По данным Госкомстата, в 2013 году машиностроение принесло Украине около 19% экспортной выручки. Но практически все машиностроение «может пойти под нож» от невыгодных условий торговли с ЕС буквально за 4-5 лет. Об этом заявил Премьер-министр Украины Николай Азаров во время заседания Кабинета Министров Украины 15 января 2014 г.
Во-первых, по его словам, потому что внедрение стандартов в этой области требует колоссальных средств и многолетней модернизации производства, но никто в Евросоюзе не собирается покупать украинские локомотивы, вагоны, автомобили, краны, компрессоры и т.п.
Во-вторых, отметил Николай Азаров, ждать, пока Украина подтянется, никто не будет. По его словам, Украина сразу же откроет границы и для европейской бытовой техники, и автомобилей, и оборудования, что было в употреблении - по цене транспортировки и монтажа на новом месте.
В то же время, подчеркнул Глава Правительства, мы можем импортировать к себе европейскую безработицу: «Там заводы будут выпускать технику для продажи в Украине, а у нас производства будут закрываться».
По его словам, под вопросом и технические вузы, поскольку готовить специалистов для «отверточной сборки» в вузах нет необходимости.
«Понятно, что мы должны разработать защиту и от такого развития событий», - подчеркнул Николай Азаров.
Он также обратил внимание на то, что изменение правил функционирования рынка электроэнергии Украины в условиях зоны свободной торговли с ЕС может привести к росту цен на электроэнергию на внутреннем рынке для всех типов потребителей, с опережающей динамикой роста цен для населения.
«А это лишает перспективы вообще всю промышленность , поскольку большие объемы производства электроэнергии и относительно невысокая цена на нее сегодня - одна из главных индустриальных конкурентных преимуществ Украины. Наша задача - укреплять это преимущество в течение как можно более длительного времени», - подчеркнул Николай Азаров.