Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы привело актуальные вопросы и ответы по поводу оценки результатов служебной деятельности государственных служащих. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Если государственный служащий с марта 2022 г. до даты приказа об определении результатов выполнения задач находится в простое или отпуске без сохранения заработной платы, включать ли его в такой приказ?
Пункт 14 Порядка проведения оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23 августа 2017 г. № 640, содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, находясь в которых на момент издания указанного приказа, государственный служащий в такой приказ не включается, а определение результатов выполнения им задач не производится. Таких обстоятельств, как простой и отпуск без сохранения заработной платы в этом перечне нет.
Упомянутым пунктом Порядка определено, что определение результатов выполнения задач, утверждение заключения не проводится, если на дату принятия приказа (распоряжения) об определении результатов выполнения задач государственный служащий работает на занимаемой должности в отчетном году с определенными ему задачами менее трех месяцев. Отдельно обращаем внимание, что такой трехмесячный срок необходимо считать даты определения задач.
Следовательно, государственные служащие, которым в декабре (январе, феврале) были определены задачи, однако к моменту вынесения приказа они отсутствуют на работе в связи с простоем или отпуском без сохранения заработной платы, включаются в указанный приказ. Это же касается и государственных служащих, которые отсутствуют на работе и с которыми утрачена связь, в частности, из-за их пребывания на временно оккупированных территориях. Задания, которые не выполнены из-за такого отсутствия, согласно критериям выставления баллов, содержащихся в приложении 4 к Порядку, не подлежат оценке. В таком случае определение результатов выполнения задач производится непосредственным руководителем и руководителем самостоятельного структурного подразделения (при наличии) без оценочного собеседования, а соответствующую форму заполняет непосредственный руководитель.
2. Осуществляется ли определение результатов выполнения задач государственными служащими, которые мобилизованы, а также освобождены от должностей государственной службы в связи с участием в деятельности добровольческих формирований территориальных общин?
Согласно пункту 14 Порядка определения результатов выполнения задач, утверждение заключения не производится, если на дату принятия приказа (распоряжения) об определении результатов выполнения задач государственный служащий отсутствует на службе в связи с призывом на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состав, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятием на военную службу по контракту, в частности путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода.
Следовательно, мобилизованные государственные служащие в приказ об определении результатов выполнения задач не включаются, а в отношении тех, кто уволен в связи с подписанием контракта с добровольческим формированием территориальных общин (причислением к территориальной обороне), определение результатов выполнения задач осуществляется в порядке, предусмотренном для государственных служащих, отсутствующих на работе во время такого этапа оценки результатов служебной деятельности.
3. Кто должен издать приказ (распоряжение) в военной администрации по определению результатов выполнения задач государственными служащими: руководитель аппарата или начальник такой администрации?
Частью четвертой статьи 44 Закона Украины «О государственной службе» установлено, что заключение о результатах оценки служебной деятельности утверждается приказом (распоряжением) субъекта назначения. Кроме того, пунктами 15 и 16 Порядка предусмотрено, что для определения результатов выполнения задач субъектом назначения принимается приказ (распоряжение), а вывод утверждается приказом (распоряжением) субъекта назначения в декабре отчетного года.
Согласно части шестой статьи 15 Закона Украины «О правовом режиме военного положения» начальник военной администрации, среди прочего, назначает на должности и увольняет с должностей должностных и служебных лиц, других работников соответствующей военной администрации.
Таким образом, субъектом назначения в военной администрации является начальник этой администрации, и именно он должен издать упомянутые распорядительные акты.
4. Приказ (распоряжение) об определении результатов выполнения задач государственными служащими категории «Б» и «В» государственного органа должен быть издан 1 октября отчетного года или может быть издан позже?
