К сожалению, все чаще отмечается, что налоговая реформа для Украины – уже не процесс, имеющий определенные временные рамки, а перманентное состояние, в котором система находится уже много лет. На данный момент в нашей стране прослеживаются неэффективное администрирование налогов, большая и несправедливая налоговая нагрузка, низкий уровень платежной дисциплины, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, правовая незащищенность налогоплательщиков, увеличение доли убыточных предприятий и т. д. Все это говорит о том, что налоговые реформы, которые проводили в Украине, были неэффективными.
Основными «затейщиками» и «соперниками во взглядах» относительно налоговой реформы в Украине являются бизнес и государство. Так как же видят налоговую реформу со стороны государства, узнавала «Судебно-юридическая газета».
Татьяна Острикова, член Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики
– Ключевым в реформировании налоговой системы является реформирование самой Государственной фискальной службы. Ведь можно взять лучшие европейские директивы, имплементировать их, но это не будет работать до тех пор, пока в нашей стране будет действовать старая коррумпированная фискальная служба. Если говорить о реформе налогов, то мы поддерживаем идею о том, что надо отменить авансовые взносы и снизить ставку хотя бы до 15–16%. По налогу на добавленную стоимость – это упрощение его администрирования, имплементация требований ЕС и МВФ и понижение ставки. Мы будем отстаивать эту позицию. Мы не можем совсем отменить НДС, поскольку в ЕС он существует, но должны взять наименьшую ставку, разрешенную Соглашением об ассоциации и директивой (15%), и исходя из этого взять на себя ответственность согласовывать все с МВФ.
Михаил Кобцев, член Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики
– Мы не сможем реформировать налоговую систему без реформы службы ГФС. Самое главное – должна быть ответственность за незаконные акты или преследование налогоплательщика. К примеру, в Германии, если аудитор в течение года сделал акт, который не смог защитить в суде, его увольняют с работы. Так вот, нам необходимо ввести ответственность налоговой милиции, аудитора за неправильно изготовленный акт и возмещение плательщику причиненного убытка. Как только это будет сделано, судебные преследования пропадут автоматически. Запугивание предпринимателей через уголовные дела – сегодня реальность, и мы никогда это не победим без ответственности работников ГФС и финансовых служб.
Касательно работы нашего Комитета, то условно его можно разделить на две части. Первая – это бухгалтера и аудиторы, вторая – экономисты. У нас часто и во многом не сходятся мнения. Сильная сторона бухгалтеров в том, что они понимают тонкости применения закона и оформления бумаг и ратуют за упрощение ведения бухотчетности. Слабая – они часто не видят концептуально процесса и могут потерять стратегию. Я считаю, что в первую очередь нужно понять, куда нам идти. Необходимо снизить НДС, а налог на прибыль сделать стимулирующим. Что касается единого налога, думаю, оптимальной была бы цифра в 5 млн. Что касается акциза, то здесь нужно быть очень осторожным. У нас Минфин привык «латать дырки» акцизом, но не стоит забывать, что вокруг нас есть соседи, и у них акциз ниже. Любое необдуманное поднятие акциза может привести к валу контрабанды.