Какие нововведения предусматривает законопроект №5184 «О дорожном движении и его безопасности»?
В частности, он предусматривает обязательное регулярное обслуживание транспортного средства владельцев.
Владельцев транспортного средства (далее — ТС) на уровне закона могут обязать регулярно обслуживать надлежащие им автомобили. Это с одной стороны может показаться очевидной истиной, просто прописанной в документе, — ведь и так каждый владелец старается регулярно производить необходимые ремонтные работы. Но с юридической стороны — все верно. Ведь нередко водители задают вопрос механикам СТО: «А сколько я еще могу так поездить?», оттягивая необходимую замену дорогостоящей детали.
Но еще есть категория водителей, которые доводят машину до скрипа и грохота, а потом просто ее продают. Очевидно, что в случаях, когда владелец относится к своим обязанностям безответственно, следует предусматривать ответственность за состояние ТС по закону. Если автомобиль попал в ДТП, а причиной этому стал, например, изношенный тормозной диск, которому незадачливый автослесарь предрекал «светлое будущее», то владелец понесет ответственность согласно действующим кодексам.
Спорный момент: авторы законопроекта предлагают всем производителям, дистрибьюторам и поставщикам ТС обеспечить сети авторизованных и даже неавторизованных СТО информацией об идентификации, ремонте и обслуживании поставляемых им ТС. Сделать это предложено с целью обеспечения своевременного и полноценного обслуживания ТС. Относительно дилерских автомастерских все просто — они и так обязаны иметь необходимое программное и информационное обеспечение, а также оборудование для своей марки. Но вот как быть с неавторизованными станциями? Ведь частный предприниматель, арендующий, например, гараж или бокс, часто не в силах приобрести универсальное ПО типа ESI[tronic], не говоря о том, что для его использования необходимы навыки и понимание принципов работы.
Производители обычно продают документацию на конкретные модели или их линейки дилерам, а стоит такая информация недешево. Опять-таки, недостаточно иметь подборку книг или электронный справочник — нужно провести обучение персонала для того, чтобы ремонт был произведен квалифицированно. А еще часто нужен специнструмент и оборудование. Как быть в такой ситуации универсальным небольшим СТО и импортерам? Производители вряд ли согласятся отдавать закрытую информацию «просто так», а если станут предлагать за деньги, то не факт, что каждая небрендированная мастерская будет в силах обеспечить себя заводской литературой на несколько десятков марок автомобилей. Вероятно, этот момент в будущем следует доработать или уточнить.
Переоборудование ТС
Относительно переоборудования многие моменты остаются в привычном виде, кроме списка работ, которые нужно согласовывать с производителем или уполномоченным органом (важно наличие этого «или», ведь в одном из законопроектов его нет). Вот полный список работ, при которых будет требоваться согласование: изменения конструкции, приводящие к изменению полной массы и ее распределению по осям; размещение центра тяжести, типа двигателя, его массы и мощности, колесной базы или колесной формулы, системы тормозного и рулевого управления и трансмиссии, подвески, колес, аварийных выходов автобусов, мощности электропотребителей, специального оборудования транспортных средств для перевозки детей (школьников), лиц с ограниченными физическими возможностями, опасных грузов, а также изменение функций тахографа, ограничителя скорости, электронных систем управления работой двигателя и движения автомобиля.
С чем будет проще, так это с установкой газобалонного оборудования автомобиля (далее — ГБО). Если вес всего газобаллонного оборудования для легкового автомобиля не превышает 100 кг, то его не нужно будет вписывать в техпаспорт, кроме случаев, когда автомобиль планируется эксплуатировать за границей. Разумеется, устанавливать ГБО в любом случае получат право только станции, имеющие необходимые разрешения, а на автомобиль будет оформлен специальный «формуляр ТС с ГБО». Если же газовое оборудование тяжелее, то тогда процедура останется такой, как сейчас — свидетельство о регистрации придется менять.
Читайте также: «Автореформа: как украинцы будут сдавать на права» и «Кто же будет бороться с хаосом на дорогах?».