Дерегуляция: осенний марафон

06:10, 5 сентября 2016
Газета: 34 (352)
Верховной Раде придется работать как конвейеру для принятия законов экономического блока...
Дерегуляция: осенний марафон

Верховной Раде придется работать как конвейеру для принятия законов экономического блока


Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»

Близится парламентская осень, и «полем боя» снова станут новые реформаторские идеи. Аккурат перед началом сезона произошел ряд событий, вызванных срочной активизацией по указанию Президента Украины Петра Порошенко связанных с дерегуляцией процессов. Осенью должны состояться непростые политические переговоры относительно принятия первоочередных для украинской экономики законопроектов. То, что экономический блок не очень легко принимается Верховной Радой, по словам представителей Национального совета реформ, как раз и является причиной застоя в вопросе повышения инвестиционной привлекательности Украины.

Надежда на парламент

В ходе заседания Национального совета реформ 29 августа П. Порошенко отметил позитивные сдвиги, в частности то, что за последние 2 года Украина предприняла ряд шагов, направленных на упрощение открытия бизнеса: «За последние 2 года мы осуществили ряд очень важных шагов. В частности, значительно упрощена процедура открытия бизнеса, на 40% сокращено количество документов, которые необходимо подать, и количество времени, которое нужно потратить для того, чтобы открыть бизнес в Украине». Количество разрешений, необходимых для открытия собственного дела, по словам Президента, было сокращено со 143 до 84, а количество проверок ГФС (это касается, в первую очередь, малого и среднего бизнеса) сокращено втрое. Гарант подчеркнул, что большая часть разрешительных решений должны быть отменены, а остальные переданы на места.

Глава государства надеется, что парламент уделит первоочередное внимание законопроектам, которые упрощают ведение бизнеса и обеспечение экспорта. «Отдельно хочу отметить ускорение процесса приватизации... Я ожидаю решения парламента о перечне объектов приватизации в аграрной, транспортной и энергетической отраслях», – добавил он.

В свою очередь, первый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив представил ход работы и планы по воплощению реформы дерегуляции. «Дерегуляция – это, прежде всего, антикоррупционная реформа. Вместе с приватизацией она уничтожит предпосылки для коррупции, искоренит это явление. Это также и реформа госслужбы, потому что в планах пересматриваются функции госслужащих, их количество уменьшается, или они становятся более четкими и прозрачными», – пояснил он.

Кроме того, правительство утвердило обновленный план дерегуляции на 2016–2017 гг., который включает 114 задач. При этом было отмечено, что из принятого в 2015 г. плана полностью выполнено почти 60% задач.

Минэкономразвития вместе с офисом эффективного регулирования (BRDO) начало комплексный пересмотр регуляторного поля. Для этого созданы рабочие группы при 4 министерствах. Ключевыми задачами этих групп являются пересмотр имеющихся регуляторных актов, выявление неэффективного регулирования и выработка предложений по преобразованию регулирования в эффективное. «Мы делаем ставку на построение эффективного регулирования. Нужно оставить иллюзию о том, что можно все просто отменить. Нам необходимо создать такое регуляторное поле, которое, с одной стороны, не обременяет бизнес, но с другой – позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности для граждан, создать равные условия конкуренции», – пояснил С. Кубив.

Для построения системы эффективного регулирования, по его мнению, необходимо отменить лишние разрешения и лицензии и упростить существующие процедуры; уменьшить частоту проверок и количество контролирующих органов (реформа государственного надзора); предотвратить внедрение нового неэффективного регулирования и осуществлять регулярный пересмотр законодательства. Отдельными задачами стоят гармонизация законодательства Украины с законодательством ЕС и внедрение саморегулирования бизнеса и лучших практик Doing Business.

Заместитель министра экономического развития Максим Нефедов отметил необходимость реформы государственного надзора (контроля): «Несмотря на существенное сокращение количества проверок предприятий в последние годы (215 тыс. по сравнению с 600 тыс. в 2014 г.), их все еще слишком много. Ожидается, что за 2016 г. будет проведено более 200 тыс. плановых и внеплановых проверок. При этом эффективность их крайне сомнительна. Исходя из бизнес-практики, можно говорить, что почти каждая проверка завершается платежом, но официальная статистика говорит, что лишь 5% проверок заканчиваются официальными предписаниями. Мы подготовили пакет законопроектов, которые должны существенно изменить картину в этой сфере и превратить инспекции на сервисные организации. В первую очередь, нам очень хотелось бы, чтобы и законодательные изменения, и план дерегуляции были ощутимы в деньгах, в экономии для бизнеса Только реформа контроля (она сейчас лежит в парламенте, и мы призываем все фракции поддержать ее) позволит ежегодно экономить, как минимум, 500 млн грн для украинского бизнеса. Эти средства будут инвестированы в наращивании мощностей, усиление национальной валюты, создание рабочих мест, увеличение налоговых поступлений».

Неоднократно подчеркивалась и необходимость срочно решить вопрос упрощения подключения к электрическим сетям, либерализации экспорта услуг.

В итоге по результатам заседания Национального совета реформ были поддержаны предложения Минэкономразвития, включая концепцию эффективного регулирования, получена поддержка по приоритетным законам, предложенным к рассмотрению в первые недели работы новой сессии ВР.

Законопроекты и проекты

На данный момент в пакет законопроектов, которые считают приоритетными в Национальном совете реформ при Администрации Президента, входят: №4496 об упрощении экспорта услуг, №3132 о повышении эффективности процедур банкротства, №2422а о приведении в соответствие законодательства в сфере контроля (надзора), №3153 о введении моратория на проверки бизнеса, №2418а о реформе государственного контроля (надзора), №2531а об электронной базе проверок, №3724 (доработанный) о гармонизации законодательства с Европейским Союзом. Эти проекты, по словам секретаря Национального совета реформ, заместителя главы АП по вопросам проведения административных, социальных и экономических реформ Дмитрия Шимкива, предлагается рассмотреть в первую неделю пленарных заседаний после открытия новой сессии Верховной Рады.

Отметим, что в целом на сегодняшний день в парламенте зарегистрировано 39 проектов в рамках плана дерегуляции и плана Doing Business. Из них 8 проголосованы в первом чтении. Как отметил С. Кубив,основой для построения эффективного регулирования должна стать результативная работа с парламентом: «После открытия новой сессии парламент еженедельно будет рассматривать минимум 5 дерегуляционных законов. Я прошу председателя Верховной Рады Андрея Парубия организовать так называемые экономические блоки в течение каждой сессионной недели. Только в этом случае мы сможем рассмотреть и принять эти 39 законов до конца 2016 г.».

Таким образом, для того, чтобы принять нужные законы, если голосовать по 5 их еженедельно, необходимо, как минимум, 70 результативных голосований. Т. е. пленарному залу предстоит стать своеобразным конвейером.

На сайте Министерства экономического развития размещен ряд документов, так или иначе связанных с указанным пакетом законов: 30.08.2016 – проект Закона «О внесении изменения в Закон «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» относительно осуществления хозяйственной деятельности в сфере разработки, изготовления, реализации, ремонта, модернизации и утилизации вооружения; 29.08.2016 – предложения о внесении изменений в законодательные акты Украины, которыми регулируется выдача документов разрешительного характера, с целью установления основных требований, предусмотренных законами «Об административных услугах» и «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», проект постановления КМУ «О внесении изменений в Типовые правила размещения внешней рекламы»; 25.08.2016 – проект распоряжения КМУ «О внесении изменений в приложение к распоряжению Кабинета министров от 16 мая 2014 г. №523», которым утвержден перечень административных услуг органов исполнительной власти; 16.08.2016 – приказ Минэкономразвития «Об утверждении Методики определения трудоемкости и стоимости работ по национальной стандартизации»; 12.08.2016 – проект постановления КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета министров от 30 октября 2008 г. №957 «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков»; 10.08.2016 – приказ Минэкономразвития «О внесении изменения в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине»; 09.08.2016 – проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за нарушение прав в сфере интеллектуальной собственности и защиты этих прав»; 03.08.2016 – проект постановления КМУ «О реализации пилотного проекта по ценообразованию на товары и услуги в сфере производства и реализации продовольственных товаров», а также проекты законов о внесении изменений в ст. 197 Налогового кодекса и ст. 282 Таможенного кодекса; приказ МЭРТ «О введении пилотного проекта по предоставлению документов для получения административных услуг в сфере внешнеэкономической деятельности через сеть Интернет»; проект постановления КМУ «О внесении изменений в Порядок ведения Реестра административных услуг» и др.

Кратко остановимся на содержании т. н. приоритетных законопроектов.

Так, законопроект №4496 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (об устранении административных барьеров для экспорта услуг)» был принят в первом чтении 12 июля с. г. Благодаря его принятию IT-отрасль, фрилансеров и всех, кто поставляет услуги за границу (и этим приносит валютную выручку в Украину), ждет ряд нововведений. В первую очередь, положения Закона «О внешнеэкономической деятельности» планируют дополнить нормой о том, что внешнеэкономический договор (контракт) может существовать как в материальной, так и в электронной форме. Таким образом, может возникнуть право заключать электронные ВЭД-договоры. Также вводятся признание инвойса и отказ от актов выполненных работ, либерализация валютного регулирования при экспорте услуг, отказ от требования переводить документы с английского языка. Как считают эксперты, такой закон существенно упростит условия сотрудничества с иностранными заказчиками для мелких компаний или отдельных разработчиков. Достаточно будет зарегистрироваться ФЛП, присоединиться к условиям одного из сервисов – и в большинстве случаев можно будет получать вознаграждение за выполненные работы, минуя посредников.

Впрочем, у председателя Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной были замечания к этому законопроекту. В частности, она предложила изъять раздел об изменениях в бухгалтерском учете и учесть его при рассмотрении базового законопроекта о ведении бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине, который находится на рассмотрении в комитете.

Следующий немаловажный законопроект №3132 еще ожидает рассмотрения. Он касается повышения эффективности процедур банкротства. По идее, он должен позволить инициировать дело о банкротстве на ранних этапах неплатежеспособности, не доводя финансовое положение должника до критического, когда восстановить его платежеспособность, сохранить бизнес и рассчитаться со всеми кредиторами уже невозможно. Такой подход рекомендуют Украине эксперты Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Как отмечает проектный менеджер реформы «Дерегуляция» Национального совета реформ Дмитрий Романович, тот закон, который мы имеем сегодня, не соответствует современным реалиям: «В рейтинге Doing Business в компоненте легкости и доступности процедуры банкротства Украина занимает 83-е место. Ожидаемое возвращение кредиторам составляет 8 коп. с каждой гривни займа, расходы на процедуру банкротства – примерно 42% стоимости активов, средняя продолжительность процедуры – около 3 лет». Таким образом, предприятие, которое попадает в процедуру банкротства, почти не имеет шансов выйти из него или пройти потом процедуру санации, восстановить свою деятельность. Однако законопроект №3132 уже 11 или 12 раз был на повестке дня, но до голосования ни разу не доходило. Впрочем, как подчеркнул Д. Романович, проект этот неидеальный, и офис эффективного регулирования уже наработал пакет изменений, благодаря чему в течение второго чтения он будет доработан.

Действительно, в выводе от 16.03.2016 Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, который возглавляет Егор Соболев, сказано, что проект не соответствует требованиям антикоррупционного законодательства. «Законопроект создает системные коррупционные риски, связанные с незаконной передачей стратегических государственных предприятий (которые, согласно закону, не подлежат приватизации), а также общежитий, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры в частную собственность. Кроме того, он создает коррупционные риски искусственного блокирования работы или рейдерского захвата предприятий любой формы собственности», – отмечается в заключении.

Законопроект №3153 был принят в первом чтении за основу 12.11.2015, в так называемый экономический день в парламенте. Учитывая, что к нему были поданы замечания и предложения депутатов, его редакцию доработали в Комитете ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства. В результате ко второму чтению в проект были внесены некоторые изменения. Например, мораторий на проверки решили продлить до конца 2016 г., в отличие от предыдущего варианта, в котором значилось продление моратория до 30.06.2016. Правда, в итоге до фактического рассмотрения этого законопроекта дело так и не дошло.

Законопроект №2422а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования осуществления отдельных видов государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» также был принят в первом чтении 12.11.2015. Он конкретизирует полномочия органов государственного надзора и усиливает их ответственность за злоупотребления, а также предусматривает изменения в некоторые законы по техногенной и пожарной безопасности, защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологическому надзору, архитектурно-строительному контролю, чтобы установить отдельные нормы в этих сферах.

Впрочем, в выводе Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия сказано, что он не поддерживает изъятие из ст. 69 Кодекса гражданской защиты Украины положений, согласно которым должностные лица ЦОИВ, осуществляющего государственный надзор в сфере техногенной и пожарной безопасности, выдают предписания, распоряжения или постановления по вопросам отсутствия организационно-распорядительных документов по осуществлению мероприятий по вопросам техногенной безопасности, предусмотренных для предприятия, и отсутствия плана локализации и ликвидации последствий аварий на объекте повышенной опасности, а также отсутствия разработанных в соответствии с этим планом специальных мероприятий противоаварийного характера, так как это может негативно сказаться на уровне техногенной и пожарной безопасности.

Законопроект №2418а,который также принят 12.11.2015 и сейчас отправлен на повторное второе чтение, предусматривает отмену квартальных планов проверок и внедрение планов проверок исключительно на год без права их изменения; уменьшение количества оснований для проведения внеплановых проверок и сужение объема полномочий органов государственного надзора; возможность консультирования бизнеса органами госнадзора. Общественные организации в случае принятия проекта получат больше прав для правовой защиты частных компаний. Кроме того, предлагается уменьшить штрафы для тех компаний, у которых выявили нарушения впервые.

Законопроектом 2531а создается интегрированная автоматизированная система государственного надзора (контроля) за информацией обо всех проведенных мероприятиях; повышается ответственность должностных лиц органов государственного надзора (контроля); предусматривается установление единого порядка взыскания административно-хозяйственных санкций, применяемых органами государственного надзора (контроля) по фактам выявленных нарушений; устанавливается необходимость размещения на официальных сайтах органов госнадзора (контроля) нормативно-правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении мер контроля. Документ также был принят в первом чтении 12.11.2015 и в апреле внесен с поправками ко второму чтению.

Что же касается законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно технических регламентов и оценки соответствия)» 3724 от 28.12.2015, то в выводе Главного научно-экспертного управления Верховной Рады к нему высказан ряд существенных замечаний и дана рекомендация направить его на доработку. В частности, эксперты отмечают, что отмена государственного контроля за производством и качеством изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, которая предлагается в изменениях к ст. 9 и 10 Закона «О реабилитации инвалидов в Украине», содержит риски увеличения производства указанных изделий и средств ненадлежащего качества, что, по мнению управления, является нежелательным, учитывая актуальность проблемы обеспечения их качества в связи с растущими потребностями в этих изделиях и средствах для участников боевых действий на территории проведения антитеррористической операции, в первую очередь инвалидов.

План мероприятий по дерегуляции хоздеятельности

Как уже было сказано, в целом план по дерегуляции хозяйственной деятельности, принятый правительством 23 августа, содержит 114 пунктов. Речь идет об упрощении и усовершенствовании условий ведения бизнеса по вопросам сельского хозяйства, государственного таможенного, санитарного и ветеринарного контроля, телекоммуникаций, инфраструктуры, строительства, пожарной безопасности, медицинского обслуживания, ценового регулирования, земельных отношений и налогообложения.

«План мероприятий по дерегуляции хозяйственной деятельности – реакция на обращения и сигналы бизнес-среды о чувствительных проблемах во всех областях, которые можно решить путем дерегуляции. Но я убеждена, что этим планом потенциал дерегуляции не исчерпывается. Есть много вопросов, где нужно проводить глубокий анализ, делать значительные системные изменения. В то же время, важно, чтобы этот план выполнялся, чтобы мы достигали результатов. ГРС совместно с Минэкономразвития планируют осуществлять все необходимые организационные меры, такие как регулярные отчеты на правительственном комитете, подготовка поручений первого вице-премьера по поводу повышения уровня выполнения плана по дерегуляции. Т. е. расхолаживаться органам власти по поводу дерегуляции мы не дадим», – заявила председатель Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина.

Ранее МЭРТ обнародовало предложения к плану мероприятий по дерегуляции хозяйственной деятельности, утвержденному распоряжением КМУ №357-р от 18.03.2015, около полугода проходили консультации с бизнес-средой.

Суть дерегуляции заключается в снятии административных барьеров и максимальном упрощении условий ведения хозяйственной деятельности. Создание лучшей регуляторной среды происходит за счет реактивных мер, изложенных в принятом КМУ плане мероприятий по требованию бизнеса, а также с использованием проактивного метода – проведением системного пересмотра регуляторных нормативно-правовых актов в определенных сферах. Недавно были созданы рабочие группы при Минрегионе, Минагрополитики, Минэнергоугля и Мининфраструктуры. Речь идет, соответственно, о сферах сельского хозяйства и безопасности пищевых продуктов, строительства, энергетики, транспорта и инфраструктуры, информационных технологий и телекоммуникаций. Уже были разработаны методические рекомендации по проведению первого этапа системного пересмотра регуляторных актов.

Эти два метода создания лучшего регулирования будут применяться одновременно. Остановимся на реактивном, т. е. мероприятиях плана по дерегуляции хозяйственной деятельности на 2016–2017 гг.

Этот документ предусматривает, в частности, окончательное решение в IV квартале 2016 г. вопроса по отмене отчетов Ф №1-Р и Ф №1-РТ для субъектов хозяйствования, которые получили лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, а также отмене требования о предоставлении подробной информации по контрагентам в отчетах Ф №1-ОА.

В медицинской сфере внедряется принципиально новый для нашей страны принцип «Деньги ходят за пациентом», согласно которому не чиновник, а непосредственно гражданин будет определять, к какому медицинскому заведению обратиться и куда будут направляться средства бюджета, предназначенные на его лечение. Пациенты должны сами выбирать, где им лечиться и у какого врача. Аналогичный подход планируется ввести и в сфере образования, где родители ребенка должны получить возможность самостоятельно определять учебное заведение, независимо от формы собственности, которое будет получать бюджетное финансирование, выделяемое на обучение их детей, а следовательно, возможность получить качественное образование станет более доступной. Соответствующие законодательные инициативы должны быть внесены на рассмотрение правительства во II квартале следующего года.

Планом предусматривается также установление задач по совершенствованию разрешительных процедур в сфере хозяйственной деятельности путем введения процедуры выдачи документов разрешительного характера в электронном виде и сокращения перечня документов, которые субъект хозяйствования должен подать для получения документа разрешительного характера (в 2017 г.). Кроме того, разрешительные процедуры будут оптимизированы путем введения декларативного (регистрационного, заявительного) принципа осуществления хозяйственной деятельности, которая, по мнению авторов плана, «не представляет значительной угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде и безопасности государства», а также уменьшения количества документов разрешительного характера. В частности, будут отменены:

  • специальные разрешения на занятие народной медициной (целительством);
  • разрешения на добычу охотничьих животных (лицензии, отстрелочные карточки);
  • эксплуатационные разрешения для мощностей по производству детского питания;
  • заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы детского питания;
  • сертификаты соответствия спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, алкогольных напитков и табачных изделий для производителя и импортера.

Впрочем, насколько отмена таких актов «не представляет значительной угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде», большой вопрос. Ведь качество детского питания, алкоголя и табачных изделий, а также услуги т. н. народных целителей имеют большое влияние на жизнь и здоровье людей, и отсутствие контроля в этих сферах может привести к губительным последствиям. Так же, как и отстрел животных имеет колоссальное влияние на окружающую среду. Остается надеяться, что инициаторы отмены еще раз задумаются над тем, как осуществлять контроль в этих сферах.

В природоохранной сфере, согласно плану, должен быть определен четкий порядок (механизм) обращения с отходами как вторичным сырьем с учетом принципа расширенной ответственности производителя и в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским Сообществом по атомной энергии и их государствами-членами с другой (III квартал 2017 г.).

Должны быть упрощены и процедуры организации и контроля за подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации водителей транспортных средств путем:

  • устранения ограничения по комплектации кандидатов в водители в группы численностью от 10 до 30 человек;
  • замены формы подачи ряда документов с текстовой на электронную;
  • аннулирования формы свидетельства об окончании заведения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей как бланка строгой отчетности;
  • установления свободного доступа граждан к реестру таких заведений.

Упрощению подлежат также процедуры получения права управления транспортными средствами для лиц, окончивших учебные заведения, имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности в сфере профессионально-технического образования, в региональных сервисных центрах МВД на основании документов о профессионально-техническом образовании государственного образца (диплом квалифицированного рабочего, свидетельство о присвоении (повышении) рабочей квалификации) (IV квартал 2016 г.).

Должны быть либерализованы и вопросы размещения вывесок и других средств самоидентификации субъектов предпринимательской деятельности путем разграничения понятия рекламы как отрасли экономической деятельности и рекламы как способа идентификации места осуществления предпринимательской и независимой профессиональной деятельности (II квартал 2017 г.).

Кроме того, будут пересмотрены Государственные строительные нормы и Государственные санитарные правила и нормы на предмет их дублирования и гармонизации с нормами ЕС с одновременной отменой тех из них, которые не соответствуют определенным выше критериям (III квартал 2017 г.).

В сфере аренды государственного и коммунального имущества предусматриваются выполнение задачи по внедрению рыночного механизма ценообразования и упрощение механизмов реализации этих отношений (II квартал 2017 г.).

Перед Минэкономразвития и ГРС поставлены задачи по объективному сокращению видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, и внесению на рассмотрение правительства соответствующего законопроекта во II квартале 2017 г., а также по уменьшению до конца года количества органов государственного надзора (контроля) и их функций. В частности, министерства и другие органы исполнительной власти должны до конца года обеспечить внесение соответствующих изменений в положения о центральных органах исполнительной власти с учетом надлежащего выполнения схемы направления и координации деятельности центральных органов исполнительной власти Кабинетом министров Украины через соответствующих членов КМУ, утвержденной постановлением Кабмина №442 от 10.09.2014.

Путем сопровождения в Верховной Раде Украины законопроекта №2531 должно быть обеспечено установление на законодательном уровне требования о необходимости размещения на официальных сайтах органов государственного надзора (контроля) текстов нормативно-правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля). Также за счет реализации этого мероприятия должен быть законодательно урегулирован вопрос создания интегрированной базы данных органов государственного надзора (контроля), содержащей информацию о проведенных проверках субъектов хозяйствования. При этом за счет внесения на рассмотрение КМУ проектов нормативно-правовых актов должно быть обеспечено четкое разграничение прав и обязанностей должностных лиц органов государственного надзора (контроля) (IV квартал 2017 г.).

Необходимо отметить, что планом предусматривается также ряд мероприятий, направленных на либерализацию хозяйственной деятельности медицинских учреждений и устранение коррупционной составляющей при реализации процедур обязательных медицинских осмотров. В частности, предусматривается отмена требования о проведении фактически фиктивных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств с одновременным введением ответственности за выпуск на линию транспортных средств, не прошедших ежесменный осмотр.

Также должны быть упрощены процедуры прохождения медицинских осмотров для получения разрешения на использование оружия, отменена монополия на проведение исключительно в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения профилактических наркологических осмотров, обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров, медицинских осмотров работников определенных категорий, в т. ч. моряков, и предоставлено право выдачи соответствующих медицинских свидетельств всем субъектам хозяйствования всех форм собственности, которые имеют соответствующие условия для их проведения.

Предусмотрены в плане и задачи по развитию саморегулирования бизнеса. Так, стратегия развития профессионального самоуправления и соответствующий проект Закона «О саморегулируемых организациях» должны быть разработаны во ІІ квартале следующего года.

За счет сопровождения в парламенте законопроекта №4937 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно перехода к использованию альтернативных видов топлива и перехода субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, к стимулирующему регулированию» должен быть окончательно решен вопрос внедрения системы стимулирующего тарифообразования.

Уделяется правительством внимание и упрощению условий ведения предпринимательской деятельности в нефтегазовой отрасл. Этого планируют достичь путем введения упрощенного цифрового доступа в режиме реального времени к «вторичной геологической информации». Предусмотрено также принятие новых, гармонизированных с нормами ЕС правил разработки нефтегазовых месторождений. Помимо этого, должны быть усовершенствованы процедуры регистрации нефтегазовых скважин, а в электроэнергетике установлены лимиты мощности производства тепловой и электрической энергии, соблюдение которых будет давать право осуществлять когенерационную деятельность без получения лицензий. Также предусматривается отмена обязательной государственной регистрации производителей жидких биологических и биогазовых видов топлива.

