Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Депутатам могут запретить выезд за пределы Украины и привлекать к уголовной ответственности по-новому.
Так, 5 декабря 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5487 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины)».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Оксана Сыроид, Олег Березюк и Ирина Подоляк.
Депутатская неприкосновенность: «что к чему»
Согласно ст. 80 Конституции Украины, народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность.
Содержание этой гарантии является таким:
1) народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету — «индемнитет»;
2) народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы — «неприкосновенность».
Конституция Украины не устанавливает никаких специальных гарантий неприкосновенности депутата или его имущества, кроме изложенных в ст. 80.
Соответственно, установление самими депутатами за закон таких дополнительных гарантий, к тому же, на уровне, что фактически означает «иммунитет» от осуществления соответствующих мероприятий (аналогично «иммунитету» от привлечения к уголовной ответственности или задержания, или ареста), является признаком злоупотребления институтом неприкосновенности с целью избежания ответственности, в т.ч. уголовной.
Учитывая это, ч. 2 ст. 27 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» и ч. 3 ст. 482 УПК, которыми установлена необходимость получения согласия Верховной Рады Украины на проведение в отношении народного депутата Украины следственных (розыскных действий), в т.ч. негласных, необоснованно расширяют гарантии депутатской неприкосновенности, определенные в Конституции Украины.
Должностным лицам — защита больше
Как говорится в пояснительной записке, неприкосновенность должностных лиц является гарантией более высокого уровня по сравнению с неприкосновенностью, которая устанавливается для всех лиц, что соответствует принципу равенства прав и свобод граждан и их равенства перед законом (ст. 24 Конституции Украины). Поэтому, если права и свободы человека и гражданина, а также гарантии этих прав и свобод (в т.ч. дополнительные гарантии неприкосновенности личности) определяются исключительно законами Украины (п. 1 ст. 92 Конституции Украины), то гарантии высшего уровня (для депутатов, судей и других должностных лиц), поскольку они допускают исключение из общего принципа равенства прав и свобод граждан и их равенства перед законом, должны по логике определяться исключительно Конституцией».
В дальнейшем эта позиция была неоднократно подтверждена Конституционным Судом Украины. Например, в п. 3 мотивировочной части Заключения №3-в/2000 от 5 декабря 2000 года: «Гарантии депутатской неприкосновенности являются определенными исключениями из общего конституционного принципа равенства прав и свобод граждан и их равенства перед законом. Поэтому, в отличие от гарантий личной неприкосновенности человека, которые определяются Конституцией Украины (ст. 29) и законами Украины (п. 1 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины), гарантии неприкосновенности народных депутатов Украины, как и других должностных лиц, должны определяться исключительно Конституцией Украины».
«На практике существование необоснованно расширенных гарантий депутатской неприкосновенности приводит к тому, что органы предварительного расследования лишены легальных мер для осуществления досудебного расследования. Например, проведение негласных следственных действий, связанных с нарушением тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, не будет иметь эффективности после того, как лицо, в отношении которой они применяются, о них узнает», — отмечают народные депутаты.
Уголовная ответственность, задержание и арест должностных лиц
Согласно последним изменениям в Конституцию Украины (в части правосудия), предоставление согласия на задержание и арест судьи Конституционного Суда Украины возложено на Конституционный Суд Украины, а предоставление согласия на задержание и арест судьи суда общей юрисдикции — на Высший совет правосудия. Предлагаемые в проекте нормы приводят в соответствие к Конституции Украины норм Закона «О регламенте Верховной Рады Украины» в этой части.
Практика рассмотрения представлений о привлечении к уголовной ответственности, задержании и аресте народных депутатов беспрекословно свидетельствует о том, что существующий механизм является неэффективным. В проекте предлагается упростить процедуру внесения представления, в частности, убрать нормы о предоставлении письменного объяснения депутатом, в отношении которого внесено представление, и упростить процедуру рассмотрения комитетом по вопросам регламента такого представления. Упрощение процедуры внесения и рассмотрения представления отменяет необходимость получения согласия Верховной Рады на пленарном заседании.
Возложенная защита депутатов госстороной
Целью депутатской неприкосновенности является создание надлежащих условий для выполнения возложенных на народных депутатов Украины государством обязанностей и защиту от незаконного вмешательства в их деятельность, т.е. избежание политических преследований. Верховная Рада Украины должна подтвердить, что вопросы привлечения к уголовной ответственности, задержания или ареста не является политически мотивированным, а не исследовать факты и доказательства, что является исключительно задачей суда. Фактически нынешняя процедура предоставления согласия Верховной Радой Украины на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата дает возможность такому депутату бежать с Украины и избежать уголовной ответственности.
Для предотвращения случаев выезда за границу народных депутатов, в отношении которых внесено представление о привлечении к уголовной ответственности, задержанию или аресту, в законопроекте предложено ввести для таких случаев ограничение по выезду такого народного депутата Украины к рассмотрению Верховной Радой соответствующего представления относительно него.
Что предлагается законопроектом
Целью проекта закона является упрощение процедуры предоставления согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержанию и аресту народного депутата и приведения этой процедуры в соответствие до пределов, установленных Конституцией Украины.
В проекте Закона предложено внести изменения в Закон Украины «О статусе народного депутата», Закон Украины «О порядке выезда Украины и въезда в Украину граждан Украины», Закон Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины», Уголовный процессуальный кодекс Украины.
Предлагается внести такие изменения и дополнения в законодательную базу, изложив следующее:
Также предлагается урегулировать вопрос с правом народного депутата на выезд из Украины в случае:
Какие вопросы предлагается урегулировать
В частности, предложено:
Более подробно о правах и защите депутатов по ссылке.
Верховенство права над депутатами
Принятие проекта обеспечит соблюдение принципов верховенства права, равенства перед законом, уменьшения общественного напряжения, которая порождена практической невозможностью привлечения народного депутата Украины к уголовной ответственности.
В то же время принятие данного законопроекта ликвидирует коррупционные риски, возникающие в связи с рассмотрением регламентным комитетом представления о снятии депутатской неприкосновенности.