Наделение Высшего совета правосудия новыми конституционными полномочиями целесообразно и логично, - И. Бенедисюк

12:51, 13 января 2016
12 января 2016 года Конституционный Суд Украины начал рассмотрение дела по обращению Верховной Рады Украины о предоставлении заключения о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия) требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины. Первое заседание состоялось в форме устного слушания.
Наделение Высшего совета правосудия новыми конституционными полномочиями целесообразно и логично, - И. Бенедисюк

12 января Конституционный Суд Украины начал рассмотрение дела по обращению Верховной Рады Украины о предоставлении заключения о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия) требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины. Первое заседание состоялось в форме устного слушания. КСУ заслушал судью-докладчика по делу Александра Литвинова, а также объяснения участников конституционного производства: постоянного представителя Верховной Рады Украины в Конституционном Суде Украины Анатолия Селиванова, заместителя Главы Администрации Президента Украины Алексея Филатова.

К участию в рассмотрении дела были привлечены Председатель Верховного Суда Украины Ярослав Романюк, Председатель Высшего совета юстиции Игорь Бенедисюк, Председатель Высшей квалификационной комиссии судей Украины Сергей Козьяков, Председатель Совета судей Украины Валентина Симоненко.

Выступая на заседании суда, Председатель ВСЮ Игорь Бенедисюк также обратил внимание на те новеллы законопроекта, касающиеся реорганизации Высшего совета юстиции в новый по статусу и полномочиями орган в сфере судебной власти - Высший совет правосудия (далее - ВСП). По словам Председателя ВСЮ, наполнение органа новыми полномочиями, в т.ч. и об ответственности за независимость судей, участие в бюджетном процессе от имени судебной власти, изменение принципа формирования ВСП, согласно которому большинство в составе принадлежит судьям, избранным самими судьями, и другие новеллы законопроекта будут способствовать усилению независимости судов и институциональной способности конституционного органа. И. Бенедисюк также отметил и важность устранения политических институтов (Верховной Рады Украины и Президента Украины) от процесса избрания и увольнения судей: несмотря на то, что с 9 июня 2015 года Высший совет юстиции работает в режиме регулярных заседаний, реализация решений ВСЮ остается достаточно низкой, «увольнения и назначения судей на должности происходит несвоевременно».

«Наделение Высшего совета правосудия новыми конституционными полномочиями целесообразно и логично», - отметил Председатель ВСЮ.

В этом деле Конституционный Суд Украины завершил устное слушание и перешел к закрытой части пленарного заседания для дальнейшего обсуждения и предоставления заключения.

Напомним, что согласно Постановлению «О включении на повестку дня третьей сессии Верховной Рады Украины восьмого созыва законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия) и о его направлении в Конституционный Суд Украины» от 22 декабря 2015 г. №895-VIII Верховная Рада Украина обратилась в Конституционный Суд Украины с ходатайством дать заключение о соответствии законопроекта о внесении изменений основного закона (относительно правосудия) требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины. Согласно статье 159 Конституции Украины, законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о соответствии законопроекта требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.

Согласно указанным статьям, Конституция Украины не может быть изменена, если изменения предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина, если они направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины; Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения; законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, который рассматривался Верховной Радой Украины, и закон не был принят, может быть подан в Верховную Раду Украины не ранее чем через год со дня принятия решения по этому законопроекту; Верховная Рада Украины в течение срока своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции Украины.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Особенности урегулирования споров при участии судьи
Новости онлайн