Совету НБУ хотят расширить полномочия по неплатежеспособным банкам

17:35, 13 декабря 2016
Совету Национального банка Украины расширят права и разрешат проводить экспертизу по категории банков, отнесенных к «неплатежеспособным».
Совету НБУ хотят расширить полномочия по неплатежеспособным банкам

Андрей Кривещенко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Совету Национального банка Украины расширят права и разрешат проводить экспертизу по категории банков, отнесенных к «неплатежеспособным».

Так, 21 октября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5304 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения эффективности регуляторной деятельности Национального банка Украины».

Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Михаил Довбенко, Иван Фурсин, Максим Поляков, Виктор Романюк, Денис Дзензерский и Руслан Сольвар.

 

Ситуация банковской системы в государстве

В условиях значительного оттока вкладов из банковской системы, снижения уровня платежной дисциплины заемщиков, существенного роста официального валютного курса, выведения с рынка целого ряда банков, а вместе с ними и миллиардов гривен средств бизнеса и населения, банковская система нуждается в эффективной регуляции, что обеспечит ее сохранность и, следовательно, нормальное функционирование всей экономики.

«Уровень капитализации непосредственно влияет на кредитный рейтинг банков, снижает риски для вкладчиков, способствует увеличению доверия к банкам со стороны их клиентов», — отмечают народные депутаты.

Как говорится в пояснительной записке, в такой ситуации государством должны приниматься все возможные меры для создания условий и прозрачных процедур взаимодействия Национального банка и банков — особенно в ситуации отнесения их к категории проблемных.

 

Механизм Национального банка Украины

Текущее регулирование процедуры отнесения банков к категории проблемных не является комплексным и содержит в себе противоречия, в частности, ведет к отмене судами решений Национального банка Украины об отнесении банков к категории проблемных и их дальнейшему выведению с рынка.

Также, по информации Национального банка, большинство банков, в отношении которых было принято решение о признании их проблемными, в дальнейшем были признаны неплатежеспособными, что является признаком непродуктивности использования этого механизма в существующей регуляции.

Поэтому является необходимым внесение соответствующих изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» в части упорядочения процедуры и последствий признания банков проблемными.

«Также, учитывая, что признание банка проблемным с большой вероятностью ведет к следующему признанию его неплатежеспособным (что влечет за собой все негативные последствия, связанные с выводом банка с рынка через процедуру работы Фонда гарантирования вкладов физических лиц), считаем необходимым ограничить критерии отнесения банков к категории неплатежеспособных, но и к категории проблемных, исключительно нормами закона, с целью минимизации влияния субъективных факторов», — отмечают народные депутаты.

 

Проблемы в банковской системы остаются нерешенными

Еще одним фактором, что вносит неопределенность в регулирование банковской системы, является отмененная в 2015 году норма о необходимости регистрации актов Национального банка Украины в Министерстве юстиции Украины. Усиливая, с одной стороны, независимость Национального банка Украины как регулятора, с другой стороны это привело к сужению досудебных методов урегулирования проблемных вопросов и ведет к риску злоупотребления правом со стороны государственного органа.

Как говорится в пояснительной записке, отмена этой нормы, вместе с выводом большинства актов Национального банка Украины из-под действия законодательства о государственном регулировании, лишает какой-либо возможности апеллировать к самой их законности и соответствия реалиям, что негативно сказывается как на банковском секторе, так и на инвестиционном климате в Украине в целом.

Соответственно, представляется целесообразным наделить Совет Национального банка правом проводить экспертизу, при наличии соответствующего аргументированного обращения, нормативно-правовых актов Национального банка, которые являются регуляторными согласно закону, на соответствие требованиям законодательства Украины.

 

Повышение работоспособности НБУ

Целью законопроекта является создание эффективных механизмов для повышения эффективности регуляторной деятельности Национального банка Украины.

Введение предлагаемых законопроектом изменений будет способствовать повышению институциональной способности Рады Национального банка Украины и устранит элемент субъективности со стороны сотрудников НБУ при отнесении банка к категории проблемных.

Также закон будет способствовать внедрению более четкой и прозрачной процедуры взаимодействия Национального банка и банка, отнесенного к категории проблемных.

 

Что включает в себя предлагаемый законопроект

Законопроект предусматривает предоставить Совету Национального банка Украины право проводить экспертизу нормативно-правовых актов Национального банка, которые являются регуляторными согласно закону, на соответствие требованиям законодательства Украины.

Также предусматривается ограничение перечня оснований отнесения банков к категории проблемных требованиями Закона, что должно защитить банковский сектор от, иногда, предвзятых действий НБУ.

Как говорится в пояснительной записке, проблемный банк Украины в течение десяти рабочих дней с момента отнесения его к категории проблемных обязан подать в Национального банка Украины план мероприятий по приведению своей деятельности в соответствие с законодательством.

Национальный банк Украины в свою очередь, в течение десяти рабочих дней с момента получения такого плана мероприятий, обязан его рассмотреть и проанализировать соответствие предложенных мероприятий основаниям, из которых банк был отнесен к категории проблемных, и принять одно из следующих решений:

  • согласовать план мероприятий;
  • отклонить план мероприятий;
  • предоставить обоснованные предложения по доработке плана мероприятий.

В случае предоставления Национальным банком Украины предложений по доработке плана мероприятий, проблемный банк обязан в течение трех рабочих дней подать в Национальный банк Украины доработанный план мероприятий, а Национальный банк Украины в течение трех рабочих дней после подачи доработанного плана мероприятий обязан принять решение о согласовании или отклонении такого плана.

Также общий срок выполнения проблемным банком согласованного Национальным банком Украины плана мер (с учетом изменений к нему — прим. ред.) не может превышать 180 дней со дня отнесения банка к категории проблемных.

После истечения 180 дней со дня отнесения банка к категории проблемных Национальный банк Украины обязан в течение трех рабочих дней принять решение о признании деятельности банка соответствующей законодательству, или об отнесении банка к категории неплатежеспособных.

 

Безопасность банковской системы в Украине

Принятие указанного законопроекта позволит Национальному банку Украины более эффективно регулировать рынок банковских услуг и обеспечить создание надлежащих условий для выполнения им одной из основных функций — обеспечение безопасности и финансовой стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов, а также увеличит доверие к банковской системе.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Зарплати суддів: що мав на увазі КСУ, визнавши окремі норми неконституційними
Сегодня день рождения празднуют
  • София Данылив
    София Данылив
    судья Красноармейского горрайонного суда Донецкой области
  • Андрей Костенко
    Андрей Костенко
    судья Хмельницкого апелляционного суда
  • Елена Шкорина
    Елена Шкорина
    судья Киевского апелляционного суда
  • Юрий Луценко
    Юрий Луценко
    Генеральный прокурор Украины
  • Елена Терлецкая
    Елена Терлецкая
    судья Киевского окружного административного суда