Подводные камни закона об общественных объединениях

13:31, 31 января 2013
Газета: 3 (171)
Подводные камни закона об общественных объединениях 1
Подводные камни закона об общественных объединениях
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Подводные камни закона об общественных объединениях

1 января 2013 г. в числе прочих вступил в силу новый вариант Закона «Об общественных объединениях». В его разработке принимали участие несколько депутатов из разных оппонирующих друг другу фракций Верховной Рады Украины, а 22 марта 2012 г. он был одобрен 334 голосами, что продемонстрировало удивительно редкое единодушие для прежнего состава парламента. Тем не менее, в обществе возникли обоснованные сомнения насчет того, что внедрение этого закона в жизнь будет проходить гладко и беспроблемно. Не смогла развеять эти сомнения и специально организованная пресс-конференция советника Президента Украины, руководителя Главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации АПУ Марины Ставнийчук, которая, кроме того, занимает должность председателя Координационного совета по вопросам развития гражданского общества.

Что появилось хорошего

Сначала отметим положительные моменты нового закона. Прежде всего, это упрощение процедуры регистрации общественных объединений. Она стала бесплатной (раньше за это взималось в казну 200 грн), а срок ее сократился – теперь процесс регистрации не должен превышать 7 рабочих дней, а легализации – 5 дней.

Напомним, в соответствии с законом для регистрации общественного объединения необходимо предоставить или выслать по почте 5 документов:

  • заявление;
  • протокол учредительного собрания;
  • устав;
  • информацию о руководстве общественного объединения;
  • заполненную карточку для проведения государственной регистрации юридического лица.

Органы регистрации, коими теперь являются райгосадминистрации и горисполкомы, должны проверять документы объединений только на предмет соответствия Конституции и законам Украины, тогда как раньше подразделения Министерства юстиции проверяли уставные документы также на соответствие их подзаконным нормативным актам.

Одним из важных моментов является то, что в новом законе, в отличие от прежнего, четко указано, что учредителями общественных объединений могут быть граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, а также юридические лица частного права. В связи с этим М. Ставнийчук отметила, что это как раз тот подход, который отвечает практике, сложившейся в европейских странах. Ведь Украина до последнего времени входила в пятерку стран, которые единственные из 47 государств-членов Совета Европы не давали возможности юридическим лицам создавать общественные объединения.

К числу положительных факторов следует отнести и то, что теперь общественные объединения смогут вести свою деятельность по всей территории Украины независимо от места регистрации – сняты ограничения по территориальному принципу, которые содержались в прежней версии закона, разделяющей общественные объединения на местные, всеукраинские и международные. Теперь выход за пределы своего ареала не будет отягчен процедурой перерегистрации.

Кроме того, новый закон фактически запрещает государственный контроль за осуществлением уставной деятельности общественных объединений – органы исполнительной власти и самоуправления не будут иметь права проверять содержание их деятельности. Как сообщила М. Ставнийчук, только в тех случаях, когда сами общественные объединения обращаются к органам регистрации с просьбой о внесении изменений в свой устав, последние могут проверить, насколько предложенные поправки соответствуют Конституции и законам Украины. И это будет практически единственная форма государственного контроля – проводить проверки по собственной инициативе либо по инициативе других лиц органам местной власти прямо запрещено.

Откуда ждать проблем

А одной из новаций, которая может привести к отрицательным последствиям, все дружно назвали предоставление общественным объединениям со статусом юрлица права осуществлять предпринимательскую деятельность. С этим согласна и М. Ставнийчук, которая отметила, что в ходе подготовки и принятия закона данный вопрос оказался яблоком раздора – поступали серьезные возражения как со стороны части депутатского корпуса, так и со стороны экспертно-юридических служб парламента.

Напомним, что в 1990 гг. определенного рода дельцы широко использовали общественные организации инвалидов для беспошлинного импорта автомобилей. Тогда, в частности, разрешалось фактически без пошлин ввозить из-за границы транспортные средства, специально сконструированные для калек, у которых нет рук или ног. Однако находились ловкачи, которые под видом «инвалидок» импортировали недешевые машины, предназначенные для водителей, у которых с наличием полного комплекта конечностей нет никаких проблем. Как ни прискорбно, но следует признать, что подобные схемы могут оказаться вполне осуществимыми и в новых условиях. Ведь если прежняя версия закона предписывала общественным организациям для ведения предпринимательской деятельности создавать предприятия, то новая разрешает заниматься ею напрямую, но исключительно для обеспечения уставной деятельности.

Возникает вопрос, как различить, насколько тот или иной вид предпринимательской деятельности отвечает уставным целям организации. Отвечая на него, М. Ставнийчук заметила, что никто не отменял в связи со вступлением в силу нового Закона «Об общественных объединениях» ни налогового законодательства, ни законодательства о предпринимательской деятельности. Однако сомнения все равно остаются. Например, в последние годы в сотни раз увеличилось количество контейнеров, в которых в Украину ввозятся дешевые канцелярские принадлежности. Таможенники уверены, что на самом деле таким образом уводится от налогообложения дорогая импортная бытовая электротехника, однако они физически не имеют возможности проверить каждый контейнер. Понятно, что в таких условиях груз, предназначенный для общественных организаций, если и будет проверяться, то в самую последнюю очередь, а этим не преминут воспользоваться злоумышленники.

Весьма дискуссионным оказался и вопрос о ст. 23 нового закона, в которой идет речь о том, что общественные организации со статусом юридического лица имеют право на финансовую помощь за счет средств государственного и местных бюджетов при условии, что они будут подавать и обнародовать отчеты о целевом использовании этих средств. Как дипломатично заметила М. Ставнийчук: «Мы имеем практику предоставления финансовой помощи одним общественным организациям и непредоставления другим, потому идет серьезная борьба за уточнение и наработку позиций, касающихся порядка предоставления такой помощи». Какая на самом деле идет борьба за этот кусок бюджетного пирога, можно только догадываться, однако в Администрации Президента считают, что такая помощь со стороны государства должна предоставляться на конкурсной основе, а ее порядок должен быть установлен соответствующим постановлением правительства.

Мы назвали только несколько подводных камней, на которых может напороться новый закон в процессе его реализации, однако на самом деле их может оказаться гораздо больше. Для их выявления Координационный совет по вопросам развития гражданского общества уже создал специальную мониторинговую группу, которая будет отслеживать процесс реализации закона. М. Ставнийчук сообщила, что результаты внедрения закона будут тщательно обобщаться по итогам 3-месячного, полугодового и годового срока. И если будут установлены факты злоупотребления общественными организациями предоставленными им правами, законодатель найдет возможность поставить надежные преграды для подобных злоупотреблений. Причем так, чтобы при этом не пострадали добросовестные общественные объединения.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Андрій Калараш
    Андрій Калараш
    суддя Касаційного цивільного суду у складі Верховного Суду
  • Дмитро Мальцев
    Дмитро Мальцев
    заступник голови Шевченківського районного суду міста Києва
  • Любов Хилько
    Любов Хилько
    голова Кіровоградського окружного адміністративного суду