Мария Мисюра,
«Судебно-юридическая газета»
В своей жизни каждый гражданин хоть иногда, но соприкасается с государством, когда хочет отстоять свои права и обязанности. К сожалению, решения органов власти далеко не всегда соответствуют букве закона. Защита прав граждан как раз лежит на административной юстиции.
Административная юстиция в Украине прошла непростой путь становления. Еще с принятием 28 июня 1996 г. Конституции было утверждено положение о праве каждого гражданина на обжалование решений, действий или бездеятельности государственных органов в судебном порядке. Однако нормы Основного Закона не всегда совпадают с реалиями государственного строя, которые позволили бы проводить их эффективную реализацию. Так, Конституцией были определены только основные принципы существования судебной системы и ее деятельности. В связи с этим 22 июля 1998 г. Президент Украины Леонид Кучма издал Указ «О мерах касательно внедрения Концепции административной реформы в Украине», которым, в частности, была определена необходимость принятия унифицированного нормативного акта, регулирующего процессуальную сторону административного судоустройства.
7 февраля 2002 г. Верховной Радой был принят Закон «О судоустройстве Украины», которым впервые было введено понятие административной юстиции и предусмотрено формирование системы административных судов в течении 3 лет. Уже 16 ноября 2004 г. Президент издал Указ о создании местных и апелляционных административных судов, утверждении их системы. Но созданная система не могла работать без процессуального законодательства, поэтому уже 6 тюля 2005 г. парламент принял Кодекс административного судоустройства Украины (КАСУ), который определил основы, принципы и функции созданной системы административной юстиции. КАСУ вступил в силу 1 сентября 2005 г.
Т. е. практически функционирование системы административных судов в Украине берет свое начало именно с 1 сентября 2005 г. К этой торжественной дате Высшим административным судом Украины при поддержке международных организаций и экспертов была проведена Международная научно-практическая конференция «Защита прав человека в административном судоустройстве: современное состояние и перспективы развития в Украине».
Как было отмечено на конференции, сегодня система административных судов Украины состоит из местных, апелляционных судов и Высшего административного суда. Также в Верховном Суде Украины действует судебная палата по административным делам. Такая система позволяет обеспечить сторонам процесса право на обжалование принятых решений, что свидетельствует о ее высоком уровне.
В течение последнего десятилетия система административных судов не раз становилась предметом споров, которые сводились в основном к целесообразности ее существования в Украине. Бытует мнение, что поскольку Конституцией закреплено функционирование судов общей юрисдикции, к которым отнесена и административная юстиция, выделение такой специализации не оправдано, поскольку оно якобы к большим неоправданным затратам ресурсов.
Однако, как отметил председатель Высшего административного суда Украины Александр Нечитайло, специализация судов приносит огромную пользу. «Чем более узкая специализация судьи, тем эффективнее судебное рассмотрение, тем быстрее будет принято законное и справедливое судебное решение по делу, и будет обеспечено единство судебной практики и равенство граждан в их правах. Мы, судьи, помним о своем долге перед обществом. 10 лет успешной работы административных судов свидетельствуют о способности системы выполнять функции, возложенные на нее», – заявил А. Нечитайло.
С ним согласился председатель Высшего хозяйственного суда Украины Богдан Львов. «10 лет – это срок, который прошла административная юстиция от момента создания до сегодняшнего дня. Административная юстиция сегодня демонстрирует ряд преимуществ специализации при отправлении правосудия», – подчеркнул он.
Как отметил министр юстиции в 2007–2010 гг., ректор Национальной школы судей Украины Николай Онищук, административная юстиция – это «один из главных инструментов для реализации конституционного принципа верховенства права, для защиты прав личности в публично-правовых отношениях».
Участники конференции были едины во мнении, что система административных судов в целом демонстрирует высокую эффективность, обеспечивая доступ граждан к справедливому суду при защите их публичных прав.
Грядущая конституционная реформа в сфере правосудия предполагает, что административные суды будут отдельным звеном судебной системы, что будет закреплено в Основном Законе. «Процесс создания автономной системы административных судов как лакмусовая бумажка отображает степень готовности власти к установлению контроля над ее деятельностью со стороны граждан», – считает А. Нечитайло.