Согласно пункту 13 Порядка определение результатов выполнения задач проводится в октябре – декабре за период с 1 января текущего года или с даты определения задач и ключевых показателей до даты принятия приказа (распоряжения) об определении результатов выполнения заданий. Таким образом, приказ (распоряжение) об определении результатов выполнения задач государственными служащими категории «Б» и «В» государственного органа может быть издан в период с октября по декабрь отчетного года. В то же время, для определения даты принятия такого распорядительного акта необходимо учитывать количество государственных служащих государственного органа, результаты выполнения задач которыми подлежат оценке в этом году, поскольку необходимо осуществить все этапы процедуры оценки и успеть премировать отличников в текущем отчетном году.
Отдельно обращаем внимание, что датой завершения отчетного периода является дата издания упомянутого приказа (распоряжения). В случае издания этого распорядительного акта в сентябре – отчетный период для государственных служащих этого органа завершится к началу фактического нормативно установленного периода определения результатов оценивания.
5. Могут ли быть всем государственным служащим государственного органа выставлены отличные оценки по результатам ежегодного оценивания?
Ответ: Законом и Порядком не установлено максимальное количество отличных оценок, которые могут быть выставлены государственным служащим в государственном органе. Вместе с тем, по мнению НАДС, выставление всем государственным служащим отличных оценок может свидетельствовать о формальном подходе к проведению этой процедуры, в частности, при определении задач и ключевых показателей.
6. Какое максимальное количество кредитов ЕКТС должен набрать государственный служащий в рамках индивидуальной программы во время военного положения для получения отличной и положительной оценки?
Согласно критериям выставления баллов, содержащихся в приложении 4 к Порядку, для выставления за выполненное государственным служащим задания высшего балла, а именно «4», среди прочего, таким государственным служащим должно быть пройдено профессиональное обучение в соответствии с индивидуальной программой, по результатам которого начислено не менее 0,4 кредита ЕКТС.
Критерии выставления других баллов не содержат упоминания о необходимости прохождения профессионального обучения и начисления определенного количества кредитов ЕКТС.
В период действия военного положения эти критерии выставления баллов остаются неизменными и обязательными.
7. Если для государственного служащего не составлялась индивидуальная программа, вместе с тем он качественно выполнил задание в отчетном периоде, возможно ли утвердить оценку «отлично»?
Критерии выставления баллов, содержащиеся в приложении 4 к Порядку, обязательны. Согласно этим критериям балл «4» выставить за задание возможно, если оно выполнено своевременно (заблаговременно), результат высокого качества, он достигнут с высокой степенью самостоятельности (при необходимости командной работы), инициативности, работа проводилась эффективно, с соблюдением правил нравственного поведения. При выполнении задания государственным служащим вносились предложения по другим документам или их усовершенствованию. Пройдено профессиональное обучение в соответствии с индивидуальной программой, по результатам которой начислено не менее 0,4 кредита Европейской кредитной трансферно-накопительной системы (ЕКТС).
Следовательно, если индивидуальная программа государственному служащему не была составлена, претендовать на высокий балл за выполненную задачу он не может, поскольку результаты его работы (прохождения службы) не будут соответствовать указанным критериям.
8. Если непосредственный руководитель государственного служащего занимает менее трех месяцев, имеет ли он право оценивать результаты служебной деятельности подчиненного работника?
Статьей 44 Закона Украины "О государственной службе" и Порядком предусмотрены полномочия непосредственного руководителя государственного служащего в процессе оценки. Следовательно, каждый непосредственный руководитель должен осуществлять все свои функции, предусмотренные процедурой оценивания, независимо от того, сколько времени он занимает свою должность и на каком этапе оценивания он был на такую должность назначен.
9. Если непосредственный руководитель государственного служащего уволился, а заместителя нет, кто будет определять результаты выполнения задач государственного служащего?
Ответ: в данной ситуации функции непосредственного руководителя будет осуществлять исполняющий обязанности по этой должности. Если же соответствующие функции и полномочия ни на кого не возложены, то непосредственным руководителем, а именно ближайшим руководителем, прямо подчиненным государственным служащим, становится руководитель высшего уровня (руководитель структурного подразделения или самостоятельного структурного подразделения или органа соответственно).
