Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», на подписи у Президента Владимира Зеленского находится закон, согласно которому Фонд социального страхования прекратит существовать с 1 января 2023 года (законопроект 3663 «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» и Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).
Согласно новому закону уполномоченным органом управления в системе общеобязательного государственного социального страхования в связи со временной потерей трудоспособности и от несчастного случая будет Пенсионный фонд Украины.
Главное юридическое управление отмечает, что новая редакция Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» предусматривает право доступа Пенсионного фонда и его территориальных органов к ряду государственных информационных ресурсов (государственных реестров, баз данных) и получению информации (включая персональные данные) от соответствующих органов власти.
«При такой ситуации, реализация положений проекта Закона о социальном страховании обязывает органы государственной власти предоставлять уполномоченному органу управления непосредственный доступ к своим информационно-коммуникационным системам, содержащим информацию, в том числе конфиденциальную, собранную у физических лиц (субъектов персональных) данных) на определенные законные цели (понятные и предполагаемые для физических лиц на основании других законодательных актов) и не совместимые с целями, определенными Законом о социальном страховании.
Поэтому в результате реализации предложенных положений конфиденциальная информация относительно неопределенного круга лиц будет обрабатываться неопределенным кругом субъектов в неопределенных законом объемах, в том числе во время военного положения, и соответствующая обработка персональных данных не будет предсказуемой и прогнозируемой (по способам и объему) для владельцев персональных данных.
Это несет риски фактического нивелирования статуса охраняемой Конституцией и законами Украины конфиденциальной информации о физических лицах (проект Закона о социальном страховании не содержит законченных правовых механизмов, а их формирование будет частично определяться на подзаконном уровне), свободное распространение ее неограниченному кругу лиц способами, которые четко не определены законами», - подчеркивает ГЮУ.
Так, Пенсионный фонд и его территориальные органы получат право:
1) получать информацию путем электронного информационного взаимодействия из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, электронной системы здравоохранения, Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, Единой государственной электронной базы по вопросам образования, Единой информационной базы данных внутренне перемещенных лиц, интегрированной межведомственной информационно-коммуникационной системы контроля лиц, транспортных средств и грузов, пересекающих государственную границу, информационно-аналитической платформы электронной верификации и мониторинга, централизованного банка данных по проблемам инвалидности с целью обеспечения выполнения возложенных на него задач в соответствии с законодательством Украины. Получение информации путем электронного информационного взаимодействия из Единого государственного демографического реестра и интегрированной межведомственной информационно-коммуникационной системы контроля лиц, транспортных средств и грузов, пересекающих государственную границу, осуществляется с использованием единой информационной системы Министерства внутренних дел Украины;
2) проверять обоснованность выдачи, продления листов нетрудоспособности и документов, которые являются основанием для их формирования, на базе информации из электронных систем и реестров;
3) получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций (в том числе от органов доходов и сборов, банковских, других финансово-кредитных учреждений) и граждан – субъектов предпринимательской деятельности сведения об использовании страховых средств;
4) проверять достоверность сведений, представленных страхователем для получения страховых средств, соблюдение порядка использования страхователем предоставленных ему страховых средств, отказывать в финансировании выплат в случае отказа или препятствования страхователем проведению проверки, выявления фактов представления страхователем в уполномоченный орган управления недостоверных сведений или нарушения порядка использования страховых средств;
5) получать необходимые пояснения (в том числе в письменной форме) по вопросам, возникающим при проверке;
6) налагать и взимать финансовые санкции и административные штрафы, предусмотренные законом за нарушение требований настоящего Закона;
7) требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также от физических лиц устранение выявленных фактов нарушения законодательства о социальном страховании;
8) поднимать в соответствии с законодательством вопросы о привлечении должностных лиц к ответственности за нарушение законодательства о социальном страховании, требовать предоставления информации о принятых мерах и т. п.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.