Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
В мае 2015 года глава Минюста Павел Петренко анонсировал масштабное реформирование пенитенциарной службы. Тогда речь шла о сокращении количества тюрем и введении «эффективной системы пробации» с целью уменьшения количества заключенных.
Однако, в масштабах всех запланированных Минюстом реформ преобразование Государственной пенитенциарной службы Украины тогда затерялось, и о нем вновь заговорили лишь в конце 2015 года. А с приходом 2016 года реформаторы не стали больше откладывать и обдумывать реформу, а начали с кардинальных мер.
Так, 18 мая 2016 года Кабинетом Министров Украины было принято постановление №343 «Некоторые вопросы оптимизации деятельности центральных органов исполнительной власти системы юстиции».
П. 1 этого постановления правительство Украины ликвидировало Государственную пенитенциарную службу, возложив на Министерство юстиции задачи и функции по реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации.
Отдельным постановлением Минюст ликвидировал территориальные органы управления Государственной пенитенциарной службы.
Такая резкая и решительная активность породила множество слухов и версий, а те способы и механизмы, благодаря которым правительство намерено провести данную реформу, подверглись критике. Более того, некоторые эксперты уверены, что данная инициатива имеет коррупционный характер, поскольку сегодняшняя материальная база ведомства (а это не только СИЗО и колонии, но и предприятия, многие из которых успешно работают) — довольно лакомый кусок.
Кратко идею реформы системы наказаний можно назвать «работой на упреждение». Такие выводы можно сделать, исходя из того, как много сегодня говорят о службе пробации.
«В рамках реформы пенитенциарной службы скоро будет создана полноценная служба пробации, призванная помогать осужденным подготовиться к возвращению в общество», — не раз заявляла заместитель министра юстиции Наталья Севостьянова. Объясняя суть этого пока не для всех понятного термина, замминистра пояснила, что пробация является комплексом мер и включает работу педагогических, психологических работников и представителей пенитенциарной службы.
Существуют досудебная, надзорная и пенитенциарная пробация. Их объединяет изучение и наблюдение за лицом, лишенным свободы, сбор информации о нем. Основная роль пенитенциарной системы сводится к тому, чтобы предупредить преступление или, в крайнем случае, рецидив. При этом среди задач службы значатся, например, поиск работы и жилья для освобожденных. И все это — без дополнительных затрат из бюджета страны. Звучит фантастически. Однако, по словам Натальи Севостьяновой, уже несколько лет при поддержке Канады по всей стране действует пилотный проект по пробации для несовершеннолетних. «Результаты впечатляющие: 98% детей, которые прошли пробационные программы, не совершили повторных правонарушений», — сообщила замминистра юстиции.
При этом в идеале сотрудники службы пробации должны быть не военнообязанными, как сейчас — их должности абсолютно гражданские, они должны быть специалистами в области психологии и педагогики. Как результат, действующий сейчас состав уголовно-исполнительных инспекций также будет разаттестован. Что касается сотрудников, которые выполняют сегодня работу по перевоспитанию осужденных, не связанных с местами лишения свободы, то их дальнейшая карьерная судьба неизвестна, и как будут проходить для них конкурсы на должности в службе пробации, непонятно.
Подробнее о том, что ожидает работников пенитенциарной службы и как будет проходить реформа, читайте в статье «Цена государственных гарантий».