10. Осуществляется ли определение результатов выполнения задач государственных служащих, если в сентябре отчетного года структурное подразделение, в котором они работают, было переименовано?
Если произошло исключительно переименование структурного подразделения или должности, то изменение таких названий на процедуру оценки никак не влияет. Однако, если имеется в виду не только переименование, а изменения, которые повлекли за собой перевод государственных служащих, то в соответствии с пунктом 8 Порядка, после перевода, несмотря на то, повлек ли такой перевод изменение объема должностных обязанностей государственного служащего, процедура оценивания, которая продолжалась до перевода, прекращается и должна начаться новая процедура оценки.
11. Если работник назначен на должность государственной службы в сентябре, необходимо ли определять ему задачу на текущий отчетный год?
Согласно пункту 12 Порядка, задачи на текущий отчетный год определяются в январе-сентябре этого года в течение 10 рабочих дней с момента назначения лица на должность государственной службы. Вместе с тем, если указанный срок определения задач истекает в октябре отчетного года, задачи на текущий отчетный год, если их не успели определить в сентябре, устанавливать не нужно.
12. Подлежат ли оценке результаты служебной деятельности государственных служащих категории «Б» и «В», находящиеся вне штата государственного органа?
Согласно части первой статьи 44 Закона Украины «О государственной службе», а также пунктам 12 и 14 Порядка, определение задач, определение результатов выполнения задач и утверждение вывода о результатах оценки должно быть осуществлено у всех государственных служащих, работающих на занимаемых должностях (с учетом условий, предусмотренных приведенными положениями законодательных актов). Следовательно, отнесение должности категории "Б" или "В" за штат государственного органа никоим образом не препятствует определению результатов служебной деятельности государственного служащего, находящегося на такой должности.
13. Если во время эвакуации со временно оккупированных территорий были утрачены задачи государственного служащего, а восстановление таких задач невозможно, как осуществлять определение результатов выполнения задач в отношении этого государственного служащего?
В данной ситуации из-за потери базового документа процедуры оценки определения результатов выполнения задач таким государственным служащим в текущем отчетном периоде не проводятся. В сведениях об оценке результатов служебной деятельности (приложение 3 к личной карточке государственного служащего) должна быть произведена соответствующая отметка, а именно указана причина прекращения оценки.
14. Целесообразно ли проводить определение результатов выполнения задач государственными служащими в государственном органе, где проходит реорганизация или ликвидация?
Статья 44 Закона содержит императивные нормы, предусматривающие обязательную ежегодную оценку результатов служебной деятельности государственных служащих. Вместе с тем, порядок содержит условия, при которых такая оценка прекращается или не проводится. В то же время перечень упомянутых условий не содержит ни реорганизацию, ни ликвидацию государственного органа. Таким образом, государственные органы, в которых происходят упомянутые процедуры, проводят оценку в соответствии с Порядком. Если в ходе реорганизации или ликвидации государственного органа государственный служащий во время одного из этапов оценки будет уволен или переведен на другую должность, то согласно пункту 8 Порядка такая оценка прекратится.
15. Правомерно ли выставить государственному служащему отличную оценку, если в отчетном периоде на него было наложено дисциплинарное взыскание?
Согласно критериям выставления баллов, содержащихся в приложении 4 к Порядку, отличная оценка, а именно балл «4» выставляется если задание выполнено своевременно (заблаговременно), результат высокого качества, он достигнут с высокой степенью самостоятельности (при необходимости командной работы), инициативности, работа проводилась эффективно, с соблюдением правил нравственного поведения. При выполнении задания государственным служащим вносились предложения по другим документам или их усовершенствованию. Пройдено профессиональное обучение в соответствии с индивидуальной программой, по результатам которой начислено не менее 0,4 кредита Европейской кредитной трансферно-накопительной системы (ЕКТС).
Таким образом, если наложенное на государственного служащего дисциплинарное взыскание не касается установленных ему задач, а также соблюдения им правил нравственного поведения, такое взыскание не препятствует получению этим государственным служащим отличной оценки по результатам оценки его служебной деятельности.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.