Нотариат: в новый год с новым уставом

19:50, 16 января 2014
Газета: 2 (220)
Нотариусы были возмущены тем, что заработная плата руководства НПУ колеблется от 15 до 20 тыс. грн, тогда как у государственных нотариусов она не достигает 2 тыс. грн...
Нотариат: в новый год с новым уставом

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

10 января состоялся внеочередной съезд нотариусов Украины, на повестку дня которого были вынесены вопросы о работе органов Нотариальной палаты Украины за 8 месяцев их функционирования, о деятельности ревизионной комиссии НПУ, о внесении изменений и дополнений в устав НПУ, а также о внесении изменений в состав инспекции по вопросам профессиональной ответственности нотариусов НПУ.

Впрочем, как выяснилось сразу после открытия съезда, перед нотариусами встали и другие, можно сказать, более насущные вопросы. Так, не смогли попасть не только в зал, но и в арендованное НПУ здание делегаты из Киева и Львова. Они были задержаны на входе охраной, нанятой НПУ для обеспечения порядка во время проведения съезда. Как выяснилось позже, киевские и львовские нотариусы, по словам действующего на тот момент руководства НПУ, допустили неточности при оформлении заявочных документов, что стало основанием для невозможности признать их делегатами съезда. Совет НПУ единогласно утвердил нелегитимность результатов собраний нотариусов, проведенных в Киеве и Львове, и предложил рассмотреть вопрос допуска делегатов из этих городов на самом съезде мандатной комиссией, членов которой должны были избрать сами нотариусы.

Однако недопуск киевлян и львовян представился их коллегам, присутствующим в зале, настолько возмутительным, что они, не желая ждать решения мандатной комиссии, начали скандировать: «Киев, Львов, в зал!», чем вынудили организаторов мероприятия пойти на уступки и допустить киевских и львовских нотариусов на съезд изначально без права голоса. Под бурные аплодисменты киевские и львовские нотариусы прошли в зал и заняли свои места.

Сразу же после этого в адрес руководства НПУ прозвучали обвинения в том, что нотариусы не были надлежащим образом уведомлены о дате и месте проведения съезда, а на сайте НПУ не были опубликованы протоколы собраний киевских и львовских нотариусов с тем, чтобы все желающие могли воочию убедиться в их легитимности. После заявления действующего на тот момент президента НПУ Людмилы Павловой о том, что публикация протоколов на сайте уставом не предусмотрена, киевские и львовские нотариусы потребовали право голоса, в чем были поддержаны остальными присутствующими на съезде.

Вопрос о повестке

Когда волнения улеглись, делегаты приступили к формированию счетной и редакционной комиссий, в которые вошли по одному представителю от каждой из представленных областей. После того, как комиссии были сформированы и их списки зачитаны, зал потребовал избрать главу и секретаря съезда, которые вместе с президентом НПУ сформировали бы президиум. Мнения нотариусов по этому вопросу разделились: часть делегатов во главе с г-жой Павловой указывали на то, что уставом избрание главы и секретаря съезда не предусмотрено, другие же выдвигали кандидатуры, достойные, по их мнению, возглавить съезд. Г-жа Павлова предложила высказаться представителям каждой области, после чего было проведено голосование, по итогам которого главой съезда была избрана частный нотариус Мирослава Дякович, а секретарем – частный нотариус Андрей Сидоренко.

Вновь сформированный орган в составе трех человек начал ведение съезда с предложения утвердить повестку дня. Путем голосования она была утверждена в целом с последующим дополнением вопросом о досрочном отзыве президента НПУ Л. Павловой. Изначально ей было вменено нарушение ст. 3 и 16 закона Украины «О нотариате», а также принципов латинского нотариата, согласно которым президент органа самоуправления нотариусов на момент избрания должен быть действующим нотариусом. Однако после того, как г-жа Павлова парировала эти обвинения, указав, что при вступлении в Международный союз латинского нотариата (в нарушении принципов которого ее обвинили) ни у кого из членов этой организации ее присутствие на должности президента НПУ замечаний не вызвало, ее было предложено отозвать с указанной должности на основании выражения недоверия. За включение этого вопроса в повестку дня проголосовали 514 (большинство) присутствующих делегатов.

