ФЛП на общей системе смогут учитывать в затратах суммы акциза: реализация реформы или подачка?

11:12, 14 марта 2016
Газета: 10 (328)
Законопроект №4151 призван облегчить жизнь предпринимателям, которые занимаются операциями с подакцизными товарами, дав им возможность учитывать сумму акциза в затратах...
ФЛП на общей системе смогут учитывать в затратах суммы акциза: реализация реформы или подачка?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

Народными депутатами Украины инициирован законопроект №4151, который предполагает внесение изменений в ст. 177 Налогового кодекса Украины. Изменения предоставят частным предпринимателям, деятельность которых регулируется этой статьей, право включать в свои затраты для определения налогооблагаемого дохода ряд налогов и сборов.

Какие последствия для физических лиц-предпринимателей принесет такая новация, и так ли важно урегулировать этот вопрос в НКУ, анализировала «Судебно-юридическая газета».

Суть нормативных изменений

Положения ст. 177 НКУ в п. 177.4.3 предлагается дополнить новым абзацем, который прямо указывает, что в состав затрат входят суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов, других обязательных платежей, установленных НКУ и/или другими законами Украины, включая, в частности, акцизный и экологический налоги, суммы судебного сбора и ряд других платежей. Кроме того, предпринимателю предлагается включать в затратную часть рентную плату, налог на имущество и сбор за первую регистрацию транспортного средства, но только в случае, если такое имущество или транспортное средство используется в хозяйственной деятельности.

В пояснительной записке к законопроекту необходимость принятия таких изменений обусловливается тем, что не определенная на законодательном уровне ситуация с возможностью учета в затратах сумм акцизного налога ведет к росту «субъективного фактора». Внесение соответствующих корректировок, предположительно, должно снизить коррупционные риски и риски для занятия предпринимательской деятельностью. Согласно пояснительному документу, целью принятия нормативных изменений является ликвидация коррупционной составляющей в сфере администрирования налогов.

Что означают внесенные изменения

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с акцизным налогом, изменение ставок которого часто вызывало недовольство предпринимателей.

Законом Украины №71-VII от 28.12.2014 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины касательно налоговой реформы» с 1 января 2015 г. установлен акцизный налог с розничной торговли подакцизными товарами и отменен действовавший до того сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Согласно ст. 177.2 НКУ, предприниматель на общей системе налогообложения платит налог с доходов физических лиц с суммы своего «чистого» дохода – разницы между его выручкой и затратами, которые он может учитывать согласно налоговому законодательству. Соответственно, затраты ФЛП напрямую влияют на его налогообложение – чем больше их сумма, тем меньше налога он заплатит при окончательном расчете за налоговый период.

Если субъект хозяйствования осуществляет розничную торговлю товарами, относящимися к подакцизным, он подпадает под действие закона и является плательщиком акцизного налога, поэтому стоимость его товаров включает и сумму акциза. Возникает вопрос: должен ли такой предприниматель отражать в составе стоимости товаров и полученных доходов акциз? Ведь по аналогии с НДС (также непрямым налогом) такого отражения может и не быть.

Нужно отметить, что физические лица-предприниматели на общей системе налогообложения не являются субъектами Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и не попадают в сферу его действия. Это означает, что они не используют в своей деятельности бухгалтерские стандарты и не могут воспользоваться ими для решения спорных ситуаций в процессе ведения учета. Такие предприниматели пользуются книгой учета доходов и расходов и обязаны хранить документы, подтверждающие их затраты. Для учета их доходов используется «кассовый метод» – по фактическому поступлению средств на счет или в кассу. При этом сумма акциза, входящая в доход от реализованных товаров, не может быть отражена отдельно.

Относить акцизный налог с розничной продажи товаров к своим затратам ФЛП на сегодняшний день также не может – об этом было указано в письме ГФС №439/Б/99-99-17-02-02-14 от 18.01.2016. Причиной ограничения тогда было названо отсутствие соответствующей нормы в п. 4 ст. 177 НКУ.

Предлагаемые в проекте №4151 изменения в НКУ, предположительно, призваны облегчить жизнь предпринимателям, которые занимаются операциями с подакцизными товарами, дав им возможность учитывать в затратах суммы акциза.

Так ли это необходимо?

Тема отнесения тех или иных непрямых налогов и сборов к затратам физического лица-предпринимателя на общей системе налогообложения является неоднозначной. С одной стороны, урегулирование формирования затратной части таких предпринимателей и увеличение количества допустимых затрат позитивно скажется на условиях ведения бизнеса. Кроме того, с точки зрения инициаторов законопроекта №4151, это позволит уменьшить влияние «субъективного фактора», ведь при отсутствии четких норм законодательства решение о том, нужно ли включать в затраты сумму того или иного платежа, в местных налоговых органах принимают, исходя из собственного видения. При проведении проверок налоговыми органами такой подход может привести к применению санкций за неуплату налога с доходов физических лиц из-за завышения затрат. Четкость нормы закона (в нашем случае НКУ) призвана исключить любые разночтения. Для предпринимателя это означает, что одним фактором, с помощью которого налоговый орган может оказывать давление на него, станет меньше.

С другой стороны, такое нововведение является для налоговой сферы «точечным» решением, поскольку позволяет разрешить лишь одно из противоречий, содержащихся в нормах НКУ. Можно предположить, что инициатива народных депутатов служит лишь попыткой сгладить эффект от увеличения ставок акцизного налога, предусмотренного Законом Украины №909-VIII от 24.12.2015 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году». Трудно сказать, окажется ли подобная инициатива равнозначной с точки зрения предпринимателей.

Формирование затрат с учетом косвенных налогов не является типичным для действующего налогового законодательства. В предыдущих редакциях Налогового кодекса такой подход к формированию затратной части ФЛП не применялся. Более того, бухгалтерские стандарты как раз и подразумевают, что суммы непрямых налогов не влияют ни на доходную, ни на затратную часть. Однако, как уже упоминалось, физическое лицо в силу специфики ведения учета воспользоваться этими стандартами не может. Отметим, для НДС украинским законодателем было предусмотрено соответствующее исключение, которое касается и физических лиц-предпринимателей на общей системе налогообложения, а этот налог, как и акцизный, относится к косвенным.

Позитивный эффект от введения в силу законопроекта №4151, который коснется физических лиц-предпринимателей в части их учета, достаточно очевиден. Но смогут ли предложенные нормы действительно выполнить задуманную народными депутатами функцию и снизить коррупционный риск, покажет только практика их применения.

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді