В последнее время все большую активность набирают заявления о том, что наступивший год обещает стать периодом кардинальных перемен для Украины в сфере защиты прав человека. На данный момент отечественные реформы обсуждаются и анализируются в Европе. А это, без малого, изменения, касающиеся всей системы правоохранительных органов, судебной ветви власти, адвокатуры – по каждому направлению уже готовы соответствующие законопроекты. Стоит ли возлагать надежды на реформы в 2012-м году?!
2011 год был непростым этапом реализации новых законодательных положений. Напомню, начало года ознаменовалось хаосом с внедрением автоматизированной системы документооборота – для многих местных судов этот процесс стал настоящим испытанием ввиду отсутствия необходимой материально-технической базы. Достаточно много жалоб поступало и со стороны лиц, исковые заявления которых не регистрировали в судах вовремя ввиду указанной ситуации. Более того, сами судьи иногда описывали нововведение в негативном ключе. Однако к концу года обе стороны пришли к выводу – новация себя оправдала: представителям судов стало гораздо проще работать, а гражданам – получить необходимую информацию о ходе своего дела. Это еще раз доказывает: любые изменения изначально могут вызывать отторжение. Ведь старой системе необходимо перестраиваться, что, так или иначе, введет к определенному дискомфорту участников процесса. В то же время, жить дальше с явлениями, укоренившимися в нашей практике, тем же безальтернативным обвинительным уклоном в уголовном процессе, невозможно: мир давно шагнул вперед, пора и Украине решится на перемены.
Отчетливой перспективой текущего года является принятие новых законов об адвокатуре и прокуратуре, Уголовного процессуального кодекса, который успели окрестить как революционный, – и, судя по всему, сам факт его разработки и внесение в парламент является таковым. Все анонсированные документы направлены на повышение защиты прав человека. Другой вопрос, сколько пройдет времени на изменение мировоззрения представителей органов, ответственных за реализацию инновационных положений.
О проекте нового УПК. Можно ли говорить о реальном приближении к европейским стандартам в контексте проекта, внесенного в Верховную Раду?!
- Законопроект, предложенный авторским коллективом рабочей группы при Президенте Украины, прошел ряд консультаций. На него было дано подробное заключение экспертов Совета Европы, которые, дословно, отмечают, что новый проект УПК ясно указывает на существенные усилия, направленные на совершенствование предыдущих проектов. Речь идет и о соответствии европейским стандартам, в частности Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практики Европейского суда по правам человека.
Что касается и реформы украинского уголовного процесса, он обещает стать поистине революционным: вводится суд присяжных; институт следственного судьи, исключительно по решению которого предлагается избирать меру пресечения и продлевать ее срок, осуществлять негласные следственные действия, ограничивающие конституционные права лиц, наложение ареста на имущество, принудительный привод, наложение денежного взыскания за неисполнение процессуальных обязанностей, отстранение от должности и пр.; ликвидируется возможность направления дела на дополнительное расследование, расширяются права защиты. Интересным моментом также может стать создание нового органа, который бы занимался расследованиями правонарушений.
У проекта УПК имеются и свои «подводные камни», например, защитниками теперь смогут выступать только адвокаты. С одной стороны, это повышает профессиональный уровень процесса, с другой – лишает родственников обвиняемых прав, которые они имели ранее. Вызывает вопросы и финансовая сторона документа – в частности, где взять деньги на реализацию положений о внедрении той же видеоконференцсвязи в условиях хронической нехватки средств на судебную систему.
В то же время, стоит отметить, что пользоваться «распухшим» от правок, по словам самих судей, УПК 1960-го года, далее невозможно. Эффективность его норм давно находится под сомнением, и коррекция отдельных статей положение не спасает – нужно реформировать весь процесс в комплексе.
- На реализацию прогрессивных норм УПК может пойти не один год. Более того, само по себе принятие закона не решит проблем – необходимо реформировать всю систему правоохранительных органов. Причем реформировать с точки зрения не только законодательных требований к квалификации их состава, но и мировоззрения исполнителей: сегодня, как известно, уклон у их представителей один – обвинительный, и любое несогласие с такой позицией вызывает контрдействия. Это ведет к следующему выводу: планомерная реализация новых положений невозможна без по-настоящему независимых судей. А для воплощения этой цели тоже необходимо провести реформы. В любом случае можно констатировать, что первый шаг на пути к европейским стандартам Украина сделала, и практически все стороны солидарны: есть политическая воля, которой не было целых 15 лет – именно столько времени прошло с тех пор, как, присоединяясь к Совету Европы, Украина обязалась реформировать уголовное судопроизводство. Таким образом, медлить с изменениями нельзя.
О перспективах судебной ветви власти в 2012-м году
- Безусловно, это продолжение реформы, начатой в 2010-м году. В то же время, отечественные и зарубежные эксперты не раз отмечали, что принятие новых законодательных актов, касающихся судебной системы, без внесения изменений в Конституцию не даст необходимого эффекта. Результативным может быть только комплексный «апгрейд» Основного Закона Украины, который коснулся бы и судоустройства. В первую очередь, это устранение политического фактора в процессе назначения или избрания судей, а именно исключение из данного процесса парламента.
Таким образом, следующий шаг по внесению изменений в Конституцию активно обсуждается, и очевидно, что он неизбежно произойдет. Мы не можем дальше обращаться к зарубежным экспертам с тем, чтобы они рассматривали наши очередные законопроекты по усовершенствованию судоустройства, когда главной преградой юридического характера являются конституционные положения, которые не позволяют судебной системе Украины соответствовать европейским стандартам. Не исключено, что в этом году, по крайней мере, первый шаг в этом направлении будет сделан.