Совершенствование межведомственного сотрудничества при реализации таможенных процедур должно быть обеспечено за счет внедрения предоставления подразделениями Госпродпотребслужбы и Госэкоинспекции органам доходов и сборов сведений о результатах проведения ветеринарного, санитарно-эпидемиологического, фитосанитарного, экологического контроля, необходимого для таможенного контроля и таможенного оформления подконтрольных товаров, исключительно в электронной форме, что значительно минимизирует коррупционные риски в реализации таможенных процедур.

Кроме того, установлено задание по правительственному сопровождению законопроекта №2448 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно совершенствования налогообложения операций, связанных с использованием платежных терминалов, и осуществлении контроля за такими операциями», который имеет целью решить, наконец, вопрос упрощения процедуры согласования и определения порядка налогообложения операций с электронными деньгами.

В сфере внешнеэкономической деятельности ожидается оптимизация процедур, в т. ч. установление исчерпывающего перечня оснований для отказа в регистрации экспортных контрактов и временных ограничений для принятия решения об их регистрации, введение процедур обжалования отрицательных решений, установление конечных сроков для перерегистрации экспортных контрактов в случае колебаний на мировом рынке.

Также будут отменены валютный контроль за экспортом услуг и требование об осуществлении внешнеэкономической деятельности только при наличии валютных деклараций с их ежеквартальным предоставлением, упрощены правила налоговой отчетности и увеличена дискреция экспортеров (возможность решения вопроса по собственному усмотрению) по юридическому оформлению экспорта.

Среди новых задач по упрощению деятельности в области телекоммуникаций следует отметить отмену лицензирования в сфере телекоммуникаций и внедрение заявительного принципа осуществления такой деятельности (IV квартал 2016 г.), отмену полномочий органа государственного надзора (контроля) по проведению плановых проверок, упрощение процедуры проведения натурных испытаний по электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и отмену положения о создании автоматизированной информационной системы учета терминалов на территории Украины.

В пищевой отрасли поставлены задачи по отмене государственного регулирования цен на продовольственные товары, сокращению перечня объектов государственного ценового регулирования по результатам оценки эффективности осуществления интервенционных операций, обеспечению надлежащего качества и безопасности детского питания путем усовершенствования его отечественного производства, разработке и применению новых технологий производства упаковки и других материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, а также обеспечению осуществления контроля в сфере карантина растений при перемещении объектов по территории Украины исключительно по требованию владельцев таких объектов (для сухофруктов, специй, чая, кофе и т. д.) и отмене обязательного оформления карантинных сертификатов на такие объекты.

Планируется, что большинство задач (64 из 114) должны быть выполнены уже до конца текущего года.


Лицензии на производство оружия военного назначения

Министерство экономического развития и торговли предлагает возобновить лицензии на разработку, производство, реализацию, ремонт, модернизацию и утилизацию оружия военного назначения. Соответствующий проект о внесении изменений в Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» опубликован на сайте ведомства 30 августа с. г. Авторы отмечают, что он разработан во исполнение поручения правительства от 10 августа и решения СНБО от 20 мая с целью предотвращения рисков неконтролируемого изготовления вооружения, а также недопущения его попадания к незаконным военным формированиям. Документ требует согласования с Минобороны, Минфином, СБУ, Антимонопольным комитетом, Государственной регуляторной службой, а также проведения правовой экспертизы Минюстом.

Напомним, с 28 июня 2015 г. лицензии на производство, реализацию, ремонт, модернизацию и утилизацию вооружений, военной техники, военного оружия и боеприпасов к нему были отменены. При этом, согласно закону, производство огнестрельного оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему, холодного и пневматического оружия, специальных средств, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны и их продажа подлежали лицензированию.


Что будут делать с отходами?

31 августа с. г. в КМУ во время заседания рабочей группы по разработке Национальной стратегии обращения с отходами министр экологии и природных ресурсов Украины Остап Семерак подписал 4-сторонний меморандум о сотрудничестве в построении эффективной системы обращения с отходами. Предполагается, что этот документ позволит консолидировать усилия и привлечь новых партнеров к осуществлению реформы в системе обращения с отходами, разработке Национальной стратегии обращения с отходами, а также проведении комплексного мониторинга состояния полигонов, свалок и доработке рамочного закона «Об отходах».

Кроме Минприроды, к меморандуму присоединились Министерство экономического развития и торговли, Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ, немецкая федеральная компания Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ), которая реализует программу поддержки зеленой модернизации украинской экономики, и Европейский банк реконструкции и развития (с целью поддержки инвестиций в систему устойчивого управления твердыми бытовыми отходами).

Цели меморандума: сотрудничество в проведении мониторинга полигонов, свалок и решении проблем с переработкой и утилизацией отходов, оценка текущего состояния ресурсов Украины в обращении с отходами. Кроме того, стороны объединят усилия для разработки Национальной стратегии обращения с отходами, которая отвечала бы требованиям ЕС и лучшим мировым практикам.

«Сегодня большой проблемой для страны является утилизация и переработка отходов, поэтому в первую очередь на повестке дня – полное реформирование этой сферы. А такое совместное сотрудничество – прекрасная возможность ввести в Украине опыт специалистов, которые успешно реформировали эту проблемную сферу в своих странах», – сказал О. Семерак. Он напомнил, что новая команда специалистов Минприроды уже несколько месяцев работает над системным решением этой проблемы. Результатами стали принятие лицензионных условий для предприятий, занимающихся утилизацией опасных отходов, и начало электронного декларирования отходов.

