Лечение по закону

19:48, 16 января 2014
Газета: 2 (220)
С начала этого года врач обязан указывать в рецепте международное непатентованное название лекарственного средства, что позволит пациенту самостоятельно выбрать медпрепарат в аптеке в соответствии со своими финансовыми возможностями...
Лечение по закону
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

В конце уходящего года глава Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Михаил Бродский рассказал СМИ о новых правилах выписывания рецептов на лекарственные препараты. Ранее указанные правила прилагались к приказу Министерства охраны здоровья Украины №360 от 2005 г. и гласили, что в рецепте на лекарственное средство врач мог указывать не только состав и лекарственную форму препарата, но и его название. Это давало возможность лицам, занимающимся фармацевтическим маркетингом, оказывать определенное влияние с тем на врачей, чтобы они выписывали своим пациентам конкретные лекарственные препараты.

Следует отметить, что инциденты, связанные с уличением крупнейших фармакологических компаний в нарушении этики маркетинга при продвижении своих продуктов, имеют место и в странах Евросоюза и США, где введены ограничения доступа медицинских представителей к врачебной среде. Кроме того, в этих странах работают своды правил, устанавливающие единый подход к организации процесса оптовой реализации лекарственных средств, обеспечивающие качество препаратов на всем пути их следования от производителя до розничной сети и медицинских учреждений – GDP (Good Distribution Practice – надлежащая дистрибьюторская практика), а также устанавливающие стандарт, разработанный с целью обеспечения надлежащего качества фармацевтических услуг, оказываемых аптечными работниками населению – GPP (Good Pharmacy Practice – надлежащая аптечная практика).

Фармзапрет

Украинский же законодатель предпочел пойти иным путем. Приказом Минюста №1034 от 29 ноября минувшего года в правилах выписывания рецептов и требований-заказов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения был изменен п. 1.9, и отныне под названием лекарственного средства подразумевается международное непатентованное название, а также название формообразующих и корректирующих веществ, состав лекарственного средства и его форма. Таким образом, пояснил г-н Бродский, покупатель, имеющий на руках рецепт, теперь сможет самостоятельно выбрать в аптеке то из аналогичных лекарственных средств, которое является для него наиболее предпочтительным по соотношению цена-качество.

За нарушение правил заполнения рецептов врачей предполагается привлекать к ответственности вплоть до запрета осуществлять врачебную деятельность. А вот провизоры, которые, в принципе, смогут умышлено умалчивать о наличии дешевых лекарственных средств, предлагая потребителям их более дорогие аналоги, ответственности нести не будут.

Временные рамки

Еще одним шагом, направленным на защиту прав пациентов, может стать инициатива, выраженная в законопроекте №3742 «О внесении изменений в ст. 78-1 Закона Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья» относительно профессиональных ограничений врачей». Авторы законопроекта считают, что фарммаркетологи, наносящие врачам визиты в рабочее время, отвлекают их от непосредственного выполнения своих обязанностей, а именно от приема пациентов. Кроме того, пишут авторы в пояснительной записке, в значительном количестве случаев представители фармацевтических компаний предлагают врачам вознаграждение за назначение определенных лекарственных средств.

Во избежание этого парламентарии предлагают на законодательном уровне запретить медработникам осуществлять прием субъектов хозяйствования, осуществляющих производство и реализацию лекарственных средств, в свое рабочее время, кроме случаев, связанных с проведением в соответствии с договорами клинических исследований лекарственных средств или клинических испытаний изделий медицинского назначения. А вот как вести себя врачу в случае, если представитель такого субъекта хозяйствования окажется его пациентом, авторы законодательной инициативы не уточняют. Напомним, что действующая редакция ст. 78-1 уже запрещает врачам получать от производителей медпрепаратов неправомерную выгоду, а также рекламировать лекарственные средства.

Госконтроль

Еще одну инициативу, а именно законопроект №3583 «О внесении изменений в ст. 54 Основ законодательства Украины об охране здоровья относительно государственного регулирования цен на лекарственные средства» предлагают принять парламентарии, желающие усовершенствовать существующую правовую базу в сфере государственного регулирования цен на лекарственные средства. В пояснительной записке к законопроекту его авторы пишут о том, что государственный контроль за ценообразованием является обычной практикой для высокоразвитых стран. Нет ни одной страны ЕС, в которой не регулировались бы цены лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Меры прямого контроля за ценами включают следующие методы:

  • договорные цены;
  • твердый максимум цен;
  • сравнение с ценами в соседних странах;
  • снижение или замораживание цен.

Другие подходы подразумевают контроль уровня возврата затрат путем соглашения о снижении цен при увеличении объемов производства. Альтернативные методы регулирования доходов производителей или система базовых цен были продемонстрированы на примере пилотного проекта по введению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью, реализованного в сентябре 2013 г.*, когда средневзвешенные розничные цены на препараты, включенные в пилотный проект, стали существенно ниже, чем установленный государством уровень. Удастся ли повторить успех пилотного проекта в масштабе всей Украины, зависит от того, поддержат ли парламентарии предложенный законопроект в сессионном зале.

____________

* В соответствии с пп. 1 и 2 п. 2 постановления Кабинета министров Украины №340 от 25 апреля 2012 г. «О реализации пилотного проекта по введению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью», действие этого проекта распространялось на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью, зарегистрированные в Украине и производимые с соблюдением требований надлежащей производственной практики. Оборот таких лекарственных средств осуществлялся на территории Украины после регистрации оптово-отпускной цены, которая не могла превышать предельный уровень оптово-отпускных цен на такие лекарства, утвержденный приказом МЗ Украины №419 от 01.06.2012 «Об утверждении реестра предельного уровня оптово-отпускных и сравнительных (референтных) цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью по состоянию на 1 июня 2012 года».


Каждый человек должен иметь доступ к медико-санитарным услугам и не должен испытывать финансовых трудностей в результате обращения за медицинской помощью.

Из резолюции 58.33 Всемирной ассамблеи здравоохранения 2005 г.


Международный опыт:

В апреле 2009 г. китайское правительство объявило о планах предоставить «безопасное, эффективное, удобное и доступное» медицинское обслуживание всем городским и сельским жителям к 2020 г. Если реформа полностью осуществится, будет положен конец использованию рыночных механизмов, на которых основывалось здравоохранение с 1978 г. До этого государство предоставляло лишь базовые медицинские услуги, но они были бесплатными для всего населения.

Последние реформы финансирования здравоохранения в Соединенных Штатах позволят к 2019 г. охватить страхованием 32 млн человек, ранее не имевших страховки.

Гана после того, как обрела независимость в 1957 г., приступила к предоставлению бесплатных медико-санитарных услуг всему населению в медицинских учреждениях, финансируемых за счет государства.


США и Норвегия тратят на финансирование медико-санитарных услуг для населения более $7 тыс. в год на душу населения, Швейцария – более $6 тыс., страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – в среднем $3,6 тыс. на одного человека

Из World Health Report: Health Systems Financing

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Сегодня день рождения празднуют
  • Ігор Фріс
    Ігор Фріс
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Ян Бескровний
    Ян Бескровний
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Любов Токмілова
    Любов Токмілова
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Наталія Савицька
    Наталія Савицька
    суддя Сумського окружного адміністративного суду