Объединения граждан: кто в ответе за их деятельность?

20:57, 7 февраля 2014
Газета: 5 (223)
Кто осуществляет контроль за общественными организациями на предмет соответствия их реальной деятельности задекларированным целям?..
Объединения граждан: кто в ответе за их деятельность?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Как известно, один человек – это мнение, а группа людей – это мнение плюс сила. В последнее время тема деятельности общественных организаций и объединений в Украине стала чрезвычайно актуальной. По этому поводу 3 февраля с. г. в Верховной Раде состоялся международный круглый стол на тему «Демократический процесс и угроза радикализма в Украине», участниками которого стали несколько десятков представителей стран СНГ, Молдовы и стран Балтии, а также президенты Украины в разные годы Леонид Кравчук и Виктор Ющенко.

В ходе дискуссии поднимались вопросы деятельности различных общественных организаций, которые, по мнению некоторых участников, несут в общество радикальные настроения. Одним из результатов состоявшегося обсуждения стал законопроект №4082 «О запрете неонацистской и неофашистской идеологии», зарегистрированный в парламенте 4 февраля. Его целью является ограничение деятельности радикальных и экстремистских партий, общественных организаций, движений, запрет разжигания межнациональной розни и содействие здоровому развитию молодежи без насилия.

Юридическая сторона вопроса

Как следует из теории, общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое и некоммерческое формирование, которое создается по инициативе граждан, объединившихся в группу на основании общих интересов и с целью реализации общих целей, указанных в уставе организации. Создание общественного объединения – один из наиболее эффективных инструментов для объединения единомышленников и реализации планов.

Важным событием для всех действующих в Украине общественных организаций стало принятие Закона Украины №4572-17 «Об общественных объединениях», который вступил в силу с 1 января 2013 г. Этот закон установил порядок создания, регистрации и прекращения деятельности общественных организаций и союзов. Согласно ему, выступать учредителями общественных объединений могут физические лица, а также общественные организации.

Названный закон ввел 2 основных вида объединений: общественная организация и общественный союз (объединение, которое создается юрлицами, однако его членами могут быть также и физлица). По организационно-правовой форме общественные объединения могут быть следующих видов: общественное движение, общественный фонд (некоммерческие организации), учреждение, орган общественной самодеятельности, а также религиозное, спортивное, политическое общественные объединения.

Рассматривая более подробно порядок регистрации подобных объединений, стоит сказать о том, что создаются они по инициативе не менее 2 физических лиц. Общественная организация может быть зарегистрирована также по инициативе других, уже существующих общественных объединений, выступающих в качестве юридических лиц. При этом действующим законодательством Украины закреплено, что осуществлять свою деятельность общественное объединение может как со статусом юридического лица, так и без его получения.

Идеи – в массы

Как известно, общественные организации обычно создаются вокруг какой-то идеи. Предположительно, она должна носить созидательный характер. Однако как уберечься от последствий деятельности групп людей, которые по своим личным убеждениям пропагандируют общественно-опасные движения? По каким параметрам на сегодняшний день проверяются уставы при регистрации тех или иных общественных организаций? И наконец, кто следит за деятельностью уже созданных общественных организаций? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Общественная организация подлежит обязательной государственной регистрации уполномоченным органом по вопросам регистрации (регистрационной службой или управлением юстиции) по местонахождению постоянно действующего руководящего органа созданного объединения. В Украине органами госрегистрации начиная с 2013 г. являются местные отделы государственной регистрации. К слову, согласно действующему законодательству, регистрация общественного объединения на территории Украины является бесплатной. Это закреплено в п. 2 ст. 12 Закона «Об общественных объединениях». Что касается устава создаваемой организации, то он может содержать в себе описание символики нового объединения, а также подробно раскрывать его цели и задачи.

Одна из основных задач органов регистрации, а именно управления регистрации общественных формирований, которое входит в структуру Государственной регистрационной службы – провести правовую экспертизу учредительных/уставных документов, проверку сведений, содержащихся в документах, поданных на регистрацию (легализацию), и подготовить правовой вывод относительно соответствия нового объединения статусу всеукраинских профессиональных союзов и их объединений.

Как уже было сказано, общественное объединение может осуществлять свою деятельность со статусом юридического лица или без такового по своему выбору. Наличие статуса юридического лица позволяет объединению быть участником гражданско-правовых отношений и дает ряд иных привилегий, установленных законом.

Ныне действующий закон в корне изменил правовые и организационные основы создания, деятельности и прекращения общественных объединений. В частности, он отменил привязку к определенной территории и ввел принцип свободного выбора территории деятельности общественных организаций. Кроме того, теперь определена возможность существования общественных объединений с «молодежным», «детским» и «всеукраинским» статусом.

Запретные цели

Самым нераскрытым и запутанным остается вопрос контроля за деятельностью общественных организаций. Единого контролирующего органа на сегодняшний день нет, однако это не означает, что все существующие общественные организации остаются без присмотра. Контроль за работой, а также за тем, действует ли та или иная организация в рамках своего устава, осуществляют ряд профильных министерств и ведомств, а также органы прокуратуры, СБУ и Государственная налоговая служба в рамках своих полномочий. Ответственность за те или иные незаконные действия члены объединений несут в рамках действующего законодательства – уголовного, административного, налогового и т. д.

Вместе с тем, Закон №4572-17установил, что недопустима легализация объединений с целью изменения конституционного порядка и нарушения территориальной целостности государства. Также недопустимой является деятельность, направленная на подрыв безопасности страны в пользу других государств. Считаются незаконными и пропаганда войны и насилия, разжигание национальной (религиозной) вражды. Не могут быть созданы военизированные формирования. Кроме того, в ходе своей деятельности организации не могут ограничивать общепризнанные права человека – противном случае легализованные объединения граждан запрещаются в судебном порядке. А вышеуказанный законопроект №4082 предлагает ввести в Закон «Об общественных объединениях» еще один запрет – на деятельность организаций, которые пропагандируют неонацизм и неофашизм.


Разъясняя вопрос ответственности за деятельность общественных организаций, Государственная регистрационная служба Украины дала следующий комментарий:

Ныне действующий Закон Украины «Об общественных объединениях», в отличие от Закона «Об объединениях граждан», который утратил силу, не возлагает на уполномоченные органы по вопросам регистрации общественных объединений полномочия по контролю за соблюдением Конституции и законов Украины, а также устава общественного объединения. Закон ограничил контрольную функцию исключительно процедурой правовой экспертизы, составлением уведомления и документов об изменениях в устав общественного объединения. Контролирующая функция осталась при процедуре внесения изменений в состав руководящих органов общественного объединения, смены лица (лиц), уполномоченного представлять общественное объединение, изменении местонахождения общественного объединения, приобретения статуса общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента (ст. 14 Закона).

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Сегодня день рождения празднуют
  • Дмитро Луспеник
    Дмитро Луспеник
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді, секретар Пленуму Верховного Суду
  • Олег Кравців
    Олег Кравців
    суддя Львівського окружного адміністративного суду
  • Любов Калініченко
    Любов Калініченко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Тетяна Гребенюк
    Тетяна Гребенюк
    член Ради суддів України, суддя Господарського суду Харківської області
  • Олена Істоміна
    Олена Істоміна
    суддя Східного апеляційного господарського суду