Организациям могут усилить ответственность в вопросе судебного сбора

10:30, 15 декабря 2016
Принцип равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом, а также обеспечение на должном уровне осуществления предоставленных полномочий органами государственного надзора и контроля предлагается закрепить.
Организациям могут усилить ответственность в вопросе судебного сбора
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Принцип равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом, а также обеспечение на должном уровне осуществления предоставленных полномочий органами государственного надзора и контроля предлагается закрепить.

Так, 9 декабря 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5521 «О внесении изменений в ст. 94 Кодекса административного судопроизводства Украины».

Инициатором законопроекта выступил Кабинет Министров Украины.

 

Судебный сбор и освобождение от его уплаты

Принятие проекта Закона Украины «О внесении изменений в ст. 94 Кодекса административного судопроизводства Украины» обусловлено объективной необходимостью обеспечения реализации, закрепленного п. 2 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины и п. 3 ч. 1 ст. 7 Кодекса административного судопроизводства Украины, принципа равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом.

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора», принятым Верховной Радой Украины 22 мая 2015 года, внесены изменения в Закон Украины «О судебном сборе», которые вступили в силу с 1 сентября 2015 года.

Указанными изменениями уменьшено количество плательщиков, которые освобождаются от уплаты судебного сбора, и, в частности, отменены льготы по уплате судебного сбора субъектами властных полномочий, в т.ч. и в случае обращения государственных органов в суд относительно защиты прав и интересов других лиц.

 

Госнадзор за хозяйственной деятельностью

Как говорится в пояснительной записке, ч. 7 ст. 7 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» определяет необходимость обращения органа государственного надзора (контроля) при наличии оснований для полного или частичного приостановления производства (изготовления), реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, обращения в порядке и сроки, установленные законом, с соответствующим иском в административный суд.

Как пример, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям в соответствии с возложенными задачами осуществляет государственный надзор (контроль) за соблюдением и выполнением требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности и гражданской защиты.

Основаниями для полного или частичного приостановления работы субъекта хозяйствования, соответственно ч. 2 ст. 68 Кодекса гражданской защиты Украины, является установление на объектах/субъектах хозяйствования нарушений требований законодательства в сфере техногенной и пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью людей.

 

Административные иски подавались, вопреки запретам

Как говорится в пояснительной записке, за период с марта по август 2015 года, во время запрета на проведение проверок и осуществление проверок, только с разрешения Кабинета Министров Украины ГСЧС Украины поданы 673 административные иски до определенной правительством категории субъектов хозяйствования.

После вступления в силу 1 сентября 2015 года Законом выполнение ГСЧС Украины и ее территориальными органами указанных полномочий значительно затруднено, а иногда и невозможно в связи с отсутствием в ГСЧС Украины соответствующих сметных назначений.

«Кроме этого, принятие законопроекта также обусловлено необходимостью усиления ответственности субъектов хозяйствования за выполнение требований законодательства. Например, по текущей редакции ст. 94 Кодекса административного судопроизводства Украины субъект хозяйствования (юридическое лицо) не обеспечил выполнение требований законодательства по вопросам пожарной безопасности, чем создал угрозу жизни и здоровью людей, и в случае применения к нему судом мер реагирования освобождается от обязанности уплаты осуществленных ГСЧС Украины судебных расходов.

В то же время принятие проекта Закона даст возможность в значительной степени уменьшить нагрузку на Государственный бюджет Украины», — заявил министр внутренних дел Украины Арсен Аваков.

 

Как и на кого предлагается распределять судебные расходы

Проектом акта предлагается изложить ст. 94. «О распределении судебных расходов» в таком виде:

  • п. 2. «Если судебное решение принято на пользу стороны-субъекта властных полномочий, то суд присуждает с другой стороны все осуществленные им документально подтвержденные судебные расходы, связанные с уплатой судебного сбора, привлечением свидетелей и проведением судебных экспертиз»;
  • п. 4. «В делах, в которых истцом является субъект властных полномочий, а ответчиком — физическое или юридическое лицо, судебные издержки, осуществленные истцом, с ответчика не взыскиваются, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, и с учетом положений ст. 5 Закона Украины «О судебном сборе».

 

Что предлагается законопроектом

Принятие проекта Закона обеспечит реализацию, закрепленного п. 2 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины и п. 3 ч. 1 ст. 7 Кодекса административного судопроизводства Украины, принципа равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом, а также обеспечит на должном уровне осуществление предоставленных полномочий органами государственного надзора и контроля, что будет способствовать соблюдению законодательства субъектами хозяйствования.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Коваленко
    Інна Коваленко
    суддя Дніпровського районного суду міста Києва