Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Каким должен быть финальный документ о назначении судьи на должность бессрочно: указ президента Украины или решение Высшего совета правосудия?
Вопрос назначения судей бессрочно, исходя из анализа законодательства, имеет очень много нюансов. Собственно сами судьи дискутируют между собой и задаются вопросом — кто и как понимает порядок назначения бессрочно судей, материалы в отношении которых не были рассмотрены Верховной Радой Украины.
Служителей Фемиды интересует, каким должен быть финальный документ о назначении такого судьи на должность бессрочно: указ президента Украины или решение Высшего совета правосудия?
Дело в том, что, согласно п. 4 II. Заключительных и переходных положений, соответствующие документы об избрании судей бессрочно, которые не были рассмотрены Верховной Радой Украины, передаются в Высший совет правосудия для рассмотрения вопроса о назначении судьи на должность.
Исходя из этой нормы, по словам судей, не совсем понятен нюанс: «Рассмотрение вопроса о назначении» — это самостоятельное назначение Высшим советом правосудия или внесение представления о назначении в соответствии с п. 1 ст. 131 Конституции Украины президенту Украины?
Конституция Украины до 30 сентября 2016 года предусматривала, что судей назначают президент Украины и Верховная Рада Украины. С 30.09.2016 года — только президент Украины. Полномочий Высшего совета юстиции / Высшего совета правосудия на назначение судей не было ни в старой, ни в новой редакции Конституции Украины.
Будет ли достаточно для уполномочия Высшего совета правосудия на назначение судей формулировок п. 4 II. Заключительных и переходных положений?
«Судебно-юридическая газета» обратилась к председателю Высшего совета юстиции Игорю Бенедисюку за разъяснением.
«Дело в том, что анализ действующего законодательства, пока не принят Закон «О Высшем совете правосудия», дает нам критерии, по которым мы должны назначать этих судей сами, потому что это не перевод, это не те судьи, назначение которых проводится впервые и в соответствии с Конституцией такое назначение должен делать президент. Но без принятия Закона «О высшем совете правосудия», по моему мнению, мы такое назначение сделать не сможем.
Дела действительно пришли, они распределены и обрабатываются членами Высшего совета юстиции. Там, где это необходимо, делаются соответственные запросы, потому что такой процедуры назначения аd hoc, чтобы она была предусмотрена законом, нет.
Мы специально для этого разработали изменения в Регламент, предусмотрели там процедуру назначения этих судей и пока обрабатываем материалы.
Нужно учитывать то, что к Высшему совету юстиции были поданы только представления ВККС и проекты постановлений Верховной Рады. Никаких материалов по сути у нас, к сожалению, нет. Мы сейчас работаем с Высшей квалификационной комиссией, чтобы она нам передала досье, которые там находятся в электронном виде.
Без этих материалов мы не можем двигаться дальше. Мы также обновляем анкетные данные этих судей, потому что есть такие судьи, которые более трех лет без полномочий и логично, что у кого-то могла поменяться фамилия, адрес проживания и пр.
Однако, я думаю, что до принятия Закона «О Высшем совете правосудия» сделать такое назначение мы не сможем. Это будет либо назначение, либо представление президенту, если будут Переходные положения Закона «О Высшем совете правосудия», — отметил председатель Высшего совета юстиции.