Отчет

Далее, согласно повестке дня, был заслушан отчет о работе совета НПУ, инспекции по вопросам профессиональной ответственности нотариусов и комиссий, созданных при НПУ, за период с 19 апреля по 31 декабря 2013 г. В роли докладчика выступила г-жа Павлова. Она напомнила, что НПУ как самоуправляемая профессиональная организация была создана решением I учредительного съезда нотариусов Украины 29 марта 2013 г. согласно ст. 16 Закона Украины «О нотариате». С тех пор деятельность НПУ, по словам докладчицы, была направлена на реализацию требований закона о нотариате, устава, решений съезда и совета НПУ.

В соответствии с уставом, деятельность НПУ осуществлялась по ряду направлений. Одним из таковых было участие в законопроектной работе, и в его рамках специалистами НПУ были подготовлены и направлены в Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики законопроекты №2627, №0985, №1105, №2187а; подготовлен и передан на рассмотрение Министерства юстиции законопроект о возможности избрания частными нотариусами упрощенной системы налогообложения; начата работа по подготовке законопроекта, предлагающего ряд изменений в действующий Закон «О нотариате».

Важным для НПУ направлением было и обеспечение защиты интересов нотариусов. С этой целью велась переписка с Антимонопольным комитетом, Пенсионным фондом, Министерством доходов и сборов, были направлены обращения в Минюст (всего 11 писем и запросов) относительно предоставления разъяснений с целью одинакового применения нотариусами норм действующего законодательства. Начата работа над проектом закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно устранения ограничений в привлечении частными нотариусами наемных работников. В завершающую стадию перешла работа над пакетом учредительных документов для осуществления госрегистрации Третейского суда по рассмотрению дел, связанных с осуществлением нотариальных действий.

В рамках работы по повышению уровня квалификации нотариусов и вспомогательного персонала было проведено 12 краткосрочных региональных семинаров, в которых приняли участие более 3 тыс. человек. Велась и работа по оказанию методической, информационной, организационной и иной помощи нотариусам. В частности, НПУ открыла новую серию справочников «Библиотечка нотариуса», созданных с целью исследования отдельных вопросов нотариальной деятельности.

Помимо этого НПУ, проводилась культурно-массовая работа в нотариальной среде, осуществлялось международное сотрудничество (напомним, что наибольшим достижением в этой сфере стало вступление Украины в МСЛН), утверждались нормативные акты, регулирующие деятельность инспекции и аппарата НПУ.

В конце своего доклада г-жа Павлова указала на то, что сотрудники аппарата НПУ прошли обучение и постоянно повышают квалификацию для надлежащего выполнения возложенных на них обязанностей.

Как президента избирали

Однако именно сотрудники аппарата палаты, а точнее, их количество спровоцировало недовольство в среде делегатов съезда. В частности, многие были возмущены тем, что заработная плата руководства НПУ колеблется от 15 до 20 тыс. грн, тогда как у государственных нотариусов она не достигает 2 тыс. Претензии вызвало и то, что НПУ размещена в помещении площадью 700 м2 при том, что за его аренду приходится платить 200 грн за 1 м2.

Что же касается собственно работы НПУ, то делегаты отметили, что в отчете г-жи Павловой слишком часто встречались глаголы «будет», «запланировано» и т. п., тогда как глагол «сделано» практически отсутствовал. Прежде всего, собравшихся интересовали достигнутые итоговые результаты, а поскольку таковых в сухом остатке оказалось меньше, нежели начатых действий, г-же Павловой как президенту НПУ большинством голосов было выражено недоверие. После этого съезд также большинством голосов принял решение о досрочном отзыве г-жи Павловой с занимаемой ею должности.

Далее, согласно повестке дня, началось рассмотрение вопроса о внесении изменений в действующую редакцию устава НПУ. Наиболее существенными из изменений, предложенных редакционной комиссией и поддержанных съездом, оказались:

  • создание самоуправления на местах путем формирования так называемых местных отделений;
  • распределение суммы ежегодных обязательных взносов нотариусов в соотношении 50/50%, из которых 50% будут поступать на счет НПУ, а 50% – оставаться в местных отделениях;
  • изменение состава совета НПУ путем формирования его из председателей местных отделений.

Среди прочих изменений можно отметить исключение из функций НПУ обеспечения нотариусов специальными бланками нотариальных документов; изменение положения о требовании созыва внеочередного съезда; включение в устав процедуры тайного голосования.

После того, как изменения в устав в целом были поддержаны, съезд приступил к избранию нового президента НПУ. Свои кандидатуры заявили четверо присутствующих:

  • частный нотариус Харьковского городского нотариального округа Владимир Марченко;
  • частный нотариус Киевского городского нотариального округа Наталья Василина;
  • ·      частный нотариус Киевского городского нотариального округа Василий Степаненко;
  • экс-президент НПУ Людмила Павлова.

Каждому из кандидатов была предоставлена возможность кратко изложить свое видение будущего нотариата и рассказать о конкретных действиях, которые могли бы быть предприняты им на должности президента НПУ. После завершения выступлений состоялось открытое голосование, по итогам которого г-жу Василину поддержали 300 делегатов, что и обеспечило ей победу. За г-на Марченко проголосовали 210 нотариусов, за г-жу Павлову – 25 и за г-на Степаненко – 5.


Комментарии ЭКСКЛЮЗИВ:

Наталья Василина, президент Нотариальной палаты Украины:

– Если говорить о моих планах на занимаемой должности на ближайшее будущие, то это, в первую очередь, создание представительств на местах. На данный момент это самый наболевший для нотариата вопрос, который требует немедленного решения. Представительства на местах позволят начинать самоуправление нотариусов непосредственно по месту их работы и передавать инициативу в высший орган профессионального самоуправления – Нотариальную палату Украины, которая и будет реализовать полученные предложения.

Далее необходимо направить усилия на то, чтобы восстановить доверие к нотариусам, нотариальным документам со стороны граждан, потребляющих нотариальные услуги. Поскольку нотариат входит в систему органов Министерства юстиции, безусловно, необходимо восстановить сотрудничество с ним. У нас есть много планов по осуществлению этой задачи: совместное проведение повышения квалификации нотариусов, совместная разработка методических рекомендаций и пр.

Кроме того, будет изменен состав совета НПУ. Он будет формироваться из председателей региональных отделений – это 27 председателей и президент НПУ. Вице-президент будет избираться из числа совета. Таким образом, совет будет представлен всеми областями, чего ранее не было. Также будет сокращено число сотрудников аппарата НПУ, что оправдает себя, поскольку самоуправление будет осуществляться и на местах, а издержки на содержание материальной части уменьшатся. В частности, мы планируем отказаться от того большого помещения, которое на данный момент занимает НПУ.


Инфосправка

Нотариальная палата Украины является негосударственной неприбыльной профессиональной организацией, которая объединяет всех нотариусов Украины на основе обязательного членства в соответствии со ст. 16 Закона «О нотариате». Решение о ее создании было принято единогласно на I учредительном съезде нотариусов Украины, который состоялся 29 марта 2013 г. в Киеве. Тогда же был утвержден устав новой организации, избран ее президент и сформирован состав руководящих органов НПУ.


Инфосправка

Аппарат нотариальных палат в других странах составляет:

Эстония: 94 нотариуса – 5 сотрудников;

Грузия: 224 нотариуса – 18 сотрудников;

Латвия: 113 нотариусов – 18 сотрудников;

Италия: 5000 нотариусов – 47 сотрудников;

Венгрия: 315 нотариусов – 98 сотрудников;

Австрия: 486 нотариусов – 31 сотрудник;

Франция: 9 519 нотариусов – 120 сотрудников;

Московская областная нотариальная палата: 384 нотариуса – 27 сотрудников.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новые правила распределения судебных расходов и освобождения от них
Новости онлайн