О. Семерак также сообщил, что на следующей неделе будет презентована интерактивная карта свалок Украины: «Вся эта работа является составляющей разработки Национальной стратегии обращения с отходами. Этот документ, которого Украина не имела 25 лет, станет опорой в реформировании системы обращения с отходами».

В рамках подписанного меморандума Минприроды, Минэкономразвития и Минрегион берут на себя следующие функции: осуществлять реформу, создавать нормативное регулирование обращения с отходами и способствовать созданию необходимой для этого инфраструктуры. Для координации работы по реализации пунктов меморандума будет создана экспертная рабочая группа, в состав которой войдут все участники-подписанты. Как отмечают в МЭРТ, «на данный момент приобщить инвестора в эту сферу сложно, так как условия конкуренции с отечественными нелегальными свалками будут неравными. Сейчас в Верховной Раде находятся более 10 законопроектов, которые не могут быть одновременно приняты и должны быть объединены в один».


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Степан Кубив, первый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Украины

– В ближайшее время ВР необходимо принять около 40 законов, которые существенно изменят экономические принципы ведения бизнеса и в целом экономические процессы в Украине. Кроме того, премьер-министром были задекларированы определенные аспекты удержания стабильности в условиях кризиса. Говорить о стабильности можно будет лишь тогда, когда каждая семья почувствует ее на своем бюджете.

Министерства уже начали сотрудничество с профильными комитетами Верховной Рады, поскольку не только идет формирование повестки дня, но и стоит вопрос внесения в парламент важнейшего документа – Государственного бюджета на 2017 г. Он должен быть сбалансированным, реальным, и разрыв между доходной и расходной частями не должен превышать 3%. Приоритетом №1 является оборона страны. На нее будет выделено 5% – намного большая сумма, чем в предыдущие годы.

Следует также сказать, что при рассмотрении плана дерегуляции было решено на базе экономических подразделений МВС, СБУ, налоговой милиции создать единую службу финансовых расследований. Это не так, как планировалось изначально, когда речь шла только о налоговой милиции.

Ксения Ляпина, председатель Государственной регуляторной службы

– Задачи по плану дерегуляции на 2015–2016 гг. были выполнены на 60%. За это время для бизнеса сэкономлено 10 млрд грн, которые он может направить на свое развитие. Поэтому мы считаем (и правительство это поддерживает), что дерегуляция остается приоритетом.

Реактивное направление касается реакции на обращения объединений субъектов хозяйствования. В первую очередь, это контроль и надзор, который остается болезненной точкой. В частности, важно, чтобы новая Госпотребслужба действительно осуществляла контроль. Кроме того, мы продолжаем реформу разрешительной системы. Появились и новые направления на стыке дерегуляции и реформ в таких сложных сферах, как медицина и образование. Это проекты «Средства ходят за пациентом» и «Средства ходят за учеником». Думаю, они будут способствовать созданию новых рабочих мест, поступлениям в бюджет и услугам, доступным разным категориям граждан.

Если раньше мы просто выделяли нормативно-правовой акт и корректировали его в зависимости от замечаний объединений хозяйствующих субъектов, то теперь выделяем рынки и основные проекты, которые влияют на них, формируем модель регулирования, и уже по ней корректируем нормативную базу. Этот новый комплексный подход.


5 законопроектов в неделю

На сегодняшний день в парламенте в целом зарегистрировано 39 проектов экономического блока. Из них 8 проголосованы в первом чтении. Для того, чтобы принять текущие законы, если голосовать 5 законов еженедельно, необходимо, как минимум, 70 результативных голосований. В связи с этим Нацсовет реформ предлагает Верховной Раде рассматривать по 5 законопроектов по дерегуляции каждую неделю.


«Деньги ходят…»

В медицинской сфере внедряется принципиально новый для нашей страны принцип «Деньги ходят за пациентом», согласно которому не чиновник, а непосредственно гражданин будет определять, к какому медицинскому заведению обратиться, и куда будут направляться средства бюджета, предназначенные на его лечение. Пациенты должны сами решать, где им лечиться и у какого врача. Аналогичный подход планируется ввести и в сфере образования, где родители ребенка должны получить возможность самостоятельно выбирать учебное заведение, независимо от формы собственности, которое будет получать бюджетное финансирование, выделяемое на обучение их детей, а следовательно, возможность получить качественное образование станет более доступной.


«94% инвестиций из Украины было вложено в Кипр», – замглавы АП Дмитрий Шимкив

31 августа состоялся пресс-брифинг по результатам 4-го заседания Национального совета реформ. «Продолжение внедрения системы эффективного регулирования, упрощение ведения бизнеса и привлечение инвестиций в Украину – вот неполный перечень акцентов на ближайшее время», – сообщил журналистам секретарь Национального совета реформ, заместитель главы Администрации Президента Украины Дмитрий Шимкив.

