Мораторию на взыскание сумм платежей за коммунальные услуги быть?

06:13, 12 сентября 2016
Газета: 35 (353)
Задолженность за жилищно-коммунальные услуги не может быть принудительно взыскана с потребителей-физических лиц, если среднемесячный совокупный доход семьи не превышает размера 3 МЗП...
Мораторию на взыскание сумм платежей за коммунальные услуги быть?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

На рассмотрении Верховной Рады находится законопроект №4527 «Об установлении моратория на принудительное взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги и начисление пени». 7 сентября он рассматривался на заседании Комитета ВР по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения.

Этот проект, поднимающий столь злободневный для граждан страны вопрос, был зарегистрирован еще 25 апреля с. г. В текущей редакции, опубликованной на сайте парламента, он предусматривает ряд простых положений: что задолженность за жилищно-коммунальные услуги не может быть принудительно взыскана с потребителей-физических лиц, если среднемесячный совокупный доход семьи не превышает размера 3 минимальных заработных плат, а начисление и взыскание пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги для потребителей-физических лиц вообще запрещается.

Положениями проекта предусмотрено, что данный закон набирает силу со дня, следующего за днем его публикации, и утрачивает ее со дня вступления в силу законов, которые устанавливают социально справедливую стоимость услуг ЖКХ для населения. Начатые до вступления в силу закона процедуры принудительного взыскания задолженности за коммунальные услуги с указанных в его нормах лиц подлежат прекращению.

Защитить самых незащищенных

Инициаторы законопроекта обращают внимание на то, что положения Конституции (ст. 48) предусматривают право на соответствующий уровень жизни для граждан, членов их семей, а государство должно этот уровень жизни обеспечить. Вместе с тем, прожиточный минимум, установленный в государственном бюджете, и его фактический уровень, по данным Минсоцполитики, отличаются в 2 раза (сопоставление по состоянию на 1 января 2016 г. и март 2016 г., когда закон был подан). При этом по постановлениям НКРЭКП были подняты тарифы на коммунальные услуги для населения, их рост в 2015 г. составил 60%.

Повышение тарифов на коммунальные услуги при общем падении экономики, крайне низком уровне прожиточного минимума и минимальной заработной платы ведет к обнищанию населения и является социально несправедливым. Значительная часть граждан вынуждены просто выживать и фактически не способны оплачивать неоправданно сверхвысокие тарифы. Несмотря на это, законодательством предусмотрены как пеня за невыполнение обязательств, так и возможность обратить взыскание на имущество должника, включая жилье.

Авторы законопроекта считают поднятую проблему требующей безотлагательного решения, в частности, путем реализации временных мер в части запрета на принудительное взыскание задолженности за упомянутые услуги и начисление пени для особенно уязвимых и социально незащищенных слоев населения.

Мораторий не для всех

В пояснительной записке к проекту приводится сравнение действующего прожиточного минимума (1330 грн) и данных его фактически необходимого уровня по состоянию на март 2016 г. – 2491 грн. Поэтому, по мнению инициаторов, сумма среднемесячного дохода семьи, которая претендует на мораторий, не должна превышать 3990 грн. Такой доход действительно указывает на крайне бедственное положение дел, особенно, если в семье есть дети или неработоспособные. Подобная семья часто не может обеспечить себя самым необходимым, не говоря уж о том, чтобы платить по счетам коммунальных служб. Или же речь может идти о пенсионерах или одиноких людях, которые по какой-то причине не могут работать или получить высокооплачиваемую работу. Особенно актуальным данный законопроект может стать для тех граждан, которые не могут воспользоваться субсидиями по оплате за «коммуналку».

Впрочем, нельзя не обращать внимания на тот факт, что Конструкция Украины гарантирует соответствующий уровень жизни каждому, а не только социально незащищенным гражданам. Конечно, можно задаться вопросом, по какой причине граждане не могут сами обеспечить его себе, но нормы Конституции не делают исключений. Основным механизмом обеспечения указанного конституционного права является минимальная заработная плата и прожиточный минимум, но в пояснительной записке инициаторы проекта прямо признают, что их показатели на сегодняшний день сильно занижены по сравнению с реальными.

При этом законопроект №4527 прямо указывает, что мораторий будет действовать лишь до тех пор, пока не будет принят закон, устанавливающий социально справедливую плату за коммунальные услуги. Обычным гражданам остается ожидать принятия целого пакета социально-ориентированных нормативно-правовых актов, которые, возможно, улучшат их положение. А принятие их зависит только от законодательной воли народных депутатов.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді