«Коллапса судебной системы не будет», – руководитель главного департамента правовой политики Администрации Президента Константин Красовский

11:54, 18 июля 2016
Газета: 27-28 (345-346)
В начале осени изменения, наработанные советом по вопросам судебной реформы, будут вынесены на общественное обсуждение...
«Коллапса судебной системы не будет», – руководитель главного департамента правовой политики Администрации Президента Константин Красовский
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Беседовал
Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета»

Скоро судебная система Украины будет жить по новым правилам. Реформа затронет всю судебную вертикаль от судов первой инстанции до Верховного Суда и коснется тысяч людей. Тем не менее, многое в концепции реформы пока остается неясным. Почему Президент подписал Закон «О судоустройстве и статусе судей» только в июле? Есть ли отличия в финальном варианте закона? Сможет ли реформированная судебная система избежать серьезных сбоев на начальном этапе работы? Почему адвокатам и ученым предложили работать судьями сразу в апелляционной и кассационной инстанциях? Будет ли все-таки создан Высший антикоррупционный суд? Обо всем этом «Судебно-юридической газете» рассказал руководитель главного департамента правовой политики Администрации Президента Украины, секретарь Совета по вопросам судебной реформыКонстантин Красовский.

– 13 июля Президент подписал новую редакцию Закона «О судоустройстве и статусе судей», принятую парламентом еще 2 июня. Почему так долго не подписывался закон? Особенно, если сравнить с изменениями в Конституцию в части правосудия, которые Президент подписал еще в июне?

– Тут нет какой-то интриги. Дело в том, что в тот же день, 2 июня, народные депутаты Надежда Савченко и Юрий Богдан-Шухевич зарегистрировали проект постановления №4743-П об отмене решения Верховной Рады о принятии в целом и за основу проекта Закона «О судоустройстве и статусе судей». Только 16 июня парламент рассмотрел и отклонил это постановление. Следовательно, закон попал на подпись к Президенту позднее, чем изменения в Конституцию в части правосудия и, соответственно, был подписан позднее.

– Отличается ли подписанный Президентом закон от того варианта, который был внесен в парламент?

Отличается только в части тех поправок, которые одобрил 2 июня Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия.

– На создание нового единого Верховного Суда отведено время до весны следующего года. Однако очевидно, что изменения в процессуальные кодексы должны нарабатываться сейчас, иначе потом может возникнуть проблема, когда будет новый суд, но останется старое законодательство. Что будет, если необходимые изменения своевременно не будут разработаны, или парламент не сможет своевременно их принять?

– Изменения будут наработаны своевременно. Совет по вопросам судебной реформы активно работает над ними. В начале осени они будут вынесены на общественное обсуждение. Будем надеяться, что и Верховная Рада примет все изменениям своевременно. Вариантов с несвоевременным принятием просто нет. Ведь если мы рассчитываем, что новый Верховный Суд начнет работу в начале 2017 г., мы должны обеспечить принятие необходимого процессуального законодательства.

– Закон предусматривает, что адвокаты и ученые с соответствующим стажем работы в сфере права могут участвовать в конкурсе на должности судей апелляционных судов и Верховного Суда. Получается, что многие их коллеги, которые ранее работали адвокатами, а теперь работают судьями первой инстанции, оказываются в неравном положении. Почему вообще привилегия работать сразу в апелляционной и кассационной инстанции касается адвокатов и ученых? Ходят разговоры, что таким образом они смогут избежать персональной ответственности за принимаемые решения, поскольку решения в этих судах принимаются коллегиально.

– Нет никакой дискриминации, поскольку нормы Закона предусматривают наличие у кандидата совокупного стажа. Т. е. если у человека есть 5 лет стажа работы адвокатом и 5 лет стажа работы судьей, т. е. совокупный стаж составляет 10 лет, он может подать документы на конкурс. Если же говорить в целом, то опытные адвокаты и ученые в сфере права привнесут в судебную систему «свежую кровь» и позволят избежать корпоратизации системы.

– Насколько реальны обещания повысить судейское вознаграждение? Не получится ли так, как было в прошлые годы, когда, несмотря на прописанные в законе нормы, рост уровня судейского вознаграждения был заморожен?

– Во-первых, принятые нормы предусматривают, что изменить уровень судейского вознаграждения можно только путем внесения изменения в Закон «О судоустройстве и статусе судей», а не законом о госбюджете, как сейчас. А во-вторых, нагрузка на государственный бюджет будет расти постепенно. Мы надеемся, что народные депутаты понимают необходимость повышения уровня судейского вознаграждения и не будут менять свое решение от сессии к сессии.

– Нет ли опасений, что новый Верховный Суд будет завален делами и не сможет эффективно работать?

– Изменения, принятые на уровне процессуального законодательства, и работающая система досудебного урегулирования споров помогут этого избежать. Поэтому мы активно работаем в этих направлениях. Времени как раз достаточно.

– Какая судьба ждет судей-«пятилеток»?

– После окончания полномочий они имеют право участвовать в конкурсе на должности судей.

– Будет ли все-таки создан Высший антикоррупционный суд?

– Такой суд будет создан. На данном этапе важно четко сформулировать требования к судьям этого суда, предусмотреть гарантии их безопасности, да и в целом прописать эффективную модель функционированияВысшего антикоррупционного суда. Не следует забывать и о том, что Высший антикоррупционный суд – это суд первой инстанции, поэтому формирование нового Верховного Суда как наивысшего суда в системе судоустройства Украины является первоочередной задачей.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей