Время защиты прав

12:10, 14 ноября 2014
Газета: 44 (262)
В случае просьбы о принятии срочных мер правозащитники советуют по возможности предоставлять жалобы на английском или французском языках...
Время защиты прав

 Николай Белинский,
«Судебно-юридическая газета»

Сегодня Украина переживает самые сложные времена за все время своей независимости. В частности, в связи с ситуацией на Востоке страны в разы увеличилось число случаев нарушения прав человека. Именно поэтому 4 ноября в Киеве прошел первый из серии тренингов, организованных координатором проектов ОБСЕ в Украине, которые направлены на усовершенствование знаний международных стандартов защиты прав человека в кризисных ситуациях. Эти мероприятия должны помочь адвокатам и судьям лучше использовать принципы европейской Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод (далее – Конвенция) в кризисное время.

Старший сотрудник по проектам координатора проектов ОБСЕ в Украине Джеффри Эрлих отметил, что стабильность можно обеспечить только тогда, когда граждане будут уверены, что они могут опереться на независимый суд: «Более глубокое знание Конвенции и практики Европейского суда является тем инструментом, благодаря которому можно разобраться во многих проблемах в сфере защиты прав человека».

Все это звучит красиво, но как на самом деле обратиться в Европейский суд обычному человеку? На каком языке писать жалобу? Как она должна выглядеть, и что должно быть в ней указано?

Впрочем, для начала нужно уточнить, какими именно жалобами занимается Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ). Предметом такой жалобы может быть только нарушение прав и свобод, гарантируемых Конвенцией или ее протоколами. Вы можете обратиться в ЕСПЧ лишь с жалобами, предмет которых находится в сфере ответственности субъекта властных полномочий – например, парламента, суда, прокуратуры и т. п. Суд не рассматривает заявления, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений. В этой статье попробуем разобраться в том, что и как нужно делать обычному гражданину для подачи жалобы в ЕСПЧ.

Язык жалобы

По устоявшемуся мнению, для подачи жалобы в Европейский суд обязательно нужно владеть английским языком. На самом деле это далеко не так. В соответствии с п. 2 правила 34 регламента ЕСПЧ, жалоба может быть подана на любом из официальных языков стран-членов Совета Европы. Т. е. ее не обязательно подавать на английском, и какой-то привязки языка жалобы к языку государства-ответчика нет. Она может быть подана на русском или украинском языке, поскольку эти языки являются официальными языками стран-членов Совета Европы.

Тем же п. 2 правила 34 установлено, что с момента получения жалобы властями государства-ответчика разбирательство должно вестись на одном из двух официальных языков Страсбургского суда – английском или французском. При этом председатель палаты ЕСПЧ может позволить частному заявителю продолжить пользоваться одним из официальных языков государств-членов СЕ даже после рассмотрения жалобы властями государства-ответчика.

В случае просьбы о принятии срочных мер правозащитники советуют по возможности предоставлять жалобы на английском или французском языках, поскольку решение об удовлетворении или отказе в ходатайстве принимается президентом палаты ЕСПЧ, не владеющим русским и украинским языками. Обратившись на одном из двух официальных языков Суда, заявитель повышает свои шансы, поскольку жалоба сразу будет сформулирована на известном президенту палаты языке, а не представлена ему в виде резюме, составленного юристом секретариата ЕСПЧ. Отметим, что на первом этапе рассмотрения жалоб судьи ЕСПЧ не работают с ними непосредственно, а имеют дело лишь с резюме, составляемыми юристами секретариата, владеющими языком, на котором написана жалоба, а также разбирающимися в правовой системе страны, против которой подана жалоба.

Если же возможности обратиться к высококлассному специалисту, который имеет опыт составления документов в ЕСПЧ, у вас нет, а сами вы не владеете англо- или франкоязычной терминологией, лучше подавать жалобу на русском или украинском языке, поскольку если она будет написана на плохом английском или французском, ее могут просто не понять или счесть за несуразицу.

Кто может пожаловаться

Согласно Конвенции, суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что стали жертвами нарушения их прав, признанных в Конвенции или в протоколах к ней. Для заявителей практически не установлено ограничений. Это могут быть и взрослые, и дети, и физлица, и организации, но не должностные лица и не официальные органы государства. Кроме того, в ряде своих дел ЕСПЧ признал, что недееспособные лица также имеют право на подачу жалобы. При этом заявителю необязательно являться гражданином государства-члена Совета Европы или вообще гражданином государства, на которое он подает жалобу.

Как правильно составить жалобу

Какого-то специального бланка для подачи жалобы нет – она составляется в произвольной форме и может быть написана даже на тетрадном листе. Но все же есть некоторые критерии, которые обязательно должны быть соблюдены. В частности, должны быть указаны:

«СТОРОНЫ»

Здесь следует указать информацию о заявителе: ФИО, пол, гражданство, род занятий, дату и место рождения, место жительства, телефон; о его представителе: ФИО, род занятий, адрес, телефон и факс; а также государство, против которого направлена жалоба. Если заявителей несколько, информацию необходимо указать о каждом из них. То же касается представителей.

«ИЗЛОЖЕНИЕ ФАКТОВ»

В этом разделе нужно ясно и четко изложить факты, являющиеся предметом жалобы. Попытайтесь изложить события в той последовательности, в которой они имели место. Укажите точные даты. Если жалоба касается нескольких вопросов (например, ряда судебных разбирательств), желательно описать каждый из них в отдельности.

Также следует как можно более кратко и точно разъяснить, в чем состоит жалоба, на основе статей Конвенции и практики ЕСПЧ. Укажите, к каким положениям Конвенции вы апеллируете, и объясните, почему считаете, что изложенные вами факты повлекли за собой нарушение этих положений.

Очень важно указать в жалобе, что других эффективных средств правовой защиты нет. А если они есть, нужно объяснить, почему вы к ним не прибегли – например, сообщить, что у вас не принимали жалобу, не пускали в суд и пр. В случае, если вы не подтвердите попытки защитить свои права во всех возможных судебных инстанциях и сразу обратитесь в ЕСПЧ, вам, скорее всего, откажут в рассмотрении, ссылаясь на то, что вы должны попытаться решить вопрос на уровне обычных судов общей юрисдикции.

«ИЗЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА ЖАЛОБЫ»

Необходимо просить ЕСПЧ, чтобы он признал нарушение тех или иных ваших прав государством-ответчиком. В официальной инструкции по заполнению формуляра жалобы сказано, что в этой части вы должны коротко указать, каких результатов ожидаете, подавая жалобу. Подобная формулировка не должна вызывать мнение, что можно требовать выполнения тех или иных действий, отмены судебных решений и пр. – у ЕСПЧ в этом контексте есть только 2 полномочия: признать нарушение права и присудить денежную компенсацию.

«СПИСОК ПРИЛОЖЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ»

Не забудьте приложить к жалобе, а также указать в списке все судебные и иные решения, упомянутые в ней, а также любые другие документы, которые ЕСПЧ мог бы принять в качестве доказательств. Приложите любые документы, которые проясняют судебное или иное решение, а также текст самого решения. Представьте исключительно те документы, которые имеют отношение к жалобе, поданной вами в Суд. Не скрепляйте, не склеивайте и не сшивайте документы. Прилагать необходимо только копии документов. Их не надо заверять. ЕСПЧ принимает в качестве доказательств любые документы – это могут быть и распечатки с сайта, и информация из докладов государственных и негосударственных организаций, и пр.

Как рассматривается дело?

Если секретариат ЕСПЧ решит, что все необходимые по делу документы получены, он может направить государству, против которого подана жалоба, информацию о ней и предложить представить свои предварительные возражения и ответить на вопросы Суда. Копии ответа правительства Суд передает заявителю, и у него тоже есть возможность представить свои возражения.

Если жалоба признана приемлемой, Суд начинает ее рассмотрение по существу. Одна из форм разрешения дела в ЕСПЧ – дружественное урегулирование, при котором Суд выполняет функцию посредника между сторонами. Если урегулировать спор таким образом не удалось, и признан факт нарушения прав, Суд решает вопрос о присуждении заявителю справедливой компенсации, а также о мерах, которые государство должно принять, чтобы не допускать подобных нарушений в будущем.

Сроки рассмотрения

Рассмотрение жалобы и все подготовительные процедуры – процесс непростой. Основная его часть происходит письменно, и с момента направления обращения до вынесения решения по делу может пройти 4–5 лет, хотя эксперты ЕСПЧ утверждают, что со вступлением в силу протокола 11 сроки сократятся. Направляя жалобу в ЕСПЧ, подумайте, готовы ли вы к такому длительному процессу. На любом этапе жалобщик может известить Суд о том, что не намерен продолжать разбирательство. Но если в жалобе затронуты важные вопросы в сфере прав человека, Суд может принять решение о его продолжении: «Суд продолжает рассмотрение жалобы, если этого требует соблюдение прав человека, гарантированных настоящей Конвенцией и протоколами к ней».

Как отправить заявление

Заявление в ЕСПЧ вы должны отправить самостоятельно. Никакие государственные учреждения, кроме почты, не могут быть использованы в качестве посредников для пересылки. После получения заявления секретариат Совета Европы направит вам необходимую информацию о дальнейших действиях.

Заявление вместе с прилагаемыми к нему документами можно отправить по указанному ниже адресу заказным письмом с уведомлением или без.

Адрес Европейского Суда по правам человека:

The Registrar European Court of Human Rights,

Council of Europe STRASBOURG CEDEX

FRANCE – ФРАНЦИЯ

F-67075

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Сколько прокуроров было уволено за год
Сегодня день рождения празднуют
  • Андрей Осаулов
    Андрей Осаулов
    судья Шевченковского районного суда Киева
  • Богдан Лозинский
    Богдан Лозинский
    судья Франкивского районного суда Львова
  • Валерий Картере
    Валерий Картере
    судья Высшего  хозяйственного суда Украины
Новости онлайн