С ростом прожиточного минимума зарплаты больше расти не будут: Рада приняла законопроект Третьяковой за основу

11:45, 2 июня 2021
Верховная Рада приняла за основу законопроект Третьяковой о том, чтобы с ростом прожиточного минимума не росли заработные платы, и о введении системы налогообложения доходов домохозяйств.
С ростом прожиточного минимума зарплаты больше расти не будут: Рада приняла законопроект Третьяковой за основу
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

2 июня Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект 3515 авторства Галины Третьяковой, главы Комитета ВР по налоговой политике Даниила Гетманцева и др. депутатов «Слуги народа» о реформе прожиточного минимума и минимальной зарплаты.

За – 253 депутата.

В ходе доклада в сессионном зале Галина Третьякова пояснила, почему предлагается отвязать прожиточный минимум от заработной платы.

«Это нужно затем, что когда Рада и бюджет хотят поднять прожиточный минимум, то одновременно поднимаются и заработные платы. Поэтому, когда мы поднимаем прожиточный минимум, растут зарплаты.

У нас сегодня финансовая ловушка. Мы не можем увеличивать прожиточный минимум, поскольку есть такая привязка.

Государство сегодня не может себе этого позволить», - пояснила Третьякова. То есть она предлагает, чтобы с ростом прожиточного минимума зарплаты не увеличивались. 

«Я хочу, чтобы у общества не было иллюзий, что этот проект повышает прожиточный минимум. Он лишь создает основы для такого повышения», - добавила Третьякова.

Итак, реформа коснется системы оплаты труда как госслужащих, так и обычных граждан. «Збільшення розміру прожиткового мінімуму призводить до необхідності проведення автоматичного перерахунку заробітної плати працівників бюджетної сфери та вишукання додаткових видатків бюджетів», - отмечается в пояснительной записке.

Впрочем, распространяться закон будет не только на «бюджетников». По сути, нижнюю планку для зарплат обычных граждан «отвяжут» от прожиточного минимума.

Во-первых, прожиточный минимум после вступления в силу нового закона не будет применяться как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и других выплат.

Во-вторых, в Кодексе законов о труде предлагается убрать норму о том, что размер минимальной зарплаты не может быть ниже, чем размер прожиточного минимума (статья 95).

Из статьи 96 КЗоТ исчезает норма о том, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не менее прожиточного минимума.

Вместо этого Третьякова, Гетманцев и другие авторы предлагают прописать, что минимальный должностной оклад (тарифная ставка) работников предприятий, учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, устанавливается в размере не менее минимального размера должностного оклада, установленного на 1 января календарного года для соответствующих категорий работников.

Что касается небюджетной сферы, то есть обычных людей, то минимальный оклад (тарифная ставка) или иная минимальная базовая величина в системах оплаты труда работников предприятий, учреждений и организаций определяются в размере не менее 50 процентов минимальной заработной платы, определенной в соответствии с законом.

Соответствующие изменения вносятся в Закон Украины «Об оплате труда».

Так, в статье 9 (Условия определения размера минимальной заработной платы) предлагается указать, что размер минимальной заработной платы определяется с учетом:

  • потребностей работников и их семей;
  • среднего уровня заработной платы;
  • размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, рассчитанного в соответствии со статьей 5 Закона «О прожиточном минимуме»;
  • прогнозируемого индекса потребительских цен;
  • уровня занятости, производительности труда, финансовых возможностей государственного бюджета, других экономических факторов;
  • уровня налогов, обязательных сборов и взносов;
  • социальных выплат.

Также предлагается переформулировать статью 10 Закона о том, что размер минимальной заработной платы не может быть уменьшен в случае уменьшения размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, оставив просто – что «размер минимальной зарлпаты не может быть уменьшен».

Прожиточный минимум по-новому

Согласно переходным положениям закона Кабинет министров до 1 октября 2020 должен будет разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады проекты законодательных актов относительно:

  • установления необлагаемого минимума доходов граждан на уровне прожиточного минимума, утвержденного в законе о Госбюджете на соответствующий год;
  • введения системы налогообложения доходов домохозяйства в части, превышающей размер прожиточного минимума всех членов домохозяйства.

Для начала напомним, как закон в части определения термина «прожиточный минимум» звучит на данный момент.

Прожиточный минимум – стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров  и минимального набора, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.

Прожиточный минимум определяется нормативным методом в расчете на месяц на одного человека, а также отдельно для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения:

  • детей в возрасте до 6 лет;
  • детей в возрасте от 6 до 18 лет;
  • трудоспособных лиц;
  • лиц, утративших трудоспособность.

К трудоспособным лицам относятся лица, не достигшие установленного законом пенсионного возраста.

К лицам, утративших трудоспособность, относятся лица, достигшие установленного законом пенсионного возраста, лица, достигшие пенсионного возраста, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях, и неработающие лица, признанные лицами с инвалидностью в установленном порядке.

Прожиточный минимум, установленный для лиц, которые согласно законодательству подлежат обязательному государственному социальному страхованию, увеличивается на сумму обязательных платежей.

Как предлагает прописать эту норму (статью 1 Закона Украины «О прожиточном минимуме») Галина Третьякова и остальные депутаты:

Прожиточный минимум – приемлемый уровень затрат, который позволяет поддерживать достаточный уровень жизни человека, присущий обществу.

Прожиточный минимум устанавливается на одного человека.

На этом, собственно, все.

Также предлагается изменить сферу применения прожиточного минимума и совсем исключить статью 3 о принципах формирования наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Порядок расчета прожиточного минимума

На данный момент согласно статье 4 закона, прожиточный минимум устанавливается Кабмином после проведения научно-общественной экспертизы сформированного набора продуктов питания, набора непродовольственных товаров и набора услуг. Порядок проведения научно-общественной экспертизы устанавливается на принципах социального партнерства и утверждается КМУ.
Прожиточный минимум на одного человека, а также отдельно для тех, кто относится к основным социальным и демографическим группам населения, ежегодно утверждается Верховной Радой в законе о Госбюджете.

Авторы законопроекта предлагают изложить эту статью следующим образом:

Прожиточный минимум устанавливается в процентном соотношении к среднемесячной заработной плате в Украине за год, предшествующий году формирование Государственного бюджета на следующий год, с учетом прогнозного уровня инфляции текущего года.

Процентное соотношение размера прожиточного минимума к среднемесячной заработной плате составляет не менее:
в 2021 году - 40 процентов;
в 2022 году - 41 процента;
в 2023 году - 42 процентов;
в 2024 году - 43 процентов;
в 2025 году - 44 процентов;
в 2026 году - 45 процентов;
в 2027 году - 46 процентов;
в 2028 году - 47 процентов;
в 2029 году - 48 процентов;
в 2030 году - 49 процентов;
в 2031 году - 50 процентов.

Прожиточный минимум ежегодно утверждается Верховной Радой в законе о Государственном бюджете.

Если фактический размер прожиточного минимума в течение трех месяцев превышает более чем на 10 процентов размер утвержденного прожиточного минимума, КМУ на основе мониторинга выполнения Госбюджета рассматривает вопрос о повышении размера прожиточного минимума.

Также предусмотрено изменить порядок мониторинга. Так, для наблюдения за динамикой уровня жизни в Украине на основе статистических данных орган исполнительной власти, обеспечивающий систематическое исследование расходов домохозяйств, проводит опросы домохозяйств относительно фактических расходов на продукты питания, непродуктовые товары, услуги, уход за детьми и процентного размера сбережений в структуре расходов домохозяйств.

Для целей настоящего Закона под домохозяйством понимается декларируемое экономическое объединение одного/двух/нескольких лиц, ведущих совместный учет доходов и расходов, облагаемых налогом на доходы физических лиц.

Изменения для расчета штрафов и внедрение административного сбора

Также предлагается по-другому рассчитывать санкции. Так, в Кодексе об админправонарушениях предусмотрено, что для квалификации административных правонарушений применяется расчетная единица, установленная законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Денежное взыскание устанавливается в виде штрафной ставки, что составляет 2% расчетной единицы.

Что касается УПК, ГПК, КАСУ и ХПК, то там также предлагается прописать, что размер штрафа и денежного взыскания устанавливается в виде штрафной ставки, которая составляет 2% расчетной единицы, установленной законом о Государственном бюджете на соответствующий год.

В ряд законов, касающихся госпошлины, вносятся изменения, по которым размер административных сборов и порядок их взимания определяются Кабинетом Министров. Также предусматривается, что «указанный размер регулярно пересматривается с учетом экономического значения предоставленной услуги, в частности необходимости покрытия стоимости ее предоставления».

Переходные положения

Предусмотрено, что закон в случае его принятия вступает в силу с 1 января 2021, кроме отдельных норм.

Показатели прожиточного минимума, рассчитанные в соответствии с новым законом, применяются в процентном соотношении к прожиточному минимуму для системы налогообложения доходов домохозяйств, для установления минимального размера пенсии по возрасту в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в размере 44 процентов в 2021 году с обеспечением ежегодного его увеличения на 2 процентных пункта до достижения 100 процентов.

При наличии экономических оснований этот процентный показатель может быть пересмотрен Верховной Радой.

Для назначения помощи согласно Закону «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» применяется уровень обеспечения прожиточного минимума, который ежегодно определяется законом о Государственном бюджете.

Также предписывается исключить пункты 3 и 5 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2017, № 2, ст. 25; 2018, № 32, ст. 242).

Кроме того, устанавливается, что прожиточный минимум после вступления в силу настоящего Закона не применяется как расчетная величина для определения должностных окладов и заработной платы работников и других выплат.

До внесения изменений в законы Украины относительно неприменения прожиточного минимума как расчетной величины он применяется в размере, соответствующем минимальному размеру должностного оклада, установленного на 1 января календарного года для соответствующих категорий работников.

Кабинет Министров до 1 октября 2020 должен будет разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады проекты законодательных актов относительно:

  • установления необлагаемого минимума доходов граждан на уровне прожиточного минимума, утвержденного в Законе о Государственном бюджете на соответствующий год;
  • введения системы налогообложения доходов домохозяйства в части, превышающей размер прожиточного минимума всех членов домохозяйства;
  • замены прожиточного минимума для трудоспособных лиц, который используется для определения размеров ставок судебного сбора, на предложенную проектом расчетную единицу;

3) до 2025 года:

  • обеспечить создание органа исполнительной власти, деятельность которого будет направлена ​​на систематическое исследование расходов домохозяйств;
  • утвердить методологию формирования прожиточного минимума, расчет которой будет базироваться на фактических затратах домохозяйств.

Напомним, что ранее Галина Третьякова в интервью «РБК» пояснила, зачем нужно налогообложение домохозяйств.

«По поводу домохозяйств. У нас есть плохая норма в Хозяйственном кодексе, что предпринимательскую деятельность физическое лицо не может вести без регистрации. Я считаю, что может. Хозяйственную и предпринимательскую деятельность мы должны отождествить с экономической деятельностью. Европа не разделяет эти понятия.

Сейчас мы готовим законопроект о домохозяйствах. В нем мы определим, кто такой глава домохозяйства. Кто несет ответственность за декларирование доходов?

Мы даже в своих национальных счетах не учитываем рабочие места, где люди заняты в домашнем труде. А у нас их достаточно большое количество людей. Еще у нас есть дискуссия по такси, надо ли регистрировать этот вид деятельности.

Эти доходы, которые есть в семье, можно облагать налогом в составе домохозяйств. Это должна быть система, похожая на упрощенную, но без регистрации ФОП и оформления трудовых отношений».

На вопрос о том,  захотят ли домохозяйства платить такой налог, Третьякова отмечает следующее.

«Мы исходим из того, что каждый должен платить налоги, если в Конституции мы задекларировали социальное государство. Без уплаченных налогов его не существует. Чтобы человек хотел платить налоги, он должен четко понимать, что ему дает государство.

Итак, какой стимул? Если я заплатила соседке за то, что она у меня убрала дома, нужно ли эту сумму декларировать и как именно. Это так называемые семейные доходы. Некоторые экономисты говорят, что надо все фиксировать. Я говорю, что не надо. И Европа так не делает. Но там есть устойчивые расходы, которые разрешается домохозяйствам относить на расходную часть, таким образом налогообложение домохозяйства приближается к налогообложению юридического лица.

Задача как раз в том, чтобы создать систему налогообложения домохозяйства и вернуть им НДФЛ, который платит кормилец. Тем самым он сможет обеспечить себестоимость проживания людей в домохозяйстве. Тогда мы будем стимулировать не социальные трансферты, забирать налоги и передавать их кому-то, кто в них нуждается.

Мы держим 40% домохозяйств на игле коммунальных субсидий, вместо того, чтобы вернуть переплаченный НДФЛ на себестоимость содержания каждого члена домохозяйства, не забирая этот налог через чиновничью систему и управления социальной защиты населения. Таким образом Китай простимулировал кормильца семьи зарабатывать больше. И не прятать в «тень» свои доходы, поскольку ему возвращают налоги на себестоимость содержания членов домохозяйств».

«Надо было заразить этой идеей органы власти, Министерство социальной политики, правительство. Чтобы реформа состоялась, сначала надо принять закон о прожиточном минимуме, потом – закон о домохозяйствах. И потом – изменения в Налоговый кодекс.

Есть план создать такую систему налогообложения домохозяйства, чтобы она была на уровне с упрощенной, но не нуждалась в регистрации.

Надо вывести неформальный труд в «белую», создав условия, которые для домохозяйств будут приравнены к упрощенной системе налогообложения».

«Для этого мы должны ввести понятие домохозяйство, которому мы будем возвращать налоги. При этом должны быть подключены косвенные методы контроля расходов, чтобы убрать несправедливость», - заявила представительница «Слуги народа».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Данило Гетманцев
    Данило Гетманцев
    голова Комітету Верховної Ради України з питань фінансів, податкової та митної політики
  • Михайло Ніколаєв
    Михайло Ніколаєв
    суддя Господарського суду Чернівецької області
  • Сергій Чванкін
    Сергій Чванкін
    голова Київського районного суду м. Одеси