Вряд ли кто-то из нас, «вбиваясь» в долгожданную маршрутку, думает о том, что вверяет свою жизнь в руки незнакомца, сидящего за баранкой. Об этом не думали и те 50 человек, севшие в автобус «Эталон», выполняющий 12 октября льготный рейс. Для 44-х из них этот рейс стал последним – на железнодорожном переезде перегона «Никополь-Марганец» Приднепровской железной дороги жизнь пассажиров и водителя маршрутки остановилась. Сейчас СМИ высказывают предположения о причинах произошедшей трагедии. Изобличая виновных, многие не щадят имя погибшего водителя. Кто-то, скорее, по привычке, ругает власть, которая не обеспечила надлежащую безопасность на ж/д переезде. Но в целом выводы украинцев сводятся к одному: «Водителей, убивших пассажиров, должно ждать пожизненное заключение».
Быть может, стоит изменить соответствующие законы, чтобы, если не исключить, то хотя бы снизить количество смертельных ДТП? Тем более, что даже Президент Украины Виктор Янукович 12 октября в своем выступлении заявил о необходимости пересмотра действующего законодательства в отношении ответственности перевозчика и водителя. «Судебно-юридическая газета» провела правовой анализ нормативных актов, предусматривающих ответственность за ДТП, а также выяснила, какие изменения в них могут произойти в ближайшее время.
Начнем с ПДД. В пункте 20 ПДД даны четкие руководства по пересечению и правилам поведения на железнодорожных переездах. В частности, согласно п. 20.2, подъезжая к переезду, а также начиная движение после остановки перед ним, водитель обязан руководствоваться указаниями и сигналами дежурного по переезду, положением шлагбаума, световой и звуковой сигнализацией, дорожными знаками и дорожной разметкой, а также убедиться в том, что не приближается поезд (локомотив, дрезина). В свою очередь, п. 20.5 запрещено движение через переезд, если дежурный по переезду подает сигнал запрета движения; шлагбаум опущен или начал опускаться; включен запретный сигнал светофора или звуковой сигнал независимо от наличия и положения шлагбаума; за переездом образовался затор, который заставит водителя остановиться на переезде; к переезду в границах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
Думается, что эта норма предусмотрела максимум возможных мер безопасного пересечения ж/д переездов. Таким образом, ПДД Украины, кстати, как и многие дорожные правила зарубежных государств, содержат возможный алгоритм поведения водителя, управляющего транспортным средством. Тогда почему же так часто случаются аварии именно при пересечении железнодорожных путей? Значит, дело в ответственности?
За совершение дорожно-транспортного происшествия для лиц, виновных в нем (в зависимости от последствий), законодательством Украины предусмотрены меры административного, уголовного и гражданско-правового характера.
Так, КУоАП в ст. 123 устанавливает ответственность водителей за въезд на железнодорожный переезд на запрещенный сигнал светофора либо жест регулировщика или дежурного по переезду при закрытом шлагбауме или когда к переезду приближается поезд, в форме штрафа от 20 до 25 НМДГ (340–425 грн.). А, к примеру, если такое правонарушение влечет создание аварийной обстановки и подтверждено фактическими данными, то виновное лицо наказывается штрафом от 20 до 40 НМДГ или лишением права управления транспортным средством на срок от года до двух лет, или общественными работами на срок от 40 до 60 часов. Вот и все: нарушил ПДД – создал аварийную обстановку – 60 часов отмахал лопатой.
Не кажется ли вам, что если бы санкция была повыше, скажем, лишение водительских прав лет на пять или штраф в эквиваленте 1000 у.е., то водители стали бы более внимательными и чтили бы ПДД, которые плохого не посоветуют. К примеру, в Австралии даже превышение скорости наказывается по разному: превысил на 10 км – штраф относительно небольшой (50-100 долларов), превысил на 20 км – штраф в 10 раз больше, а на 30 км – отбирают права на несколько лет.
Еще одна проблема, требующая законодательного разрешения, это недостаточный уровень правосознания украинских граждан. К примеру, если бы существовали жесткие нормы, регулирующие порядок уплаты штрафов, отношение к нарушениям ПДД были бы совсем иными. Пока же о штрафах водители вспоминают лишь перед прохождением государственного техосмотра, а до этого даже не задумываются, чем такая забывчивость им может грозить.
Кстати, зачастую в ДТП виноват и владелец автомобиля, выпустивший в рейс неисправное транспортное средство, которое по «закону подлости» может застрять на переезде. За такую халатность КУоАП также предусматривает ответственность в виде штрафа от 40 до 50 НМДГ. Причем субъектом ответственности могут быть должностные лица, ответственные за техническое состояние транспортного средства, граждане-субъекты хозяйственной деятельности. Если же такие действия совершаются повторно в течение года, то размер штрафа увеличивается – от 50 до 80 НМДГ (ст. 128 КУоАП).
Безусловно, если бы санкция предусматривала лишение лицензии для граждан-субъектов предпринимательской деятельности (ведь большинство маршрутных такси находятся в частной форме собственности), застрявших, задымившихся и прочих маршруток на дорогах Украины стало бы гораздо меньше, а значит, снизился бы и риск для жизни и здоровья пассажиров.
Разумеется, другое дело — уголовная ответственность, хотя некоторые преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта заслуживают более строгих наказаний. УК Украины предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами (ст. 286). Так, если названные нарушения причинили потерпевшему телесные повреждения средней тяжести, водителю грозят штраф от 200 до 500 НМДГ или исправработы до 2-х лет, или арест до 6 месяцев, или ограничение свободы до 3-х лет (не путать с лишением свободы) с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового. Иными словами, если в результате ДТП, скажем, пассажир маршрутки или иной потерпевший получил травму средней тяжести, то водитель может отделаться штрафом в 3 400 грн. Не слишком ли мягкое наказание? Здесь явно следует ожидать ужесточение санкции.
За беду на железнодорожных переездах могут быть ответственны не только водители, но и лица, выпустившие в рейс технически неисправное транспортное средство – ст. 287 УК, санкция которой предусматривает альтернативное наказание: штраф от 200 до 500 НМДГ или исправработы на срок до двух лет, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать должности, связанные с ответственностью за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, на срок до трех лет либо без такового. И все это при условии, что такое преступление повлекло за собой телесные повреждения средней тяжести, тяжкое телесное повреждение или смерть потерпевшего. Такая норма больше похожа на недоразумение, чем на санкцию, не так ли? Ну не сможет она искоренить всеми любимый «авось, сойдет и так».
Думается, когда законодатель пересмотрит свое отношение к размеру ответственности, ДТП станет меньше.
Зарубежный опыт
Человеческий фактор предусмотреть нельзя, но можно попытаться исключить
К сожалению, украинские проблемы с ДТП на железнодорожных переездах известны и странам Западной Европы. Кроме жестких норм законодательства, предусматривающих ответственность за совершение подобных правонарушений, многие страны проводят программу по сокращению числа переездов, заменяя их путепроводами и тоннелями. А вот, к примеру, в Нидерландах строительство новых переездов вообще запрещено.
Кстати, в Бельгии, которая обладает густой сетью железнодорожных дорог, все переезды действуют автоматически (правда, сохранились и несколько ручных переездов). Примечательно, что при создании внештатной ситуации на диспетчерский пункт подается аварийный сигнал – «большая тревога», причем такими ситуациями считаются: шлагбаум не опускается в течение 32 секунд (!) после команды на закрытие, или переезд остается закрытым более 10 минут и т.д. Получив сигнал, к переезду незамедлительно направляется служащий диспетчерского пункта, заведующего соответствующим переездом, и все движение на проблемном участке ж/д останавливается, а машинист поезда, находящийся на данном участке, может продолжать движение со скоростью не более 5 км/ч, постоянно подавая звуковой сигнал.
В стране Восходящего Солнца с нарушением ПДД борются в свойственной манере самураев. Так, к примеру, за превышение скорости более 40 км/ч, водитель лишается прав на управление транспортным средством до 6 месяцев, разговор по мобильному телефону во время движения «стоит» 66 долларов США, проезд на красный свет – 10% от средней заработной платы (примерно 400 долларов). Более того, за выпуск и эксплуатацию транспортного средства, не отвечающего техническим требованиям, виновного наказывают тремя месяцами тюремного заключения, а за нарушение ПДД на железнодорожном переезде нарушителю «светит» еще более длительный срок лишения свободы.
Комментарии
«Экономить на жизни людей нельзя»
Премьер-министр Украины Николай Азаров:
– Случившаяся трагедия на неохраняемом переезде требует от правительства принятия комплексных мер по минимизации угроз на таких объектах. Поручаю министру внутренних дел и министру транспорта и связи разработать программу по предупреждению таких ситуаций. Программа должна предусматривать обустройство таких переездов автоматическими шлагбаумами, если необходимо - охраной. Необходимо повысить требования к квалификации физического и психического состояния водителей, осуществляющих перевозку людей. Экономить на жизни людей нельзя.
«Ощущение безнаказанности надо искоренять»
Начальник Департамента ГАИ МВД Валерий Лозовой:
– Отсутствие в законодательстве нормы, которая бы давала право изымать у нарушителей Правил дорожного движения водительские удостоверения до той поры, пока они не оплатят штраф, никоим образом не дисциплинирует водителей. Напротив - некоторые из тех, относительно кого составлен административный протокол, не спешат платить деньги, зато продолжают игнорировать правила поведения на дороге. Результаты ощущения безнаказанности часто достаточно ужасные – человеческие жизни.
В отношении водителя, который стал участником ДТП в Марганце, где во время столкновения автобуса с поездом на железнодорожном переезде погибли свыше четырех десятков людей, в этом году было составлено два административных протокола за нарушение Правил дорожного движения. К тому же один из них - за такие действия, связанные с пассажирскими перевозками. Однако наложенный штраф водитель так и не оплатил. Среди версий причин аварии на железнодорожном переезде в Марганце, доминирующим остается нарушение Правил дорожного движения водителем. Хотя рассматриваются и другие варианты, в том числе и те, которые на первый взгляд кажутся маловероятными
«Строгая проверка перед выходом в рейс»
Председатель Госкомпредпринимательства Михаил Бродский:
– Бизнес должен лишаться лицензий за прием на работу людей без оформления трудовых отношений. Я отстаиваю эту идею с того момента, как возглавляю комитет. Если бы эта норма вступила в силу еще тогда, когда мы впервые инициировали ее введение полгода назад, то водители автобусов или такси должны были бы подписывать документы о соблюдении правил безопасности и, каждый раз, выезжая из автопарка, проходить медицинский осмотр. Но нашу инициативу не поддержали. Теперь же мы имеем трагический случай на Днепропетровщине.