В Верховной Раде предлагают реформировать систему ТЦК: в громадах могут появиться поселковые центры комплектования
В Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона № 14320, которым предлагается внести изменения в ряд законодательных актов с целью усовершенствования деятельности органов военного управления, обеспечивающих выполнение законодательства по вопросам воинской обязанности и военной службы, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Инициатором документа выступило Министерство обороны Украины. Законопроект направлен на преодоление организационных и правовых проблем в работе территориальных центров комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП), которые обострились после административно-территориальной реформы 2020 года и в условиях военного положения.
Что предлагают изменить
Законопроект предусматривает расширение системы органов военного управления путем внедрения поселковых территориальных центров комплектования и социальной поддержки. Они должны создаваться на базе обособленных подразделений районных ТЦК и СП и получить юридическую субъектность и полноценные управленческие полномочия.
В частности, в законодательстве предлагается урегулировать статус поселковых комиссий и центров, заменив в нормах понятие «городские» на «городские, поселковые», а также закрепить за ними полномочия, аналогичные районным и городским ТЦК и СП.
Почему возникла необходимость изменений
Как отмечается в пояснительной записке, после ликвидации военных комиссариатов и создания ТЦК и СП существующая сеть центров оказалась недостаточно адаптированной к условиям военного времени и масштабной мобилизации.
В настоящее время в структуре районных ТЦК и СП функционируют 344 обособленных подразделения, которые не имеют самостоятельного юридического статуса. Руководители таких подразделений не являются начальниками ТЦК и СП в правовом понимании, что существенно ограничивает их полномочия.
В частности, они не могут:
- выдавать гражданам справки для реализации гарантированных государством прав;
- принимать решения по оформлению призыва и издавать соответствующие приказы;
- рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции руководителей ТЦК и СП.
В результате большинство документов требует согласования непосредственно в районных центрах, которые часто расположены на расстоянии 40–80 километров от обособленных подразделений. Это создает дополнительную логистическую нагрузку, усложняет доступ граждан к услугам и замедляет мобилизационные процессы.
Какие последствия ожидаются
В случае принятия закона поселковые территориальные центры комплектования и социальной поддержки смогут самостоятельно вести Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов, принимать решения в пределах своей компетенции без постоянного согласования с районным уровнем, а также оперативнее предоставлять гражданам административные и социальные услуги, в том числе по вопросам оформления отсрочек от призыва.
Как прогнозирует Министерство обороны, для граждан это будет означать упрощение и ускорение процедур, уменьшение количества поездок в районные центры, а для государства — повышение эффективности мобилизации, разгрузку районных ТЦК и СП и укрепление их институциональной способности.
Финансовый аспект и сроки
В пояснительной записке подчеркивается, что реализация законопроекта не требует дополнительных расходов из Государственного бюджета Украины. Закон, в случае принятия, вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
Кабинет Министров Украины в течение трех месяцев обязан привести свои нормативно-правовые акты, а также акты министерств и центральных органов исполнительной власти в соответствие с новыми нормами.
Таким образом, законопроект № 14320 может стать очередным шагом к адаптации системы военного управления к реалиям военного времени и усилению ее присутствия непосредственно на уровне территориальных громад.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

