В ходе брифинга были озвучены результаты работы и достижения в области дерегуляции за последние 2 года, среди которых: значительное упрощение процедуры открытия бизнеса – на 40%; сокращение количества документов, которые необходимо подать, и количества времени, которое надо потратить для того, чтобы открыть бизнес в Украине. Это нашло свое отражение в рейтинге Doing Business, в котором Украина улучшила свои показатели.

По мнению Д. Шимкива, речь идет о привлечении прямых иностранных инвестиций, что приведет к созданию новых рабочих мест и обеспечению поступления налогов в государственный и местные бюджеты. «23% прямых иностранных инвестиций в Украину поступило из Кипра. Большая часть прямых иностранных инвестиций – это круговорот денег, которые выходят из Украины через трансфертное ценообразование и заходят назад как иностранные инвестиции. Наибольший объем прямых иностранных инвестиций поступил в страну с 2005 по 2013 г. 94% инвестиций из Украины было вложено в Кипр», – отметил он.

Если в течение 2017–2036 гг. ВВП Украины будет расти ежегодно в среднем на 6,5–9% (CAGR), в 2036 г. он составит $292 млрд, а это текущие показатели ВВП Колумбии и Польши. Но такой результат возможен, если доля иностранных инвестиций в ВВП будет на уровне 53–58%. Для обеспечения таких темпов роста Украине необходимо дополнительно $120–200 млрд прямых иностранных инвестиций в накоплении до 2036 г.

«Что касается приоритетных сфер для инвестирования в Украину, то это такие сферы, как энергетика, газодобыча, газотранспортная система, агропромышленный комплекс, «Укрзалізниця», инфраструктура дорог. А среди сфер для инвестирования, где Украина имеет конкурентные преимущества, стоит отметить военно-промышленный комплекс, аэрокосмическую отрасль, IТ и высокие технологии, химическую и фармацевтическую отрасли и туризм», – сообщил замглавы АП.

Он также обратил внимание на то, что Министерство экономического развития и торговли прилагает усилия для привлечения иностранных инвестиций в страну. Для этого проводятся международные конференции, готовятся промо-видеоролики, разрабатываются материалы и презентации, которые размещаются на сайте. Кроме того, проводятся региональные инвестиционные форумы и саммиты, благодаря которым местные власти могут привлекать инвестиции в свои регионы.


Офис по привлечению инвестиций

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман убежден, что Национальный инвестиционный совет, который, согласно указу Президента, возглавил Борис Ложкин, будет хорошим инструментом в создании площадки для решения вопросов, касающихся инвесторов.

Отметим, что правительство приняло решение о создании офиса по привлечению инвестиций как «точки входа инвесторов в те или иные инвестиционные проекты». В. Гройсман подчеркнул, что дерегуляция и привлечение инвестиций – те инструменты, которые дадут возможность раскрыть истинный потенциал Украины: «Я считаю, что у нас есть много резервов, которые позволят не просто проводить дерегуляцию, а внедрять разумную регуляцию, чтобы Украина была конкурентной, был создан нормальный и качественный инвестиционный климат, и чтобы каждый, кто хочет инвестировать в Украину, стал успешным».


Украина не войдет в топ-50 рейтинга Doing Business?

Основная причина медленных сдвигов в повышении инвестиционной привлекательности Украины состоит в том, что экономический блок сложно принимается Верховной Радой. Об этом ранее заявлял проектный менеджер реформы «Дерегуляции» Национального совета реформ Дмитрий Романович.

В свою очередь, глава офиса эффективного регулирования (BRDO) Алексей Гончарук заявил, что Украина не войдет в топ-50 рейтинга Doing Business. По его словам, наша страна может продемонстрировать рост в этом рейтинге лишь на 10–13 позиций. «Цели войти в топ-50, которую ставил бывший министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, достичь не удастся», – сказал он на брифинге в УКМЦ.

Поскольку в рейтинге Doing Business 2016 Украина заняла 83-ю позицию по легкости ведения бизнеса из 189 стран, в рейтинге 2017 г. ее позиция может улучшиться максимум до 70-го места. «Улучшен уровень защиты прав миноритариев, в налоговой сфере улучшена ситуация с оплатой ЕСВ», – пояснил А. Гончарук.

В Минэкономразвития ожидают, что в рейтинге Doing Business 2017, результаты которого будут объявлены осенью, Украина поднимется на 10–15 мест.

Напомним, 28 октября 2015 г. на тот момент министр экономического развития и торговли А. Абромавичус заявил: «Наша цель – за два года работы правительства сделать максимум, чтобы Украина вошла в мировой рейтинг топ-50 стран, где бизнес чувствует себя наиболее комфортно».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Голова КСУ Станіслав Шевчук: про деполітизацію, конституційні скарги та оновлений Конституційний Суд
Сегодня день рождения празднуют
  • Виктор Городовенко
    Виктор Городовенко
    судья Конституционного Суда Украины
  • Валерий Сагайдак
    Валерий Сагайдак
    судья Харьковского окружного административного суда
  • Андрей Кирилюк
    Андрей Кирилюк
    судья Зализнычного районного суда Львова