Для назначения судьей нужно пройти конкурс, но не всем, — член Высшего совета юстиции А. Маловацкий

15:50, 24 ноября 2016
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Могут ли претендовать на должность судьи владельцы мантий без полномочий, суды которых находятся на оккупированных территориях?
Для назначения судьей нужно пройти конкурс, но не всем, — член Высшего совета юстиции А. Маловацкий
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Яна Собко,

Мария Мисюра,

«Судебно-юридическая газета»

 

Каким будет процесс назначения судей бессрочно в рамках нового закона?

Могут ли претендовать на должность судьи владельцы мантий без полномочий, суды которых находятся на оккупированных территориях?

Необходимо ли прохождение дополнительного конкурса судьям-«пятилеткам»?

На все эти вопросы, а также о других тонкостях назначения судей по новой процедуре, «Судебно-юридической газете» рассказал секретарь секции по назначению и увольнению судей Высшего совета юстиции Алексей Маловацкий.

 

— Когда начнется процесс рассмотрения дел об избрании судей бессрочно?

Процесс рассмотрения дел о назначении судей уже фактически начался. Члены Высшего совета юстиции получили материалы и таким образом, насколько мне известно, начали проверку.

Процесс назначения — это не просто голосование на заседании Высшего совета юстиции. Голосование — это финальная стадия. До этого момента нужно провести много работы. Предполагаю, что первые заседания Совета по вопросам назначения судей начнутся уже в этом году.

 

— Для вынесения решения о назначении судей необходимо принятие Верховной Радой Закона «О Высшем совете правосудия» или для этого достаточно последних изменений Регламента Высшего совета юстиции? 

— Ждать Закон «О Высшем совете правосудия» Высший совет юстиции не имеет возможности, поскольку в судебной системе остро стоит вопрос дефицита кадров и примерно более чем 100 судов недоукомплектованы судьями. Даже есть суды, в которых нет ни одного судьи.

Именно по этой причине Совет уже начал работать над вопросами назначения судей бессрочно.          

 

— Сколько всего рекомендаций о бессрочном избрании судей переданы из Верховной Рады?

— Согласно информации общего отдела Высшего совета юстиции, парламент передал 856 дел на судей-«пятилеток».

 

— Какова будет очередность рассмотрения дел судей? Согласно списку, переданному из парламента, или в алфавитном порядке?

В Высшем совете юстиции действует автоматический процесс распределения материалов, переданных на рассмотрение. Именно по этой причине, ни списком, ни в алфавитном порядке дела судей рассматриваться не будут.

Каждый член самостоятельно, в пределах полученных материалов, определяет очередность рассмотрения, и по мере готовности дел к рассмотрению и будет рекомендовать Совету рассмотреть вопрос назначения на Совете.

Необходимо также принимать во внимание то обстоятельство, что ряд документов, переданных Верховной Радой, содержат материалы, рассмотренные Высшей квалификационной комиссией судей еще в 2012-2014 гг., которые требуют уточнений и обновления информации.

Вся информация, которую необходимо судьям обновить, размещена на сайте Высшего совета юстиции и поэтому, чем раньше Совету будут предоставлены такие документы, тем раньше может быть рассмотрен вопрос назначения.

Также необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что решение о назначении судьи Совет может принимать только 14 голосами (как указано в проекте Закона «О Высшем совете правосудия»). И как следует из логики действующего закона, при условии того, что один из членов Совета не принимает участие в заседаниях, остро стоит вопрос кворума, поскольку только 14 членов принимают участие в заседаниях Совета и несогласие одного из них с предложенным решением грозит увольнением судьи, который не был рекомендован.  

 

— Сколько времени займет данная процедура?

— Если мы имеем около 850 дел, то это на каждого члена где-то приблизительно по 70. Хотя, некоторые дела не будут рассматриваться, т.к. кто-то уже назначен, кто-то отказался и т.д.

Я думаю, что на протяжении 3-4 месяцев должен закончиться весь этот процесс.

Конечно же, есть необходимость срочного реагирования, к примеру, к комплектации судов, которые имеют кадровый голод. Есть суды, в которых нет ни одного судьи с полномочиями. Совет в первую очередь сконцентрируется на этих судьях, т.е. назначение по этим судьям будет проходить в первую очередь, поскольку мы понимаем, что этого требует система, которая не может существовать в вакууме, ведь необходимо осуществлять правосудие.

 

— Что будет с судьями, рекомендованными на назначения в суды, которые находятся на оккупированной территории так называемых «ДНР» и «ЛНР»?

— Это очень важный вопрос. Поскольку указанные судьи были рекомендованы Высшей квалификационной комиссии в определенные суды, соответственно они должны быть в эти суды и назначены.

В том случае, если суды не работают, Законом «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрена процедура перевода или командировки судьи в другие суды на определенный период времени — сроком до 1 года.

Мое мнение, что судей из судов, которые находятся на территориях проведения АТО и временно не работают, можно откомандировать в суды, где есть вакантные должности и высокая нагрузка. Таким образом, возможно, удастся временно решить проблему трудоустройства таких судей с одной стороны, и проблему кадров в судах — с другой. 

Для этого Высшая квалификационная комиссия судей должна разработать порядок перевода и откомандирования судей из зоны проведения АТО. На основании ее рекомендации Высший совет юстиции будет выносить решение о командировке или о переводе такого судьи.

Следует, однако, указать, что такие полномочия Высшего совета юстиции предусмотрены в проекте Закона «О Высшем совете правосудия» и, соответственно, такие решения могут быть приняты только после принятия парламентом указанного закона.

 

— Судьи, рекомендации об избрании которых уже находятся в Высшем совете юстиции, должны будут проходить конкурс?

Если речь идет о назначении кандидатов на должность судьи впервые, рекомендации об избрании  которых были внесены в Высший совет юстиции до 30 сентября 2016 года и ним не рассмотрены до этой даты или не назначены на должность, то указанные кандидаты должны будут пройти квалификационный экзамен и принять участие в новом конкурсе. Указанная логика действия предусмотрена в проекте Закона «О Высшем совете правосудия».

Мне также известно, что в парламент одним из народных депутатов было внесено предложение об изменения этих норм законопроекта, и предложено продолжить назначение кандидатов на должности судей, т.к. они были рекомендованы Высшей квалификационной комиссией.

Однако, указанные изменения не согласуются с положениями измененной Конституции, поскольку Высшая квалификационная комиссия судей рекомендовала назначать кандидатов на должность судьи впервые на пять лет. С принятием изменений в Конституцию, которая вступила в силу 30 сентября 2016 года, все судьи назначаются на постоянной основе и, соответственно, назначение судей впервые на пять лет не осуществляется и противоречит закону. Таким образом, указанные кандидаты утратили право на занятия должности судьи.

Но, насколько я могу допускать, инициатор законопроекта учитывает, что новые процессы отбора судей займут как минимум полтора года, а эти кандидаты уже прошли большинство стадий отбора. Именно поэтому и была внесена в законопроект норма о предоставлении возможности таким кандидатам подтвердить свой уровень профессиональной квалификации и принять участие в новом конкурсе, а не в полной мере утратить право быть назначенными и начинать все процессы отбора снова. 

 

— Что делать судьям, рекомендации о бессрочном избрании которых еще нет в Высшем совете юстиции? Они также будут проходить конкурс?

 Эта категория кандидатов подпадает под действия норм, указанных в п. 13 переходных положений Закона «О судоустройстве и статусе судей» и, соответственно, для них выход только один — идти на новый квалификационный экзамен и принимать участие в конкурсе.

 

— Как Высший совет юстиции будет рассматривать назначение судей, к которым были претензии со стороны активистов и политиков? Готов ли Совет к давлению со стороны общественности?

 Хочу отметить, что Совет уже рассматривал и еще будет рассматривать материалы дел о дисциплинарных проступках судей, которые выносили решения в отношении активистов массовых протестов 2013-2014 гг. И тогда мы справились с давлением.

Давление в любом случае существует, поскольку члены Совета живут теми же ценностями, что и вся страна, поэтому иногда внутреннее давление превышает внешнее. Порой возникает желание, невзирая ни на что, принять решение об увольнении. Но в каждом деле есть свои особенности, и в них нужно разбираться. В этом и есть суть правосудия.

Хотел бы уточнить, что «судей Майдана» увольняют не за их решение, а за нежелание рассматривать дела.

Ведь проще постановить решение в пользу сильной стороны (а тогда это были следствие и прокуратура), не исследовать все обстоятельства дела и не стоять на защите прав граждан, что прямо предусмотрено Уголовным процессуальным кодексом. 

Что касается давления общественности на Совет, хотел бы просить всех представителей общественности перейти к конструктиву.

В том случае, если им известны факты, которые препятствуют назначению судей, необходимо уведомить Совет об этом на основании соответствующих заявлений, предусмотренных в законодательстве с предоставлением документов, подтверждающих такие факты. Не нужно ограничиваться уведомлениями в Facebook или в печати о том, что судья не соответствует должности, поскольку он вынес не такое решение, как ожидала сторона.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый