Европейский стандарт национальной государственной службы

21:02, 30 августа 2013
Газета: 34 (202)
Украинским госслужащим планируют повысить зарплату?
Европейский стандарт национальной государственной службы

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

Адаптировать национальную госслужбу к стандартам ЕС намерены авторы государственной целевой программы развития государственной службы на период до 2016 г. (постановление КМУ №350 от 13 мая 2013 г.).

Так, с учетом новых задач, определенных указом Президента Украины №45 от 1 февраля 2012 г. «О стратегии государственной кадровой политики на 2012–2020 гг.», обеспечено кардинальное обновление содержания деятельности кадровых служб путем переориентации их на стратегическое управление человеческими ресурсами, а также разработки профилей компетентности для 97% должностей государственной службы. Модернизирована система обучения и утверждена процедура повышения квалификации государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления. Создана действующая система отбора кандидатов в президентский кадровый резерв «Новая элита нации», учрежденный в соответствии с указом Президента Украины №246 от 5 апреля 2012 г.

Об этом и многом другом рассказал председатель национального агентства Украины по вопросам государственной службы Вячеслав Толкованов в рамках пресс-конференции на тему «Модернизация государственной службы», которая состоялась 27 августа с. г. По его словам, процесс модернизации охватывает многочисленные законодательные аспекты, регламентирующие введение новых механизмов и процедур управления, усиливающие институционную состоятельность госслужбы, регулирующие современные информационно-коммуникативные процессы, которые возникают в рамках взаимодействия госслужбы с общественностью.

Новый Закон

Профильным законом, регулирующим деятельность госслужащих, является Закон «О государственной службе», новая редакция которого №4050-VI вступит в силу1 января 2014 г. Этот закон определит основы государственной службы, условия поступления на нее, порядок ее прохождения и прекращения, правовой статус государственных служащих, принципы их социальной и правовой защиты.

Также предусматривается создание правовых предпосылок для:

повышения престижности государственной службы;

урегулирования статуса государственного служащего;

повышения качества услуг, которые предоставляют государственные служащие;

введения в действие прозрачного механизма принятия на государственную службу;

создания политически нейтрального института государственной службы;

введения в действие эффективного механизма предотвращения коррупции;

создания условий прозрачной деятельности органов государственной власти;

повышения уровня социальной и материальной защиты государственных служащих.

Согласно Закону №4050-VI, в обязанности госслужащего будет входить подготовка предложений относительно формирования государственной политики в соответствующей сфере; разработка, экспертиза и редактирование проектов нормативно-правовых актов; предоставление административных услуг; осуществление государственного надзора (контроля); управление государственным имуществом и государственными корпоративными правами; управление персоналом государственных органов; реализация иных полномочий соответствующего органа. Госслужащий должен беспристрастно выполнять свои служебные обязанности, независимо от партийной принадлежности и личных политических убеждений; не имеет права совершать действия, которые демонстрируют его политические взгляды или свидетельствуют об особом отношении к определенным политическим партиям, а также организовать забастовки и участвовать в них.

К слову, последние положение вызывает критику со стороны самих госслужащих, а также иностранных экспертов, которые радеют о правах трудящихся Украины. Так, представители профсоюзов госслужащих отметили, что Европейский экономический и социальный комитет (ЕЭСК), консультируя Украину по этому вопросу, подчеркнул необходимость расширения прав госслужащих, в. т. ч. путем предоставления им права на забастовки.

Зарплата, пенсия, отдых

Отвечая на это замечание европейцев, В. Толкованов отметил, что единого мнения относительно положений, разрешающих госслужащим бастовать, нет. В некоторых странах (например, во Франции) забастовки разрешены всем категориям трудящихся, а в других запрещены вообще. Украина, по словам г-на Толкованова, избрала в этом вопросе серединную позицию. Рекомендации же ЕЭСК не носят обязательного характера и не должны учитываться в случае противоречия национальному законодательству.

Среди других вопросов, освященных г-ном Толковановым, наиболее новаторскими оказались такие положения Закона №4050-VI, как:

1. Обязательное обеспечение госслужащих служебным жильем при их переводе в другой регион. Отметим, что перевод может быть осуществлен в другой населенный пункт на вакантную должность из той же подгруппы при наличии письменного согласия госслужащего. Пока механизм такого перевода находится на стадии разработки, поскольку регионы должны подать обоснованные заявки на выделение требуемого количества служебных квартир.

2. Повышение оплаты труда госслужащих. Так, минимальный должностной оклад установлен в размере не менее 2 минимальных заработных плат. Для каждой подгруппы должностей госслужбы разница между максимальным и минимальным размером должностного оклада должна составлять не менее 30%. При этом сокращение бюджетных ассигнований не может быть основанием для уменьшения должностных окладов, надбавок к ним, премий и финансирования других предусмотренных законом гарантий и компенсаций государственным служащим.

3. Пенсионное обеспечение. Пенсия госслужащим назначается в размере 80% суммы их зарплаты с учетом всех видов оплаты, с которых уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование. Лицам, которые на момент обращения за назначением пенсии не являются государственными служащими, пенсия назначается в размере 80% зарплаты госслужащего, который занимает должность государственной службы соответствующей подгруппы и ранга по последней должности государственной службы.

4. Отзыв из отпуска. Если сейчас госслужащий может быть отозван из отпуска в связи с «производственной необходимостью», фактически не имея гарантий на погашение материальных затрат, то с вступлением в силу Закона №4050-VI отзыв из отпуска будет осуществляться в соответствии с порядком возмещения непредвиденных расходов государственного служащего в связи с его отзывом из ежегодного основного или дополнительного оплачиваемого отпуска, утвержденным постановлением КМУ №605 от 4 июля 2012 г. Согласно этому порядку, госслужащему возмещаются расходы, связанные с возвратом билетов, расторжением гражданско-правовых договоров по организации отдыха или лечения, отказом от бронирования билетов, мест проживания или других услуг, правилами въезда и пребывания в месте отдыха (оформление визы, страхование, разрешения, сборы и т. п.), заменой (возвратом) билета или приобретением нового (в случае невозможности вернуть предыдущий) билета до места проживания.

«Чистота» кадров

Наряду с расширением прав, Закон №4050-VI ужесточает ответственность госслужащих, подчеркнул г-н Толкованов. Так, кроме дисциплинарной ответственности появляется и материальная. Имущественный и моральный вред, причиненный физическим или юридическим лицам незаконными решениями, действиями или бездействием государственного служащего во время осуществления им своих полномочий возмещается за счет государства. При этом государство в лице субъекта назначения имеет право обратного требования (регресса) к виновному госслужащему в размере и порядке, определенных законом.

Кроме того, предлагается ужесточить антикоррупционные проверки. Например, авторы законодательной инициативы №3121, не так давно поданной на рассмотрение парламента, предлагают подвергать подобной проверке чиновников всех уровней, оценивая при этом стоимость движимого и недвижимого имущества, принадлежащего им и их родственникам. Руководствоваться при розыске имущества парламентарии предлагают информацией, полученной не из антикоррупционной декларации, а из других источников (каких – в проекте не уточняется).

Напомним, что широкое распространение коррупции и взяточничества в Украине признали 91% предпринимателей, опрошенных аудиторской компанией Ernst & Young. По этому показателю страна заняла 24-е, предпоследнее место в Европе (по данным http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/European_Fraud_Survey_2011Deutschland/$FILE/Deutschlandergebnisse%20European_Fraud_Survey_2011.pdf).


 Комментарий

Вячеслав Толкованов,председатель национального агентства Украины по вопросам государственной службы

– Если говорить о своеобразном портрете государственного служащего, могу отметить следующее. Приблизительно 2/3 государственных служащих составляют женщины. Возраст их в основном колеблется от 35 до 45 лет. Все они имеют высшее образование. Положительные сдвиги прослеживаются в том, что в последнее время значительно повысился уровень профессиональной подготовки госслужащих. Это происходит потому, что предпочтение при принятии на государственную службу отдается лицам, имеющим не просто высшее, а специализированное высшее образование.

Напомню, что нацгосслужбой совместно с Министерством образования и науки проведена комплексная работа по обновлению отраслевого стандарта высшего образования по подготовке магистров по специальности «Государственная служба» специализации «Государственное управление». Разработаны механизмы повышения квалификации госслужащих, в рамках которых реализованы 24 и находятся на стадии подготовки 37 проектов. Разработаны 4 плана институционной реформы в сферах миграции, санитарных и фитосанитарных мероприятий, государственной помощи и исполнения.


Антикоррупционные проверки госслужащих проводятся с целью:

  • утвердить в обществе верховенство права и законности;
  • обнаружить факты нарушений законодательства в сфере предотвращения и противодействия коррупции;
  • привлечь к ответственности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, реальные затраты и фактическое материальное состояние которых не соответствует уровню их официальных доходов;
  • определить основные факторы, которые могут способствовать возникновению и распространению коррупции;
  • снизить уровень коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления;
  • повысить уровень доверия к органам государственной власти и местного самоуправления со стороны общественности.
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Особенности урегулирования споров при участии судьи
Новости онлайн