Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
За Высшим советом правосудия было бы уместно закрепить право законодательной инициативы.
Об этом заявил судья Киевского районного суда города Одессы Игорь Борщев.
«Изменениями в Конституцию Украины предусмотрено создание нового органа — Высшего совета правосудия — коллегиального, независимого конституционного органа судейского самоуправления, который действует в Украине на постоянной основе.
Основной задачей этого органа является обеспечение независимости судебной власти с одновременным обеспечением ее функционирования на основе ответственности, подотчетности перед обществом.
Кроме этого, Высший совет правосудия будет заниматься формированием добропорядочного и высокопрофессионального корпуса судей, следить за соблюдением норм Конституции и законов Украины, а также профессиональной этики в деятельности судей и прокуроров.
По проекту Закона Украины «О Высшем совете правосудия», внесенного президентом в Верховную Раду Украины, одним из полномочий Высшего совета правосудия, предусмотренных п. 15 ч. 1 ст. 3, является предоставление обязательных к рассмотрению консультативных заключений по законопроектам относительно вопросов создания, реорганизации или ликвидации судов, судоустройства и статуса судей, обобщения предложений судов, органов и учреждений системы правосудия в отношении законодательства касательно их статуса и функционирования, судоустройства и статуса судей.
Вместе с тем, считаю, что новообразованный конституционный орган должен иметь полномочия законодательной инициативы, а не только предоставление обязательных к рассмотрению консультативных заключений по законопроектам по вопросам создания, реорганизации или ликвидации судов, судоустройства и статуса судей.
Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Вместе с тем, только судебная власть не имеет права законодательной инициативы. Правом законодательной инициативы наделены и Верховная Рада Украины, и президент Украины, и Кабинет Министров Украины, а судебная власть — нет. Почему такая дискриминация и неравенство ветвей власти?
Верховный Суд Украины никогда не был субъектом законодательной инициативы, хотя именно это тот орган, который непосредственно занимается правоприменительной деятельностью. Ведь Верховный Суд как никто видит пробелы и коллизии законодательства; мог бы качественно и быстро нарабатывать соответствующие изменения и подавать законопроекты на рассмотрение Верховной Рады Украины по установленной процедуре.
Почему бы за Высшим советом правосудия не закрепить право законодательной инициативы? Тем более, что это согласуется с полномочиями Высшего совета правосудия — обобщать предложения судов, органов и учреждений системы правосудия в отношении законодательства относительно их статуса и функционирования. Целесообразным было бы также расширить круг этих полномочий», — аргументировал свою точку зрения судья.