этого Кодекса, других актов гражданского законодательства) и установления срока, после истечения которого Фонд зачисляет неполученные кредиторами средства в средства Фонда;
  • устранить препятствия эффективной реализации имущества (активов) банка, минимизировав риски обжалования результатов торгов, обеспечить право доступа Фонда к информации, содержащейся в Государственном реестре прав;
  • установить равные условия для кредиторов банка относительно обращения с кредиторскими требованиями к банку, избежание предоставления необоснованных преимуществ отдельному кредитору;
  • усовершенствовать механизмы выплат гарантированных сумм возмещения средств вкладчикам банка;
  • закрепить процедуры распределения остаточного имущества на уровне закона и минимизировать иски относительно обжалования передачи имущества акционерам банка;
  • урегулировать вопросы удовлетворения требований по средствам, размещенным на счетах условного хранения (эскроу) в банке;
  • урегулировать вопросы начисления регулярного сбора в Фонд учитывая изменения порядка подачи банками отчетности (по состоянию на последний день квартала);
  • урегулировать вопросы относительно:
  • продления сроков управления имуществом банков в период действия военного положения в Украине в случае наличия у банка имущества, которое передано военным формированиям и не продается, и наличия других факторов, которые вызваны военным положением, что не позволяет завершить ликвидационную процедуру в определенный срок;
  • расчетов с кредиторами банка, которые не подали заявления о включении их в реестр акцептованных требований кредиторов;
  • сокращения сроков удовлетворения требований кредиторов банка через внедрение механизма защиты прав инвесторов (покупателей) активов банка, которые осуществляют покупку имущества (активов) банка, который ликвидируется, на аукционах;
  • урегулирования вопроса взаимоотношений банка, который ликвидируется с фискальными органами.

Предлагаются изменения в законы относительно:

  • полномочий Национального банка относительно обеспечения функционирования системы оценивания состояния киберзащиты в банках, других лицах, которые осуществляют деятельность на рынках финансовых услуг, операторах платежных систем и/или участниках платежных систем, технологических операторах платежных услуг;
  • закрепления функции Национального банка относительно определения условий обработки информации, использования средств защиты информации в информационных, электронных коммуникационных и информационно-коммуникационных системах, в сферах предоставления платежных, банковских и других финансовых услуг, валютного регулирования и валютного надзора, в системе депозитарного учета Национального банка, а также установления требований относительно обеспечения защиты информации;
  • наделения Национального банка полномочиями устанавливать порядок изъятия из оборота банкнот и монет, а также принимать решения об изъятии/постепенном изъятии из оборота банкнот, монет старого образца/дизайна, их обмена и признания такими, которые перестают быть законным платежным средством;
  • предоставления Национальному банку права осуществлять операции, совершать любые действия по управлению имуществом/активами, которое приобретено/приобретены в результате обращения взыскания на такое имущество в течение времени владения им;
  • предоставления права Национальному банку на удовлетворение любого основанного на осуществленном рефинансировании банка требования путем отчуждения переданного в залог имущества банка, который ликвидируется, и удовлетворения требований за счет средств, полученных от отчуждения имущества;
  • предоставления права Национальному банку в определенном договором о сотрудничестве порядке обратиться в Фонд с предложением относительно утверждения индивидуальных условий отчуждения имущества/активов, переданных в обеспечение выполнения обязательств перед Национальным банком;
  • установления возможности для Национального банка в определенном договором залога и законодательством Украины порядке обращать взыскание на заложенное банком имущество/активы до утверждения исполнительной дирекцией Фонда способа, порядка, состава и условий отчуждения имущества банка, который ликвидируется, но не ранее дня утверждения Фондом реестра акцептованных требований кредиторов банка;
  • включения всех требований Национального банка по кредитам рефинансирования в пятую очередь требований кредиторов банка, в том числе требований Национального банка, которые возникли в связи с недостаточностью средств для удовлетворения его требований по результатам продажи залога, который обеспечивает кредиты рефинансирования, а также требований, связанных со списанием Фондом суммы своих расходов, на которую уменьшена сумма к перечислению Национальному банку как залогодержателю;
  • установления 20-дневного срока, в течение которого Фонд после продажи заложенного имущества (активов) направляет полученные средства на внеочередное погашение требований залогодержателя, в то же время сумма расходов Фонда не учитывается в счет погашения требований залогодержателя;
  • предоставления права залогодержателю оставить за собой заложенное имущество (активы) по минимальной цене продажи такого имущества на торгах, если имущество не было реализовано на них;
  • установления обязанности Фонда перечислять средства, которые поступают в погашение задолженности должника перед банком по предоставленным в залог Национальному банку ценным бумагам и имущественным правам по заключенным с банком кредитным договорам, на внеочередное погашение требований Национального банка в течение 20 рабочих дней со дня их поступления;
  • определения дополнительных основ взаимодействия Фонда с Национальным банком как залогодержателем имущества банка, который ликвидируется, с целью обеспечения реализации приоритетного права Национального банка на удовлетворение его требований, в том числе обсуждения правил расчета фактически понесенных расходов на содержание и сохранение переданных в залог Национальному банку ценных бумаг и имущественных прав, которые устанавливаются Фондом.

Кроме того, предлагается внести изменения в ч. 1 статьи 31 Закона о банках в части увеличения значения минимального размера уставного капитала банка с 200 млн грн до 250 млн грн с установлением для действующих банков переходного периода сроком в 6 месяцев для приведения размера их уставного капитала в соответствие с новым минимальным размером.

Законопроектом путем внесения изменений в Закон «Об институтах совместного инвестирования» также предлагается:

  • устранить ограничения для инвестирования в квалификационные институты совместного инвестирования для физических лиц, путем изъятия норм, которые устанавливают минимально допустимую сумму инвестиции;
  • предоставить возможность осуществлять конвертацию ценных бумаг всем институтам совместного инвестирования, которые осуществляют публичное размещение ценных бумаг;
  • предоставить возможность реорганизации институтов совместного инвестирования одного вида путем присоединения и слияния;
  • увеличить размер займа или кредита, который компания по управлению активами может брать за счет активов института совместного инвестирования, с 10% до 30% и исключения ограничений на срок такого кредитования;
  • внедрить возможность инвестирования квалификационным институтом совместного инвестирования в облигации внутреннего государственного займа;
  • предоставить возможность ИСИ принимать решения о консолидации и дроблении своих ценных бумаг.

Автор: Наталя Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый