Тенденции международного налогообложения: выводы для Украины

06:10, 20 июня 2016
Газета: 23 (341)
В ближайшее время в парламенте будет зарегистрирован законопроект, разработанный с целью одноразового декларирования активов физических лиц...
Тенденции международного налогообложения: выводы для Украины

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

В октябре прошлого года произошло одно из самых значительных событий для международной налоговой системы: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) презентовала окончательный пакет рекомендаций в рамках программы ВЕРS – одного из самых влиятельных инструментов в сфере международного налогового планирования и международного налогообложения в целом, аналогов которого не существовало многие десятилетия. 10 июня 2016 г. состоялся круглый стол на тему: «Тенденции международного налогообложения: выводы для Украины», соорганизатором которого выступила Ассоциация административных судей. В мероприятии приняли участие судьи, народные депутаты, представители Государственной фискальной службы, адвокаты, аудиторы, ученые и эксперты.

Первая сессия заседания круглого стола была посвящена вопросам трансфертного ценообразования и правилам BEPS, вторая – перспективам налоговой амнистии и налогообложению неподтвержденных доходов физических лиц.

Трансфертное ценообразование (ТЦО) – это, говоря простыми словами, изменение цены сделки с целью минимизации налогов. Для всего мира этот вопрос стал актуальным с момента появления транснациональных корпораций и развития международной торговли. В Украине применение ТЦО расширялось по мере становления и развития финансово-промышленных групп. В ходе работы круглого стола специалисты отметили, что сегодня украинский механизм контроля ТЦО считается одним из самых слабых среди европейских стран, а значит, налаживание схем вывода капитала из Украины не является сложным или критическим процессом.

Принцип ТЦО основан на использовании различий в налоговых режимах разных стран по взаимному согласию партнеров. Договор выполняется таким образом, чтобы у контрагента с высоким уровнем налогообложения декларировались убытки или минимальная прибыль, а у контрагента с низкими налоговыми ставками – максимальная прибыль. Фактически контрагент страны с низкими налогами выступает «прокладкой», на которой формируется добавленная стоимость, объяснили эксперты.

«На сегодняшний день главным заданием остается наработка действительно действующих законопроектов. Они должны быть высококвалифицированными и включать исключительно проверенный опыт стран, которые уже имплементировали план действий BEPS в свое законодательство. При этом надо учитывать особенности ведения бизнеса, которые исторически сложились в Украине. Нарабатывать эти законопроекты надо в ближайшее время», – отметила в своем выступлении глава Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.

Планируемое внедрение в Украине новых правил трансфертного ценообразования привлекает к себе много внимания и вызывает опасения заинтересованных лиц, особенно крупных компаний, которые достаточно часто используют внутригрупповые операции для перераспределения прибыли. Механизм контроля ТЦО является одним из наиболее действенных методов борьбы с уклонением от уплаты налогов во многих странах мира, поэтому введение правил трансфертного ценообразования в Украине стоит рассматривать как объективную закономерность, отметили участники мероприятия.

Имущественный переучет

В ходе второй сессии, которая была посвящена перспективам налоговой амнистии и налогообложению неподтвержденного дохода физических лиц, начальник департамента административного обжалования и судебного сопровождения ГФС Украины Дмитрий Донец сообщил о наработке нового законопроекта, который в ближайшее время будет зарегистрирован в парламенте. Этот документ разработан с целью одноразового декларирования активов физических лиц. В проекте бюджетной резолюции-2017 упоминается о введении одноразового добровольного декларирования имущества физлиц и запуске непрямых методов контроля за соответствием доходов и расходов граждан. Схемы такого декларирования пока не окончательные, поскольку, как уже было сказано, приоритетный законопроект активно нарабатывается Комитетом ВР по вопросам налоговой и таможенной политики.

Отметим, что данная идея уже подана в рамках законопроекта №4713 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно налоговой амнистии и налогообложения неподтвержденного дохода)». В ходе обсуждения этого вопроса эксперты отметили, что такое добровольное декларирование может и не состояться в тех масштабах, которые запланировал законодатель. Похожий и несколько негативный опыт был отмечен в период так называемой налоговой амнистии для бизнеса. Украинцы будут опасаться, что если задекларируют, условно, 100–200 тыс. грн, ГФС потом будет и дальше проводить проверки, чтобы выполнить план или получить взятку, если это нечистый на руку инспектор.

«У нас очень низкий уровень налоговой культуры. Если мы проанализируем статистику, то увидим, что официальная заработная плата выплачивается около 9 млн граждан, а если посмотрим, сколько у нас всего работоспособного населения, то это около 16 млн. Кроме того, надо учесть, что из тех 9 млн, которые работают, 5 млн официально получают минимальную зарплату», – прокомментировал ситуацию Д. Донец. Именно поэтому, по словам чиновника, парламентарии и взялись за разработку указанных норм.

Еще одна цель разрабатываемого законопроекта – наполнить базу данных ГФС сведениями об активах и имуществе, которые находятся в распоряжении украинцев. «На сегодняшний день базы данных ГФС неполные, есть определенная проблематика с земельным кадастром, с транспортными средствами, базы не унифицированы со многими государственными органами. И такое одноразовое декларирование, на наш взгляд, поможет ГФС пополнить эти базы», – признался Д. Донец.

Предполагается, что разовое декларирование пройдет в течение IV квартала 2016 г. Если будет принят соответствующий закон, с 1 октября до 31 декабря с. г. граждане смогут подать декларации на добровольных началах, и это не создаст трудностей для большинства украинцев, обещают чиновники. Налог по ставке 5% будет рассчитываться с той суммы, которую декларант определит самостоятельно, при этом ГФС не сможет проверять достоверность сведений в декларации, а декларант освобождается от ответственности за неуплату налогов в пределах задекларированной базы и от обязанности раскрывать источник происхождения задекларированных ценностей. Однако после декларационной кампании будут введены косвенные методы контроля за уплатой налогов на основании анализа текущих расходов физлиц.

В свою очередь, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий отметил, что нулевое декларирование и косвенные методы контроля за уплатой налогов вводятся, прежде всего, не с целью наполнения казны, а как раз для формирования базы данных плательщиков налогов. При этом нардеп отметил, что важно, чтобы предложенным механизмом не смогли воспользоваться коррупционеры для легализации своих незаконных доходов, а также сделал акцент на том, что контроль за расходами нельзя вводить без других преобразований в налоговой сфере. «Концепции нулевого декларирования и легализации доходов, по моему мнению, должны рассматриваться параллельно с тремя инициативами: налоги на заработную плату, контролируемые иностранные компании и снижение ставки налога на прибыль», – сказал он, объясняя, что нужно снизить налоговую нагрузку на бизнес и граждан, поскольку именно эти факторы ныне стимулируют уклонение от уплаты налогов. 


Предполагается, что разовое декларирование пройдет в течение IV квартала 2016 г. Если будет принят соответствующий закон, с 1 октября до 31 декабря с. г. граждане смогут подать декларации на добровольных началах. Налог по ставке 5% будет рассчитываться с той суммы, которую декларант определит самостоятельно, при этом ГФС не сможет проверять достоверность сведений в декларации, а декларант освобождается от ответственности за неуплату налогов в пределах задекларированной базы и от обязанности раскрывать источник происхождения задекларированных ценностей. Однако после декларационной кампании будут введены косвенные методы контроля за уплатой налогов на основании анализа текущих расходов физлиц.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Андрей Журжий, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики

– Важно подойти к вопросу нулевого декларирования взвешенно, не спеша, и определиться с целью. Например, первый вариант проекта, который был презентован, предусматривал, что декларации могут подать все, в т. ч. люди, которые работали на госслужбе и, возможно, получали коррупционные доходы. Им предположительно также давалось право подать декларации. Но простите, они не имеют такого права и ни при каких обстоятельствах не могут его иметь. Законопроект должен быть проанализирован, чтобы не вышло так, что мы в спешке делаем нулевое декларирование исключительно для того, чтобы дать возможность коррупционерам избежать ответственности. Чтобы не получилось так, что мы создали ряд антикоррупционных органов, приняли соответствующее законодательство и тут же дали возможность коррупционерам легализироваться.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Як суддівські мантії та архітектура судів впливають на сприйняття громадянами судової влади
Новости онлайн