4 февраля с. г. Верховная Рада приняла законопроект №1630 «О внесении изменений в Уголовный кодекс относительно усовершенствования защиты профессиональной деятельности журналистов» с целью дальнейшего совершенствования законодательного механизма, обеспечивающего защиту профессиональной деятельности журналистов.
«Документ направлен на защиту определенных Конституцией Украины демократических принципов общественной жизни. Задачей законопроекта является совершенствование законодательной базы и устранение недостатков законодательного регулирования вопросов, связанных с действующим правовым механизмом обеспечения защиты профессиональной деятельности журналистов», – сказано в самом проекте.
Справился ли он с поставленными целями и как будет реализован, попытались разобраться журналисты, юристы, судьи и сами законодатели.
Вот как прокомментировала «Судебно-юридической газете» новые нормы исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк:
«Могу отметить, что законопроект №1630 «О внесении изменений в Уголовный кодекс относительно усовершенствования защиты профессиональной деятельности журналистов» я однозначно оценить не могу. С одной стороны, он предлагает те вещи, которых не хватало журналистам. Что меня наиболее удивило и даже возмутило, так это внедрение в рамках этого законопроекта уголовной ответственности за препятствование доступу журналиста к информации.
Это абсолютно не прогрессивная и не европейская норма, это не настолько ужасное деяние для такой чересчур жесткой санкции. На практике она не будет работать. У нас за более тяжкие преступления в отношении журналистов за прошлый год только 11 дел дошло до суда, хотя потерпевших журналистов за последние годы накопилось несколько сотен.
В Европе, например, все граждане имеют свободный доступ к информации, а мы делаем какой-то избирательный доступ. Сегодня уже есть рабочие механизмы, с помощью которых можно решить проблему, если кто-то кому-то, в т. ч. журналисту блокирует доступ к информации. Эти вопросы с успехом решаются в судах, этими вопросами очень хорошо занимается офис омбудсмена. А решение таких вопросов в рамках уголовного производства – это абсолютно бесперспективно. Вместо того, что бы сделать рабочей всю систему, усовершенствовать и согласовать порядок обмена информацией между организациями».
С анализом принятого закона, мнением парламентариев, судей и других экспертов можно будет ознакомится уже 15 февраля 2016 года в свежем выпуске «Судебно-юридической газеты».