23 сентября Верховная Рада с боем, но приняла закон об олигархах (законопроект 5599).
Впрочем, касается он не только олигархов. Под действие закона попадают и госслужащие категории «А» и «Б», и судьи, и помощники судей, народные депутаты, директор НАБУ, Генеральный прокурор и так далее.
Однако предусматривается ли новым законом реальная ответственность для них за нарушение закона об олигархах? В этом вопросе разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Отметим, что за основу при анализе мы брали текст, опубликованный на сайте парламента в редакции Комитета (рекомендованный ко второму чтению с учетом поправок).
Когда вступит в силу
Итак, закон рассчитан на 10 лет.
При этом закон различает моменты вступления в силу и введения в действие. Введение в действие произойдет через 6 месяцев после вступления закона в силу.
Однако в этот период, 6 месяцев, если у лиц, указанных в законе, будут какие-либо контакты с олигархами или их представителями, они уже должны быть готовы подать декларацию. Даже если они просто переписывались по электронной почте с человеком, который мог иметь отношение к тому или иному олигарху.
После введения закона в действие у них будет 14 дней для того, чтобы подать декларацию о контактах.
«Игра в квача», или после общения с кем придется подать декларацию
Ко второму чтению в законе появилось понятие «представитель олигарха». То есть, теперь не только общение с олигархом, но и с его представителем может привести к ответственности в случае неподачи декларации.
При этом к «представителю олигарха» можно отнести любого человека, который представится от его имени. По крайней мере, так записано в законе:
«Представитель олигарха – физическое лицо, которое проводит встречи (беседы), общение по телефону или средствами электронной связи с публичными служащими от имени и/или в интересах лица, включенного в Реестр».
Самое интересное, что хотя в законе и прописали обязанность для представителя сообщить, что он именно представитель, а не просто «проходил мимо», однако если он не уведомил публичного служащего об этом (и тот не догадался), то публичному служащему все равно грозит ответственность. Другой вопрос, реальная ли это ответственность, но об этом позже.
Как и кто подает декларацию о контактах
Итак, согласно статье 8 нового закона в случае контакта публичного служащего с лицом, включенным в Реестр олигархов, или его представителем такой публичный служащий обязан подать декларацию о контактах. Нарушение обязанности представления декларации о контактах является основанием для привлечения лица к политической и/или дисциплинарной ответственности.
Под контактом с лицом, включенным в Реестр, или его представителем понимается встреча и разговор (в том числе онлайн), общение по телефону или средствами электронной связи любого содержания, кроме:
Лица, включенные в Реестр, и их представители обязаны перед началом общения уведомить публичных служащих о факте включения их или лиц, которых они представляют, в Реестр.
Однако такое неуведомление со стороны олигарха или его представителя не освобождает публичного служащего от ответственности за непредоставление декларации о контактах.
Таким образом, если публичный служащий даже не догадывался, с кем он общается, ему все равно нужно подавать декларацию.
Примечательно, что информация о встрече или любом другом общении с олигархом или представителем будет публичной и доступной для просмотра любому человеку. Поскольку она будет вноситься в открытый Реестр.
Декларация о контактах подается не позднее следующего дня после контакта с лицом, включенным в Реестр, или его представителем путем заполнения электронной формы на официальном сайте Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Обязанность представления декларации о контактах распространяется на:
1) Президента Украины, спикера Верховной Рады Украины, его первого заместителя и заместителя, народного депутата Украины, премьер-министра, первого вице-премьера, вице-премьеров, министра, его заместителя, председателя Службы безопасности Украины и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, председателя Национального банка и его заместителей;
2) судей Конституционного Суда Украины, судей;
3) руководителя постоянно действующего вспомогательного органа, образованного Президентом Украины, его заместителей;
4) председателя и членов Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, председателя и государственных уполномоченных АМКУ, уполномоченных по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок, членов Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, председателей и членов других государственных коллегиальных органов, председателя и членов Высшего совета правосудия;
5) секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместителей;
6) председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины и его заместителей, председателя Фонда государственного имущества Украины и его заместителей, председателя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и его заместителей, директора Национального антикоррупционного бюро Украины и его заместителей, директора Государственного бюро расследований и его заместителей, директора Бюро экономической безопасности Украины и его заместителей, председателя Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, и его заместителей;
7) Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
8) государственных служащих, занимающих должности государственной службы категорий «А» и «Б»;
9) председателей местных государственных администраций, их первых заместителей и заместителей;
10) военнослужащих Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, которым присвоены воинские звания высшего офицерского состава;
11) лиц начальствующего состава правоохранительных органов и работников других органов, которым присвоены высшие специальные звания;
12) лиц, занимающих должности патронатной службы Президента Украины, в Офисе Президента Украины, в Аппарате СНБО, председателя Верховной Рады Украины, его первого заместителя и заместителя, секретариатов депутатских фракций (депутатских групп) в Верховной Раде Украины, руководителя аппарата Верховной Рады Украины, премьер-министра Украины и других членов Кабинета Министров Украины, а также помощников-консультантов народных депутатов Украины, помощников и научных консультантов судей Конституционного Суда Украины, помощников судей, лиц, занимающих должности патронатной службы в других государственных органах. Положения настоящего пункта распространяется на соответствующих лиц независимо от того, занимают они такие должности на общественных началах или соответствующие должности включены в штатное расписание государственного органа;
13) руководителей государственных предприятий, руководителей предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов акций (долей) принадлежит государству.
Какая ответственность
Но самое интересное это, конечно, ответственность для тех, кто не подаст декларацию о контактах. Ведь ко второму чтению перечень лиц, подпадающих под нормы закона, значительно расширили.
В частности, в нем появились госслужащие категории «Б», то есть, это и заместители руководителей госорганов, юрисдикция которых распространяется на территорию одной или нескольких областей, одного или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения; руководители и заместители руководителей структурных подразделений государственных органов независимо от уровня юрисдикции таких госорганов и др. К примеру, это начальники территориальных управлений Государственной судебной администрации в областях.
Впрочем, для того, чтобы ответственность была реальной, она должна быть предусмотрена профильным законом, в частности, как основание для дисциплинарного взыскания, увольнения и пр.
Однако закон об олигархах такую ответственность предусматривает далеко не по всем категориям лиц, которые должны подавать декларацию о контактах.
Что для судей, чиновников, прокуроров и правоохранителей?
Так, если в законе об СБУ прописывается прямо, что глава Службы безопасности Украины, его заместители подлежат увольнению в случае нарушения требований закона об олигархах в части предоставления, соблюдения сроков представления декларации о контактах, то в законы «О судоустройстве и статусе судей», «О Конституционном Суде Украины» в части, к примеру, оснований для начала процедуры привлечения к ответственности судей, помощников судей, консультантов в КСУ, такие изменения не внесены.
Очевидно, что касается судей – тут авторам закона «помешала» Конституция Украины.
Впрочем, нарушение закона об олигархах, к примеру, неподача декларации о контактах может стать основанием для увольнения члена Высшего совета правосудия. По крайней мере, такие изменения предусмотрели в законе о ВСП в части запрета быть кандидатом в состав ВСП и в части оснований для увольнения действующих членов ВСП.
Что касается госслужащих категории «А» и «Б», то тут ответственность дисциплинарная (прямо об увольнении речь не идет).
Так, вносятся изменения в часть 2 ст. 65 Закона Украины «О государственной службе». Эта часть дополнена пунктом 9-1 следующего содержания:
…Дисциплинарным проступком являются:….
9-1) нарушение требований Закона об олигархах в части предоставления, соблюдение сроков представления декларации о контактах государственным служащим, занимающим должность государственной службы категории «А» или «Б».
Относительно прокуроров, то тут также возникает вопрос – ведь в законе прямо идет речь лишь об ответственности для Генерального прокурора и его заместителей. Хотя декларацию должны подавать, кроме них и «лица начальствующего состава правоохранительных органов».
Так, в Законе Украины «О прокуратуре» прописывается, что заместитель Генерального прокурора увольняется с должности в случае нарушения требований Закона об олигархах в части предоставления, соблюдение сроков представления декларации о контактах.
Кроме того, нарушение требований Закона в части предоставления, соблюдение сроков представления декларации о контактах является основанием для принятия Верховной Радой решения о выражении недоверия Генеральному прокурору и подачи Президентом Украины письменного представления о даче согласия на увольнение с должности Генерального прокурора.
Иные изменения в закон о прокуратуре не вносятся, поэтому неясно, могут ли прокуроры «вздохнуть спокойно».
Что касается других публичных служащих, то непосредственно законом об олигархах в Законе «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» прописывается, что Верховная Рада принимает решение об увольнении Уполномоченного, если тот нарушит закон об олигархах, не подаст или опоздает с декларацией.
Аналогично, нарушение закона является прямым основанием для увольнения главы Фонда госимущества и его заместителей. Подобные изменения вносятся и в законы об Антимонопольном комитете, о Национальном банке Украине, Центральной избирательной комиссии, Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания, о центральных органах исполнительной власти, о Кабмине, о Счетной палате и о Государственном бюро расследований.
В Законе о НАБУ появляется новое основание для увольнения директора НАБУ и его заместителей – непредоставление или нарушение срока предоставления декларации о контактах.
СНБО – двигатель деолигархизации
Законом расширяется компетенция Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Именно он принимает решение о признании лица олигархом, а также об исключении лица из Реестра олигархов. Также СНБО ведет Реестр олигархов.
При этом ответственность за нарушение закона для СНБО не предусмотрена – только для его аппарата, и то, значительно размытая.
«Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместители несут ответственность за нарушение требований Закона», - сказано в новом законе. Какую именно ответственность – не уточняется.
Что грозит олигархам
Решение СНБО о признании лица олигархом вводится указом Президента.
В законе о защите экономической конкуренции прямо прописывается, что органы Антимонопольного комитета Украины начинают рассмотрение дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции по факту включения лица, являющегося собственником (учредителем), бенефициаром собственника (учредителя), контроллером собственника (учредителя) средства/средств массовой информации, имеющей/оказывающей значительное влияние на телерадиоинформационный рынок, в Реестр олигархов.
Также олигархи вносятся в «черный список» приватизации – они не смогут покупать объекты приватизации.
Олигархам также прямо запрещают осуществление взносов в поддержку политических партий, финансирование политической агитации и т. п.
Кроме того, олигархи попадают под действие Закона Украины «О предотвращении коррупции». В частности, им нужно будет подать электронную декларацию за прошлый год – в течение 10 календарных дней со дня включения в Реестр.
Таким образом, для части публичных служащих необходимость подачи декларации о контактах компенсируется отсутствием реальной ответственности. Очевидно, основной замысел законодателя был вовсе не в том, чтобы наказывать чиновников, которые контактируют с олигархами.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.