Решением Конституционного Суда бывшим прокурорам не возвращены должности, но констатирована неконституционность предписания закона и отмечено право возмещения морального и имущественного вреда – судья-докладчик Олег Первомайский

12:50, 6 марта 2023
В Конституционном Суде Украины разъяснили юридические последствия своего Решения от 1 марта 2023 года относительно отдельного предписания закона об аттестации прокуроров.
Решением Конституционного Суда бывшим прокурорам не возвращены должности, но констатирована неконституционность предписания закона и отмечено право возмещения морального и имущественного вреда – судья-докладчик Олег Первомайский
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

1 марта 2023 Второй сенат Конституционного Суда Украины принял решение (1-р (II)/2023) по делу по конституционной жалобе бывшего прокурора Генеральной прокуратуры Украины Сергея Василенко.

Предметом конституционного контроля по этому делу был лишь пункт 6 раздела ІІ "Заключительные и переходные положения" Закона Украины № 113-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры» (далее - Закон № 113). Важно, что другие предписания Закона № 113, в частности определяющие условия и порядок проведения аттестации прокуроров, в этом конституционном производстве не проверялись.

Сергей Василенко работал в органах прокуратуры с 1998 года. Генеральный прокурор 4 ноября 2019 года своим приказом уволил Сергея Василенко с должности прокурора на основании статьи 9 Закона «О прокуратуре» и подпункта 1 пункта 19 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона 113-IX.

Фактически речь идет об увольнении прокурора в результате неподачи им в установленный срок заявления о намерении пройти аттестацию для дальнейшей работы в органах прокуратуры. Реформа прокуратуры, которая началась в 2019 году, предполагала, что занять должность в Офисе Генерального прокурора, в областных и окружных прокуратурах, прокурор мог лишь после выполнения ряда условий, прежде всего, успешного прохождения аттестации. 

Сергей Василенко обжаловал указанный приказ Генерального прокурора в судах общей юрисдикции и после исчерпания национальных средств юридической защиты обратился с конституционной жалобой в Конституционный суд.

Второй сенат Конституционного Суда Украины (судья-докладчик Олег Первомайский), в частности, отметил, что «обеспечение государством надлежащих гарантий от незаконного освобождения прокурора, деятельность которого связана с функционированием системы правосудия, является не только элементом статуса прокурора, но и одной из предпосылок для реализации конституционного права на судебную защиту».

В решении также отмечено, что «Верховная Рада Украины путем принятия законов, являющихся нормативными актами, не может увольнять отдельного работника или определенные категории работников и сообщать им о возможном предстоящем увольнении». Увольнение же лица возможно на основании не закона, а «лишь индивидуального акта права, полномочий на принятие которого Верховная Рада Украины не имеет».

Второй сенат Конституционного Суда Украины подчеркнул, что хотя оспариваемое предписание нельзя считать индивидуальным актом права, которым прокурор был уволен с должности прокурора, он все же «имеет признаки акта правоприменения, поскольку в нем констатировано, что субъект права на конституционную жалобу и все другие прокуроры со дня вступления в силу настоящего Закона считаются персонально предупрежденными в надлежащем порядке о возможном предстоящем освобождении от должности».

Среди прокуроров, которые в 2019 году лишились должностей из-за нежелания писать заявление о намерении пройти аттестацию, решение Конституционного Суда вызвало немалый резонанс. Некоторые бывшие прокуроры даже пришли к выводу, что решение Второго сената КСУ открывает путь для восстановления прокуроров в должностях.

Впрочем, насколько такая трактовка решения КСУ соответствует действительности, каков механизм его выполнения и какие правовые последствия имеет решение КСУ в целом, в эксклюзивном комментарии «Судебно-юридической газете» рассказал судья-докладчик Олег Первомайский.

Первомайський Олег Олексійович, суддя Конституційного Суду України

Потрібно розуміти, що рішення Другого сенату Конституційного Суду України № 1-р (ІІ)/2023 від 1 березня 2023 року не повертає той стан речей, що існував до звільнення автора конституційної скарги з посади прокурора у 2019 році.

Тобто, це Рішення Конституційного Суду України не повертає та й не може повернути заявнику його колишню посаду, оскільки Генеральної прокуратури України як функціонуючого органу прокуратури вже не існує. Не може це рішення Конституційного Суду України надати заявнику й посаду в Офісі Генерального прокурора, оскільки заявник не лише не працював у цьому органі, а й навіть відмовився від подання заяви для проходження атестації для можливого зайняття посади прокурора.

Однак, у рішенні Другого сенату Конституційного Суду України № 1-р (II)/2023 констатовано невідповідність низці приписів Конституції України оспорюваного припису Закону № 113 та вкотре закцентовано увагу на тому, що держава має забезпечити дієвість припису частини третьої статті 152 Основного Закону України за яким матеріальна чи моральна шкода, завдана фізичним або юридичним особам актами і діями, що визнані неконституційними, відшкодовується державою у встановленому законом порядку. Виплата такого відшкодування є можливо єдиним ефективним способом захисту заявників у подібних ситуаціях.

На підставі зазначеного припису Конституції України та рішення Другого сенату Конституційного Суду України № 1-р (II)/2023 заявник має право на відшкодування завданої йому неконституційним актом шкоди. Повноваження щодо встановлення факту завдання шкоди, виду такої шкоди, розміру відшкодування мають національні суди, що звісно потребує від заявника звернення до суду у порядку, визначеному відповідним процесуальним законом.

Звісно, унормувати відносини з відшкодування матеріальної чи моральної шкоди, завданої приписом Закону №113, що визнаний неконституційним, може й Верховна Рада України.

Окремо зазначу, що у провадженні Великої палати Конституційного Суду України є так звана «велика справа» предметом конституційного контролю в якій є Закон № 113 у цілому, відкрита за конституційним поданням 50 народних депутатів від 18 березня 2020 року.

У провадженні Сенатів Конституційного Суду України є й інші конституційні провадження, в яких заявники - колишні прокурори, оскаржують окремі приписи Закону № 113.

Нет описания.

Автор: Вячеслав Хрипун

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді